Стартап дня (июль 2017-го)

в 12:14, , рубрики: startups, бизнес-модели, Блог компании Mail.Ru Group, венчурные инвестиции, Развитие стартапа, стартапдня, стартапы
Стартап дня (июль 2017-го) - 1

Продолжая серию дайджестов «Стартап дня», сегодня я представляю самые интересные проекты за июль. Если хотите ознакомиться с остальными, то прошу в мой блог. Записи доступны в Facebook, ICQ и Телеграм.

Twiggle

Лет восемь назад таких проектов было много, но, кажется, качества продукта никому не хватило, все умерли. Может быть, сейчас пришло время и теперь получится. Twiggle продает e-commerce-сервисам технологию интеллектуального поиска по товарам с пониманием естественного языка.

image

В качестве демонстрационного примера они используют запрос “Open back button dress for a wedding under 200 not blue” — попробуйте вбить его аналог в любую Ламоду, в лучшем случае как раз синие платья в выдаче и окажутся. Или, например, “under 200” — самый тупой консультант в магазине отлично поймет, что это про цену, но какой-либо интернет-магазин — нет. Даже Амазон не понимает! Запрос “tv under 200 dollars” там легко выпадает в предложениях, он популярен, живые люди хотят так искать, но посмотрите, что в ответ находит «магазин всего».

У Twiggle в демонстрациях, разумеется, всё работает. И “not blue”, и “under 200”, и “dress shirt” с “without” в других хитрых примерах — всё это стартап понимает корректно, и результаты выдачи соответствуют человеческим ожиданиям. Посмотреть на проект в реальной жизни, а не в презентациях пока, к сожалению, нельзя — никто ещё не внедрил полностью, хотя «у некоторых клиентов уже идут A/B-тесты».

Технически Twiggle работает как SaaS, предоставляя партнерам по сути два метода API: «загрузить базу» и «получить результаты поиска». Интеграция, соответственно, несложная, дизайн менять не надо, использовать легко. Русский язык, к сожалению, не поддерживается, в местные проекты чудо-оружие внедрить не получится, но можно попробовать отечественный аналог — Детектум

Cardlytics

image

Cardlytics элегантно торгует банковской тайной. Ведь, в самом деле, любой банк знает про своих клиентов столько, что никакому поисковику не снилось, и хочется им рекламу таргетированную продавать. Cardlytics реализует один из возможных сценариев.

Часть софта стартапа устанавливается внутри периметра банка, имеет доступ ко всем транзакциям, и на основе этих данных как-то сегментирует пользователей. При начале рекламной кампании, нацеленной, например, на богатых любителей пивных ресторанов, отобранные клиенты передаются в систему самого банка, а та рассылает SMS или другие оповещения о супер-скидке и повышенном кеш-беке. Ничего не подозревающий человек радуется удачному подарку («надо же, как угадали») и отправляется знакомиться с новым заведением. Cardlytics и банк получают свою комиссию, а банк ещё и дополнительную лояльность счастливого клиента.

Персональные данные при этом защищены на двух уровнях. Истинные имена пользователей можно и не передавать в Cardlytics, ему достаточно обмениваться с банком совершенно условными идентификаторами. Кроме того, часть софта, расположенная в периметре, в периметре же и должна хранить всё, что накопила, наружу ей надо отправлять только общую статистику.

Теоретически, всё, что делает Cardlytics, может делать и сам банк: Умные Алгоритмы на BigData там весьма условны, имея доступ к тратам по карте можно использовать и прямолинейные фильтры. На практике у маленьких банков нет ни ресурсов на разработку, ни возможностей достучаться до больших рекламодателей, а стартап дает им единую точку входа.

Сейчас с Cardlytics работает 1500 американских банков, вместе они видят порядка 10 % всех американских трат по картам и чекам. Для сравнения, в России такая доля соответствовала бы позиции номер два после Сбербанка. Объёмы инвестиций соответствуют масштабам: за почти 10 лет жизни компания «освоила» 180 миллионов долларов — попробуйте дешевле подключить к своей платформе 1500 мелких банков. Серьезная выручка пошла только в самое последнее время: 80 миллионов за 2016-й год при быстром росте.

Tile

image

Новый гаджет для забывчивых хипстеров предлагает стартап Tile. Он продает небольшие электронные карточки с Bluetooth-чипом, которые пользователи кладут в кошелек, вешают на брелок с ключами, прикрепляют к ошейнику собаки или как-то иначе соединяют с тем, что они боятся потерять. Теперь, если страхи сбудутся, достаточно нажать кнопку в мобильном приложении, Tile зазвенит и вещь найдется. Маленький wow-эффект от дизайнеров продукта: если вдруг потеряется телефон, то всё работает совершенно симметрично — нажать кнопку надо на Tile и зазвенит уже смартфон.

Такой подход отлично работает, если ключи завалились куда-то в пределах квартиры. Но когда они вылетели из кармана где-нибудь в дороге, Bluetooth, скорее всего, не добьет. На этот случай Tile предлагает два механизма. Приложение умеет показывать точку на карте, в которой у него в последний раз получилось связаться с карточкой. Если это, скажем, работа или любимое кафе, то проблема с большой вероятностью решена. Если же кошелек выпал в автобусе и географическая координата этого места совершенно бессмысленна, то в бой вступает сообщество. Когда карточка теряет из «виду» хозяйский телефон, она начинает посылать сигнал SOS для всех. Любой оказавшийся рядом с пропажей смартфон с приложением Tile получит сигнал и переправит его в облако, откуда информация о перемещениях вещи отправится уже её хозяину. Стопроцентной гарантии, конечно, никто не дает, но шансы на счастливый конец истории есть.

Стоит одна карточка двадцать пять баксов, при покупке одновременно нескольких можно получить существенную скидку. Батарейка служит год, после этого срока компания предлагает за доплату обменять карточки на новые — по сути, скрытая подписная модель с годовым контрактом, не очень понимаю, почему она не оформляется явно. Сейчас стартап вышел на оборот в 100 миллионов долларов в год, а за всю историю продал 10 миллионов устройств, из них больше половины за последние 12 месяцев. Примерно так же растут и инвестиции: из полученных 59 миллионов 25 пришли в этом мае.

LevelUp

image

Американский LevelUp предлагает пользователям киоски предзаказа — как в McDonalds, только через приложение, а не в железном ящике. Офисный сотрудник спускается на обед, в лифте вводит заказ в соседней забегаловке, и к тому моменту, как он подойдет, еда на вынос уже будет его ждать. Пользователю не надо терять время, ресторану не надо платить кассиру, стартап собирает свои $69 в месяц за подписку, довольны даже другие, менее продвинутые, гости — очередь-то стала короче.

Одна эта функция и подписка на неё — это уже большой бизнес, LevelUp говорит о 300 тысячах подключенных точек. Оценивать выручку умножением их на $69 и на 12, конечно, нельзя, у сетей огромные скидки, но денег всё равно много. И подписка — это не всё, другой источник дохода — реклама и продвижение. Человек запускает приложение, когда идет куда-то за едой, причем его местоположение известно — идеальный момент для рекламы какого-нибудь нового бургера от кафешки неподалеку.

Самый неоднозначный путь монетизации — CRM-возможности. Заказы и платежи проходят исключительно через LevelUp, и в заведение общепита они приходят уже деперсонифицированными. Знаниями о привычках пользователей стартап и торгует. Кафе может сегментировать своих гостей, делать им спецпредложения и даже отправлять пуши.

Интересно, что продукт молодой, а стартап очень старый, но раньше он занимался совсем другим — делал эдакий Appe Pay через QR-коды. Свою бизнес-модель LevelUp изменил примерно год назад, но во всех статьях в прессе, и даже в собственном разделе Help описывается ещё старый вариант. Если считать с момента пивота, то инвестиций получено 42 миллиона долларов, 37 из них совсем недавно.

Meet For Charity

image

Иногда стартапом может быть и просто страница в социальной сети. У российского стартапа Meet For Charity нет никакой IT-платформы, но это не мешает ему добиваться успехов.

Идея проекта очень проста — это регулярный благотворительный аукцион за право встретиться с интересной личностью. Каждый день объявляется новый гость («лот»), и подписчики страницы прямо в комментариях делают свои ставки — кто какую сумму готов заплатить за возможность пообщаться с этим человеком. После окончания торгов победитель перечисляет свою ставку благотворительному фонду, а тот делится с Meet For Charity 15 % комиссии. В результате в выигрыше абсолютно все: мир получает больше добра, стартап зарабатывает деньги, а кто-то получает важную для себя встречу.

Гости «в лотах» бывают самые разные: бизнесмены, шоу-звезды, спортсмены. В момент написания оригинального поста «разыгрывался» Кортнев из «Несчастного случая», а рекордную сумму в 1,2 миллиона рублей выручили два месяца назад за обед с Дмитрием Гришиным. Для сравнения, ставкой в 20-25 тысяч долларов заканчивались аналогичные аукционы за встречу с Уорреном Баффеттом в начале двухтысячных.

Текущая средняя финальная цена лота — 90 000 рублей (год назад была 20 000), 15 % комиссии дали за прошедшие полгода больше полутора миллионов выручки, при практически нулевых расходах и органическом росте. На рост неорганический основатели ищут инвестиции — хотят уйти от страницы на Facebook к мобильному приложению и выйти со своей моделью в другие страны. Мне кажется, надо как минимум пожелать им удачи!

Автор: gornal

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля