О пользе научного подхода для стартапов

в 11:59, , рубрики: lean startup, start-up, sumit, бизнес-модель, Блог компании «Esprito Ventures», стартапы, метки: , , , ,

Вероятно, вы уже слышали про применение lean-принципов к выводу новых продуктов на рынок. По мнению Эрика Риса (Eric Ries), главного идеолога такого применения, самое неэффективное, что стартап может делать при разработке продукта, – это создавать то, что никому не нужно.

Чтобы избежать этого, Рис предлагает тривиальную в теории идею: как можно скорее понять, что же все-таки нужно вашим потенциальным клиентам. Но как это сделать? А главное – причем тут lean, и научный подход?

Начнем с lean-принципа. Сама по себе «бережливость» предполагает, что компания не совершает действие до тех пор, пока не доказана его эффективность.

И Рис предлагает считать именно получение проверенной информации об окружающем мире (рынок, клиенты, каналы сбыта, и пр.) критерием эффективности стартапа. Сам Рис называет этот процесс validated learning.

Но вот сюрприз: для наиболее эффективного получения этих знаний Рис предлагает (та-да!) старый-добрый научный метод! Напомним, в чем его суть:

  1. Делается наблюдение об окружающем мире
  2. Задаются вопросы, которые относятся к наблюдению
  3. Формируются гипотезы – предполагаемые ответы на вопросы
  4. Ставится эксперимент, который подтверждает/опровергает гипотезу
  5. Результаты эксперимента интерпретируются и используются для формулирования новых вопросов, создания понятийного аппарата, и т.д. Цикл замыкается.

У Риса это все выглядит несколько проще, и называется “Build-Measure-Learn Feedback Loop”.

Сначала автор рекомендует сформулировать гипотезы (наиболее критичные – т.н. leap-of-faith assumptions – идут первыми).

Потом он советует построить минимальный продукт (minimum viable product, MVP), который призван проверить гипотезы, т.е. фактически поставить эксперимент.

Затем мы берем MVP, идем с ним “в рынок”, и получаем от потенциальных клиентов количественные(!) результаты. Которые должны подтвердить (или опровергнуть) наше представление о том, правильно ли мы понимаем устройство мира: нужна ли пользователям фича А, правильно ли продавать продукт через канал Б, готовы ли потребители заплатить за продукт В денюжек, и т.д.

И повторяем цикл после получения обратной связи. Оказывается (мы удивлены), научный метод работает и здесь!

«Но в чем же profit[1]?», — спросит любопытный и жадный до профита читатель.

А профит, дорогие друзья, в том, что мы запускаем новый для нас формат мероприятий SUMIT WarmUp!, на котором участники получают возможность проработать за выходные бизнес-модель своей (или чужой) идеи “по науке” – в ходе проведения нон-стоп экспериментов над живыми людьми потенциальными клиентами.

Первый SUMIT WarmUp! пройдет в Санкт-Петербурге 9-11 ноября. Срочно регистрируйтесь здесь! Будет весело, а главное – практично!

[1] (англ.) выгода, полезность, польза — прим. авт.

Автор: mikaza

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля