Ездюки.ру: три месяца жизни проекта

в 5:38, , рубрики: автомобили, закон, краудфандинг, стартап, я пиарюсь, метки: , , ,

В декабре прошлого года мы с ребятами запустили проект Ездюки.ру — можно сказать, в качестве хобби. Началось это примерно так: один из будущих участников команды позвонил мне и сказал…

— «Привет. Я тут подумал — а не сделать ли сайт, где можно будет выкладывать видео? как наши люди вытворяют разное на дорогах, обсуждать это — а то я сегодня ехал туда-то, и в очередной раз удивлялся поведению некоторых граждан. Сколько это займет времени, сильно сложно? Потом посмотрим, что получится...».

В ответ я выразил мнение, что заработать на этом проекте точно не удастся, но сделать можно довольно быстро. Беглое изучение существующих аналогов показало: подобные ресурсы есть, но очень мало, и нет особенно популярных. Посовещавшись с astrikovd — он у нас главный по веб-разработке, решили: сделаем, и «посмотрим, что получится». Тем более, что идея «надоели уроды на дорогах» нам близка.

В процессе раздумий и разработки сайта мы быстро пришли к логичному выводу: ресурс для того, чтобы «выложить видео и обсудить на форуме» — не особо то и нужен. Должно быть что-то, что отличает нас от других. И желательно, хоть какая-то потенциальная польза человечеству: раз не бизнес, то пусть будет смысл. По итогу идеология была сформулирована. Проект Ездюки.ру делает упор на законные методы борьбы с нерадивыми водителями: а именно, ангажирует пользователей подавать онлайн заявления в ГИБДД. Мне кажется, посыл правильный. Несмотря на вроде как отсутствие законодательной базы, это часто работает.

Если вам интересно, что и как получилось на данный момент, как протекала кампания Boomstarter, что я узнал о пиаре, и о том, какая у нас родилась бизнес-идея из области фантазий — добро пожаловать под кат…

Что у нас уже есть:

1. Вполне приличный веб сайт. Посещаемость пока — примирено 8-10 тысяч в месяц.

2. Android приложение. Не очень качественное: мы знаем, где и что там плохо, надеюсь, скоро поправим. Популярностью не пользуется.

3. Постепенный рост в поисковой выдаче: наверное, SEOPult и правда помогает, пользуемся. Но до высот еще далеко — переходов с поисковых систем крайне мало.

4. Пользователи. Есть очень небольшое количество людей, которые используют проект по назначению. С одним товарищем с активной гражданской позицией мы сотрудничаем. Он теперь ведет блог проекта, публикуя реальные «истории успеха» и сканы документов.. Показываем народу, что способ действенный. Но материал сам по себе скучный по умолчанию, полчищ читателей замечено не было.

5. Почти 40 000 рублей собрано на Boomstarter. Не хватает на все хотелки, но кампания еще не окончена…

Технические детали

В качестве платформы выбран уже полюбившийся нам Django Framework, который позволяет разрабатывать веб-приложения действительно быстро, во многом благодаря подходу DRY (Do not Repeat Yourself) и множеству дополнительных библиотек и плагинов.

Например, для того, чтобы реализовать функциональность входа через социальные сети, мы использовали python-social-auth, которая представляет собой набор коннекторов для всевозможных социальных сервисов, начиная от vk.com и заканчивая linked.in.

Так же интересно было реализовать загрузку видео пользователей на youtube, используя один служебный аккаунт. Для этого пригодилась малоизвестная, но достаточно полезная библиотека django-youtube.

В качестве базы данных мы используем PostgreSQL, которая в связке с Django отлично справилась, например с хаброэффектом — сайт работал довольно быстро несмотря на внушительный траффик.

Немного подробностей о Boomstarter

Данный проект — мой второй опыт участия в краудфандинговой кампании. Первый закономерно провалился. Вернее, проект-то живее всех живых, но денег не собрал совершенно. Веру в то, что «у нас это работает» я потерял. Но Ездюки.ру — совсем другое дело: налицо социальная направленность и отсутствие коммерческой составляющей. И когда на меня вышел менеджер Boomstarter, я поверил, что это может сработать. Конечно, на мечты собрать 200, 300 тысяч рублей расчета не было, но вдруг!?

Подготовка материалов, составление текстов — достаточно трудоемкий творческий процесс. На самом деле, если посчитать человекочасы, затраченные мной на кампанию, умножить на среднюю зарплату — не факт, что оно окупилось. Но, как я потом понял, это не главное. Чем же, кроме денег, полезен молодому проекту Boomstarter?

Пиар. Сам ресурс не очень популярен, не ждите притока посещений оттуда. Но менеджер проекта заставит вас рассылать пресс релизы, писать всюду и везде о вашем проекте. Будут советовать, поделятся ссылками, и разное другое. Далее в заметке я более подробно опишу этот процесс.
Обратная связь. Это неплохой способ понять, нужен ли вообще ваш проект. Если, несмотря на титанические усилия по распространению информации, никто или почти никто не проголосовал рублем, быть может, есть смысл переосмыслить то, что вы делаете?
Знакомства. Похоже, что Boomstarter посещают люди, способные оказать не только финансовую помощь проекту. А то и подкинуть идею, предложить партнерство, принести иную пользу.

А теперь о пиаре

Хабр. После старта кампании по сбору средств, в специально предназначенное место Хабра была написана вот эта статья. 12000 просмотров, множество посещений сайта, интересное общение в комментариях, приток спонсорской помощи на Boomstarter — пожалуй, ничего лучше и не придумаешь. Конечно, эффект временный. Но очень существенный. И контингент: более адекватной и интересующейся новыми проектами в рунете публики не найти. Посмотрим на эффект от этой публикации!

Тематические форумы. Тема у нас автомобильная, и я разместил информацию о проекте на многих автофорумах. Реакция людей в основном положительная. Если форумчане пишут комментарии — тема поднимается вверх. Непременно нужно и самому отвечать: как для общения с потенциальными пользователями, так и для поднятия темы. Продолжительность эффекта гораздо больше, чем на Хабре. Но надо понимать, что ресурс этот тоже ограничен. Пример: тема на форуме Екатеринбурга набрала почти 18000 просмотров, что весьма неплохо.

Livejournal. Специфическое явление. В ЖЖ есть множество автомобильных пабликов. Разумеется, я выбрал популярные и написал туда. Реакция — резко негативная, или никакая. Материал либо не публиковали, либо воспринимали злобно и категорично. Любая реклама ресурсов (не важно, коммерческих или нет) вызывает у посетителей резкое отторжение. Если есть хоть намеки на то, что еще и сбор денег идет — тушите свет, вы сразу мошенник и негодяй. Быть может, я ошибаюсь, но не рекомендую использовать для продвижения своего проекта эти ресурсы. Никакой пользы, кроме вреда: там существуют устоявшиеся традиции, идти в чужой монастырь со своим уставом — гиблое дело.

Новостные сайты. Под чутким руководством менеджера Бумстартер я составил пресс-релиз, и стал слать его в редакции различных ресурсов, тематических и не очень, где есть раздел «новости». Считать не считал, но по ощущениям — больше сотни писем оправлено. Городские сайты, автомобильные порталы… рассказывал о новом проекте, предлагал новость. Эффективность оказалась на удивление низкой. Может, виной тому эпатажное наименование сайта? Всего две публикации, по итогу. И, так как сайты малоизвестные, посещаемость с них всего ничего. Это направление бурной пиар деятельности не дало ожидаемого результата.

ВКонтакте. Казалось бы, ничего лучше не придумаешь для рассказа о проекте. Социальная сеть, друзья, у каждого друзья… Завели группу для проекта, написали все друзьям… Но все оказалось сложнее.

Люди — разные. Отношение к социальным сетям, соответственно, тоже. Конечно, все ИТшники с готовностью откликались и разносили по своим друзьям информацию о проекте. Но далеко она не уходила, и понятно почему: предположим, ваш друг, тоже ИТшник, сделал проект и просит вас перепостить запись о нем. Конечно, вы это сделаете: если для вас профиль в социальной сети это средство коммуникаций и инструмент. Но стали бы вы распространять проект неизвестного человека, который перепостил ваш друг? Не всегда. Да и не думаю, что у вас огромная аудитория — ведь вам работать надо, а не целый день сидеть во вконтактике.

Есть другой тип пользователей, очень дружбообильные. Гламурные или просто милые девушки, которые публикуют свои фотографии или цитаты из кулинарных книг, и их перепостивают и лайкают десятки других таких же милых девушек. Каждый уважающий себя айтишник должен иметь несколько таких друзей! Но тут есть нюанс. "Нет, я не могу разместить такое на своей стене! У меня же там гламурное фото в новом <вставьте что-нибудь подходящее>!" Для многих людей профиль в соц. сети это не средство обмена информацией и инструмент. Это часть жизни, часть собственного «я». Это не хорошо или плохо: это факт, который нужно учитывать. Размещение не подходящей (по неясным для вас критериям) информации для такого пользователя равносильно корявому костылю в коде для программиста, неприятно физически.

Что касается популярных лиц. Например, известных журналистов и т.п. Я был почти уверен, что после публикации информации о Ездюках моими приятелями такого рода множество людей потянутся к проекту. Но за обещаниями «да, конечно напишу» ничего не последовало. Для публичных людей профиль в соц. сети — тоже инструмент, но несколько иной. А еще они могут быть зависимы от работодателя: как знать, не ругают ли их за пиар чего-либо мимо кассы.

В общем, с Вконтакте все не сложилось. Для популяризации группы было решено провести розыгрыш видеорегистратора — сейчас он в процессе. Но эффект так же, мизерный. Вероятно, я чего-то не понимаю и что-то делал не правильно. Но что именно — не знаю.

Twitter. Сама мысль стать пользователем твиттера ранее казалась мне чудовищной. В моем воображении он был как гигантская помойка ненужных текстов, пустой информации, потока чьих-то сознаний в плохом смысле этого слова. Но ради проекта я завел твиттер. Что я могу сказать: воображение не подвело. Все так и есть. Наверняка он годится для проведения бунтов и революций, но пиар не ориентированного на широкие массы проекта мне пока не удался.

Планы

iOS приложение. Сами не умеем, было желание нанять специалистов на вырученные от Boomstarter средства. Сайту тоже не помешал бы некоторый редизайн. То же касается и Android — я, все-таки, новичок-любитель в этом деле. Не факт, что это удастся по итогам кампании — и у меня вопрос к читателям: не заинтересуется ли кто проектом, не захочет ли принять участие в разработке iOS приложения? Вдруг вам тоже очень надоели хамы на дорогах…

А теперь о фантазиях.

Предположим, вы используете регистратор, и в какой-то момент попался водитель, заслуживающий размещения на нашем сайте. Что от вас требуется, чтобы он там появился? Запомнить время события (или залочить файл). Приехать домой. Не забыть взять с собой регистратор, снять его. Включить компьютер. Подключить устройство к компьютеру. Скачать нужный файл. Отправить на сайт. Не забыть регистратор перед тем, как вновь сесть за руль. Установить регистратор. Сложно, много действий.

А если так: Попался объект. Залочили видео. В удобный момент, скачали видео прям с регистратра на смартфон по воздуху — не выход из машины. В любом месте с WiFi (телефон-то всегда с собой, у многих дома точка доступа) заслали материал на сайт. Проще? Кажется, да.

Уже сейчас в продаже есть видеорегистраторы, которые могут быть точкой доступа WiFi, и позволяют скачивать с себя всякое. Но они достаточно дорогие, и, конечно, приложения для смартфонов не ориентированы на проект Ездюки.ру.
Но есть в Азии группа компаний, только выходящая на наш рынок. В их ассортименте имеются такие регистраторы по вполне приемлемой цене. Кроме того, они готовы их дорабатывать, провести работу с мобильными приложениями, не против брендирования устройств. Мы уже получили пробную партию. Честно говоря, пока работа со смартфоном подглючивает. Но это, как говорится, дело техники. Как считаете, перспективная идея?..

Автор: maep

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля