Акселератор или бизнес-инкубатор?

в 12:58, , рубрики: YCombinator, акселератор, бизнес-инкубатор, Блог компании Бизнес-инкубатор Ингрия, стартапы, метки: , , ,

На последнем RIW была организована конференция UPSTART CONF, где, в частности, состоялся круглый стол на тему развития акселераторов и бизнес-инкубаторов. Причем вопрос различий между этими двумя форматами поддержки стартапов стал одним из наиболее обсуждаемых. По горячим следам мы решили представить вашему вниманию краткий обзор различий между акселератором и бизнес-инкубатором. Поскольку обе модели зародились на Западе и только начинают активно развиваться в России, в качестве примеров будут представлены, прежде всего, американские и европейские организации, хотя будут и российские. Следует помнить, что чистых «идеальных типов» в природе не встречается, и отнесение тех или иных организаций к разным моделям, в определенной мере, условно.      

Из истории вопроса
Развитие системы бизнес-инкубирования проходило по принципу добавления новых услуг и сервисов к льготной аренде. Первые поколения Бизнес-инкубаторов (1980-е) предлагали просто более доступные офисы. Затем добавились консультации, тренинги, менторство и другие услуги для бизнеса (1990-е), но сохранялась модель «офис + сервисы». В 2000-х (особенно во второй половине) появилось много принципиально новых моделей, которые и сформировали современную систему развития стартапов. Так появились виртуальные инкубаторы, инкубаторы для международных проектов (Soft Landing) и даже агропромышленные бизнес-инкубаторы, а также другие типы поддержки проектов. В том числе, сформировалась инфраструктура поддержки стартапов на самых ранних стадиях развития.

Современная экосистема поддержки стартапов 
В результате освещенных выше процессов, вокруг проектов на ранней стадии выстроилась целая экосистема поддержки*:

  Тип Пример Фишка
1 Startup Weekends Startup Weekend, Launch48, Garage48 Проект за 48 часов
2 Investment Marketplace AngelList, SeedSummit, CrowdCube Открытое сообщество стартапов и инвесторов
3 Startup School Founder Institute, School for Startups, Startups@Techhub 5-6 недель готовят проекты к акселератору
4 Meetups MiniBar, OpenCoffee, Silicon Roubdabout Social Club Встреча единомышленников
5 Hackdays Music Hackday, History Hackday, Home Camp Посвящены вопросам разработки софта, инструментов и т.п.
6 Office & Co-working Spaces for startups TechHub, Plug & Play, классические бизнес-инкубаторы «Хаб», площадка + сообщество
7 Venture Incubators White Bear Yard, Betaworks Нечто среднее между Хабом и Акселератором: есть плотная работа с менторами, но нет программы, сроков развития и циклов набора
8 Accelerators YCombinator, TechStars Финансирование + развитие по программе под руководством менторов (6 месяцев)

Акселератор и бизнес-инкубатор: в чем различия?
 
Итак, и акселератор и  бизнес-инкубатор уместно рассматривать как часть большой системы, наиболее масштабными элементами которой они являются. Рассмотрим их подробнее: 
 

  Акселератор Бизнес-инкубатор, хаб
Суть модели в одном слогане «Самый быстрый способ реализовать проект» (слоган Farminers)
Do more faster by joining forces (Techstars)
Facilities, utilites, great people (слоган Aalto Venture Garage)
Silicon Valley in a Box (P&P Techcenter)
«Инвесторы, менторы, клиенты, таланты» («Ингрия»)
Прототип YCombinator Plug & Play
Примеры в мире SeedCamp, TechStars,
500 startups, Springboard, DreamITVentures, Bootcamp
Aalto Venture Garage, Startup Garage Sweden, RocketSpace, US Market Access Center, TechHub
Примеры в России Farminers, Главстарт, Startup Magic, Texdrive, Синергия Инноваций, Акселератор в InCube, Бизнес-катализатор, iDeal Machine, Spanish Village и т.п. «Ингрия», Digital October, Greenfield Project,  InCube, Realogic, БИ Сколково, БИ ВШЭ, IT-Park Казань и т.п.
     
Основатели
  • Как правило, предприниматели-«звезды», они же выступают и как менторы
  • Государство, университеты, компании и т.п.

Отбор резидентов
  • В основном, интернет-проекты
  • Как правило, узкая специализация: например, «онлайновые интернет-проекты, доступные с мобильных устройств» и т.п.
  • Как правило, надо представить свой проект на специальном мероприятии
  • Широкая специализация
  • Как правило, надо подать заявку, без личной презентации.

Количество резидентов
  • В среднем до 10; максимум 20
  • В среднем 25, но может быть и до 100 и больше

Доход
  • Доля в компании в обмен на инвестиции
  • Широкий спектр: аренда, дотации, консультационные услуги и т.п.

Помощь в развитии бизнеса
  • Инвестиции, менторы, офисы и вообще все-все необходимое

 
«Mentors, Investment, Community» (слоган Springboard)

  • Акцент – на организации взаимодействия, общения и связей: менторы, мероприятия, стартапы, инвесторы
  • При этом помещения и инфраструктура разного уровня могут быть даже без дотаций
  • В технологических инкубаторах – центры прототипирования и т.п.

Программа развития
  • Как правило, есть конкретная программа, заканчивающаяся презентацией проекта или подобным, типа «5 шагов к бизнес-модели», «7 шагов к стартапу» и т.п.
  • Список услуг более вариативен и не подразумевает конкретной программы

Общение в сообществе
  • Может быть ограничено
  • Активное общение

Время в инкубаторе
  • 3-6 месяцев (редко больше)
  • До 3 лет

Уровень проектов
  • Ранняя стадия, у некоторых есть требование, чтобы до них в проекте не было инвестиций
  • Разный

Резюмируя:
Модель акселератора, пример — Ycombinator: «звездный» ментор, жесткий отбор стартапов, небольшие инвестиции (в среднем, $15 000), четкая программа развития на 3-6 месяцев под руководством ментора, специализация, как правило, на интернет-проектах.
Модель бизнес-инкубатора («хаб», сообщество + площадка), пример — Plug & Play: большое сообщество людей «в теме» – инвесторов, менторов, стартапов — собрано в одном месте и регулярно взаимодействуют друг с другом.
Отметим, что речь не идет о сравнении «лучше – хуже». Для нормального развития системы развития стартапов, в ней должны быть представлены разнообразные модели поддержки. Ведь стартапы различны: кто-то «спринтер» и ему важен темп и скорейшее привлечение инвестора, а кто-то — «стайер», и хочет спокойно разрабатывать продукт и тестировать бизнес-модель (а возможно, просто уже привлек инвестиции). Для первых существуют акселераторы, для вторых – бизнес-инкубаторы.   

Автор: ingria

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля