Партнерство: вопрос веры, или зачем нужны письменные подтверждения договоренности

в 13:42, , рубрики: партнерство, Песочница, стартапы, фриланс, метки: ,

В мире стартапов устная договоренность не редкость. Что может быть проще, чем обсудить условия, пожать руки и поверить в честность партнера? В большинстве случаев это играет дурную шутку с участниками таких договоренностей, но иногда подобную ситуацию можно повернуть в свою пользу. Итак, для начала разберем все плюсы и минусы устной договоренности:

Плюсы:
1. «Развязанные руки», т.е. отсутствие юридической ответственности за нарушение договора.
2. Динамичность. Внести поправку в устный договор гораздо легче, чем в письменный. Отсутствие бюрократических проволочек позволяет сконцентрироваться на работе, не отвлекаясь на бумажную суету.

Минусы:
1. Отсутствие гарантий соблюдения договоренностей партнером. Т.к. устный договор не подразумевает юридической ответственности, остается лишь уповать на честность соратника.
2. Неразбериха в случае конфликтной ситуации. При возникновении спора, в случае с письменным соглашением, стороны могут обратиться к бумажному подтверждению изначальных условий, в то время как в случае с устным соглашением, оппоненты не имеют никакого подтверждения своих аргументов.

Я часто слушал высказывания о том, что партнерство — это вопрос доверия, независимо от формы распределения условий, прав и обязанностей сторон. Но если это так, в каком случае стоит «связывать себе руки» ради гарантий? Я расскажу реальную историю, в которой мне пришлось принять участие.

Будучи студентом, я долго искал место, где смог бы реализовать свои смелые мечты о создании своего бизнеса. После нескольких лет фриланса и работы «на дядю» мне захотелось попробовать себя в стартапе. Родилась идея, нашлось место для работы(бизнес-инкубатор), были составлены все расчеты и план работы, осталось лишь решить вопрос финансирования. В этот момент знакомые дали мне контакт человека, уже занимающегося подобным проектом, и, к тому же, преуспевшим в этом. Так я познакомился с Линаром. После долгих бесед мы пришли к выводу, что нам выгодно держаться друг за друга, т.к. я специалист в веб-разработке, а он специалист в смежной в рамках стартапа области. Для реализации проекта необходимы были познания в обеих областях. Так я вносил свой вклад в виде инфраструктуры, обеспечивающей организацию и оптимизацию работы, а Линар – уже существующую и функционирующую компанию, с наработанной клиентской базой и отлаженной работой внутри организации.

Это сотрудничество выгодно нам обоим, но в тот период я нуждался в Линаре больше, чем он во мне, т.к. найти ИТ специалиста в наше время не проблема. Так и получилось, что условия диктовал Линар, и мне пришлось со многими из них согласиться. Форма собственности новой фирмы, моя доля в ней, объем и срок выполнения работ – всё было оговорено. Линар является приверженцем устных договоров, да и я не собирался связывать себе руки договоренностью с человеком без кредита доверия с моей стороны. Тут сказалось мое недоверие окружающим, несмотря на положительные отзывы о моем партнере.

Началась работа, и вместе с ней началось самое интересное: техническое задание меняется каждую неделю, мои обязанности растут как на дрожжах, я не имею доступа к необходимой информации о деятельности и устройстве компании, а ежемесячные выплаты имеют свойство задерживаться и менять размер. Чтобы прощупать почву, я предложил подписать письменное соглашение о сотрудничестве. Мы встретились, оговорили все нюансы, затем диск с шаблоном договора сломался(диск Линара), и затем эта тема не поднималась. Вроде мелочь, а говорит о многом.

По прошествии полугода совместной работы вопрос гарантий встал остро для обеих сторон, и мы произвели разбор полетов. Оказалось: с моей стороны было лишь одно нарушение-срыв сроков, обусловленный постоянным изменением тех. задания и объема работ, в то время как с его стороны нарушений была масса. Я считаю себя честным человеком и принципиально держу свое слово, но устная договоренность, нарушаемая с такой частотой и непринужденностью теряет свою ценность, и я не считаю верным слепо её придерживаться. Но т.к. по срокам и количеству совместно проделанной работы мы прошли «точку невозврата», и в случившейся ситуации Линар нуждался во мне, в то время как я в нем – нет. Так случилось, что невыполнением устных обязательств Линар сам себя подставил, а я повернул ситуацию в свою пользу.

После этого мы продолжили сотрудничество, пересмотрев условия и облачив все договоренности в письменную форму. Но для меня так и остался не решенным вопрос, когда хороша устная договоренность, а когда нет.

Автор: Liudar

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js