Определение стартапа, или Холивар нового времени

в 13:38, , рубрики: бизнес, Блог компании IDCEE 2013. Интернет-технологии и инновации, инвестиции, рейтинги, стартапы, метки: , , ,

В последние пару лет в России и Украине определенно возникла мода на рейтинги и конкуры стартапов всех мастей, составленные фондами, игроками рынка или экспертами. Итоговые списки «Лучших стартапов (вставить страну, отрасль, конференцию)» получаются очень разными, объединяет их только то, что отношение к ним со стороны аудитории оказывается в лучшем случае нейтральным, а чаще — негативным.

Несколько примеров из разных мест навскидку:

Определение стартапа, или Холивар нового времени

Определение стартапа, или Холивар нового времени

Определение стартапа, или Холивар нового времени

Определение стартапа, или Холивар нового времени

Довольно часто критика, на мой взгляд, оказывается необоснованной, однако многие замечания действительно имеют право на жизнь. В первую очередь это относится к тому, можно ли считать стартапами те или иные компании, нередко фигурирующие в рейтингах.

Надо сказать, что лет пять назад с этим было гораздо проще: практически все технологические стартапы были молодыми, работали в основном на энтузиазме, а новости о привлечении финансирования появлялись пару раз в полгода. Сейчас же вокруг работает множество проектов, к которым мы уже привыкли относиться, как к стартапам, но которые при этом являюстя вполне взрослыми компаниями. Что не мешает им иногда оказываться на верхних строчках рейтингов, провоцируя в лучшем случае лучи недоумения и разочарования от читателей СМИ и участников профильных конференций.

Критерии

Традиционного определения стартапа (“a new business,” говорит нам Merriam-Webster) вполне достаточно для толковых словарей и энциклопедий, но явно не хватает для рейтингов и прочих профильных мероприятий.

Как и на большинстве современных конференций в отрасли технологического бизнесе, на IDCEE в этом году пройдет конкурс стартапов, где проекты будут состязаться за различные призы и главную награду — €15 000. Соответственно, был составлен список требований, который, на мой взгляд, достаточно неплохо описывает, какие компании могут называться технологическими стартапами сегодня.

Общие требования

В первую очередь есть несколько простых и лекго контролируемых требований для проектов:

  • стартап должен работать в области интернет-технологий. Это очевидный критерий, так как конференция посвящена всему, что связано с Интернетом, гиками, технологиями и венчурным бизнесом. Разумеется, существует множество стартапов, работающих в других отраслях, так что данное конкретное требование нужно исключительно для того, чтобы сохранять фокус;
  • стартап не должен быть старше трёх лет. В большинстве случаев проекты старше трёх лет или умерли, или стали серьезными компаниями. В любом случае, это уже не стартапы;
  • привлеченные стартапом инвестиции не должны превышать €3 млн. Опять-таки, вряд ли можно называть стартапом проект, в который уже вложили несколько миллионов. Кроме того, если вы уже получили такие деньги, зачем соревноваться за €15 000? У вас должны быть гораздо более важные дела.

Требования к продукту и команде

Ещё несколько требований менее очевидны и более сложны в оценке. Часть из них важна скорее для конкурсной составляющей, однако первые три пункта, как мне кажется, наиболее важны в уточнении традиционного определения стартапа:

  • проект должен предлагать инновационный продукт, решающий серьезную проблему на большом или быстро растущем рынке. Это несколько субъективно, но всё же скорее правильно, чем нет — по той же причине, что и следующий пункт;
  • стартап должен иметь четкую бизнес-модель. Проект может быть сколь угодно инновационным, но не следует забывать, что стартап — это в первую очередь бизнес, а цель любого бизнеса — зарабатывать деньги;
  • у команды должна быть хотя бы демо-версия продукта. Хорошая идея не стоит ничего, и идея — ещё не стартап. Стартап — это то, что будет построено на базе этой идеи;
  • команда проекта должна разбираться в своем сегменте рынка и релевантных бизнес-моделях. Многие инвесторы — особенно на посевной стадии, — вкладывают деньги не только и не столько в идею, сколько в команду и её знания и навыки. Окончательная версия продукта может (и в большинстве случаев будет) заметно отличаться от задуманного изначально, а вот команда никуда не денется.

Было бы интересно услышать мнения о критериях IDCEE от заинтересованных людей: о требованиях для стартапов на следующий год можно начинать думать уже сейчас.

Автор: Shlema

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js