- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Высосанные из пальца стартапы, которые ничего не решают

image

Иногда складывается такое впечатление, что сегодня у каждого уважающего себя хипстера-компьютерщика или гуманитария-затейника должен быть свой стартап. Желательно несколько. Иначе братва не поймет. Без приставки co-founder, co-executive, co-creator ты — никто. Лучше не иметь квартиры, чем не иметь стартапа. Бомжа, у которого нет своего угла, зато есть своё дело — все поймут и простят. Ещё и запишутся в ученики. А вот быть, как 5-10 лет назад, уже нельзя — прослывешь консерватором, который довольствуется малым. Парень, где твои мечты? Где твои аббревиатуры CTO и CEO?

Слово «стартап», которое гармонично стало в один ряд с такими перлами, как «смузи», «солюшн», «капкейк» и «коворкинг», тем не менее, обрело такую же неясную и размытую форму, как «Бог» и «Любовь» — каждый в это слово вкладывает что-то своё. И когда двое невежды встречаются и начинают обсуждать стартапы, то их заблуждение только множится. Поэтому начнем с определения, которое дает Вики:

Стартап (от англ. start-up запускать) — компания с короткой историей операционной деятельности. Как правило, такие компании созданы недавно и находятся в стадии развития или исследования перспективных рынков.

Это определение стоит распечатать в пачку потолще и носить всегда с собой. Когда в очередном кафе или коворкинге очередной доморощенный CTO или CEO произнесет слово «стартап», можно смело подойти к нему и отхлестать этой пачкой по наглой рыжей бороде. Потому что стартап — это в первую очередь компания. Пускай даже пока и неприбыльная.

У нас же это слово используется везде, где только можно. По поводу и без. Как нервный тик.

Высосанные из пальца стартапы, которые ничего не решают - 2

Вопрос, который не дает покоя многим: почему каждый второй хипстер в Киеве — стартапер, но живет с родителями и питается шаурмой? Определение слова «стартап» из англоязычной Вики поможет пролить свет на эту загадку:

A startup company or a startup is a business

Идем дальше:

A business, also known as an enterprise or a firm, is an organization involved in the trade of goods, services, or both to consumers

То есть, стартап — это бизнес, который должен приносить прибыль, иначе зачем он вообще нужен? Учитывая то, что тотальное большинство украинских стартапов имеют очень смутное представление о прибыли — «ну, будем зарабатывать на рекламе» и «постараемся поскорее продаться» — неудивительно, что мало кто из них хотя бы выходит в ноль.

Стартап, который не строится вокруг прибыльности — это такой же оксюморон, как и неприбыльный бизнес. Так, может, стоит называть вещи своими именами?
— О, у тебя стартап?
— Да нет, волонтерский проект.
— Стартап же!
— Нет, я просто балуюсь.

Выше я упомянул продажу стартапа. Уже более 10 лет, как многие украинские стартаперы-зачинатели создают продукты и сервисы с единственной целью — успеть продать. Желательно в самый пик. Иначе можно не успеть и хлипкая конструкция на костылях развалится прямо в руках покупателя.

У меня был как-то друг, который делал свой стартап, когда в Украине это ещё не было мейнстримом. В далеком 2005-м он, конечно же, не думал о самом бизнесе или о прибыли. Нет. Главное было «прозвучать» и поскорее продаться. Желательно за миллион.

Бесполезные стартапы

Если хотите поставить украинского стартапера в тупик, попросите его назвать три всемирно известных украинских стартапа.

Скорее всего, будет назван Petcube [1], который недавно привлек 1.1 млн долларов инвестиций. На этом вроде бы и всё. Но друг подсказывает, что он использует вроде как полезный Presentain [2], который помогает создавать интерактивные презентации (но вы-то о нём ничего не слышали, верно?). Еще один проект с неадекватной бизнес-моделью: приложение купить нельзя, можно только подписаться на определенное количество презентаций, слайдкастов и опросов.

Пару штук наскребли. Но две — это мало. Ныряем!
Обзор AIN годичной давности «10 самых перспективных украинских стартапов» [3]:

  1. PetCube [4] — робот-надзиратель за питомцем
  2. CheckiO [5] — игра для программистов
  3. Coppertino [6] — плеер для Mac OS
  4. Hashtago [7] — платформа для работы с хештегами
  5. Pics.io [8] — Google Docs для фотографий
  6. EnableTalk [9] — «умные» перчатки, которые позволяют говорить
  7. iBlazr [10] — вспышка для смартфонов
  8. Jeapie [11] — решение для мобильного маркетинга
  9. Pure [12] — мобильное приложение для свиданий
  10. uGift [13] — сервис по продаже сертификатов

Беглый смотр этого списка говорит о том, что стартапы в Украине у всех на виду, но по факту выхлопа — ноль.

Насколько эти проекты можно назвать новаторскими?

Не без натяжки таким можно назвать разве что Petcube, который в 2014 году выиграл в конкурсе стартапов Europas, «умные» перчатки EnableTalk и вспышку для смартфонов iBlazr. Всё остальное — либо треш (как, например, игра для программистов или хештеги), либо приближенные версии того, что уже было — социалочки и файлохранилища.

У нас часто называют проекты новаторскими, хотя они таковыми не являются. Взять тот же «Ресторан будущего» [14] Дмитрия Костика, который почему-то называют «революционным проектом». Где революционность, если интерактивные столы существуют во всем мире уже более пяти лет? Например, в Лондоне [15].

Но вернемся к нашим баранам.

Зачем козе баян?

PetCube — это, по сути, ещё один бесполезный гаджет. Что, если человек ценит приватную жизнь кота больше, чем собственное спокойствие? Так ли уж нужна лазерная указка с камерой, если вечером ты все равно увидишь своего питомца? А если уезжаешь на несколько дней или недель — всё равно же отдашь котяру знакомым. PetCube лоток не вынесет и вискас не распакует. По сути это ещё одна дорогая цаца (199$), которая пригодится разве что блондинке, которой не нужно работать, но которой хочется, сидя на маникюре, играть со своей кошкой в лазер. Стоит ли говорить, что подобные сюсюканья только больше его разбалуют?

iBlazr — зачем телефону нужна отдельная вспышка? Уважающие себя фотографы снимают на профессиональную фототехнику, где всё есть. На худой конец в том же телефоне предусмотрена вспышка. Но, допустим, я чего-то не понимаю и этому гаджету быть. Как часто мы используем вспышку? Когда идем в клуб? «Дорогая, возьми, пожалуйста, iBlazr, чтоб клубные фотки получились поярче». Таки да, важная штука.

EnableTalk — это, пожалуй, единственный стоящий внимания стартап, потому что он (сюрприз!) пытается решить реальную, а не надуманную проблему «некому поиграть с кошкой», «без вспышки мои фотки на Instagram уже не те». Недаром он занял первое место на Microsoft Imagine Cup. Вот только одна беда — это было аж в 2012 году, а финансирования так и нет. Почему-то никто не хочет вкладывать деньги в разработку перчаток, которые могли бы быть полезны людям с ограниченными возможностями.

Информационный мусор

Есть такая категория стартапов, которые иначе, как спамом, не назовешь. Яркий пример — TshirtAbout.Me [16] — сервис, который позволяет заказать футболку с изображением своего Facebook-профиля. О том, что идея футболки, которая «позволяет мгновенно презентовать себя собеседнику», полностью высосана из пальца даже не будем говорить. Это и так понятно. Интересно другое: стартап планировал за первые 6 месяцев продать 10 тысяч футболок. А за 2 года — 1 миллион футболок на глобальном рынке. То есть если даже представить, что с одной футболки был бы хотя бы 1$ прибыли, автор идеи рассчитывал минимум на 1 млн долларов дохода. И хотя уже два года FB-стратичка стартапа не обновляется, надежда впарить [17] его хоть за 30 тысяч долларов осталась.

TshirtAbout.Me планировал выпускать по 1369 футболок в день, тогда как компания посолиднее, но поскромнее — United Pixelworkers, рассказывая о своих ноухау в деле футболкопечатания, считала неплохим достижением печать и отправку 1000 футболок [18] в месяц. Тогда как TshirtAbout.Me за всё время их существования продали не больше тысячи футболок. Разница очевидна.

Эти же весьма успешные ребята, которые, тем не менее, через несколько лет закрылись [19], успели поделиться горькой правдой о том, что «Don’t think you’re going to get rich selling t-shirts. This is a labor of love».

Все эти стартапы оставляют после себя интернет-мусор, который хранится на разных сайтах и в кеше поисковиков, сбивая с толку тех людей, которые ищут настоящие стартапы, а не пародию на них.

Кстати о пародиях, редкий пример честного стартапера:

Тысячи их!

По словам [20] управляющего партнера AVentures Capital Евгения Сысоева, на данный момент существует около 2000 украинских стартапов. Эту же цифру подтверждает глава наблюдательного совета Ассоциации международных инвесторов (UVCA) Андрей Колодюк.

На Y Combinator успешным становится каждый десятый [21] стартап. Из 10 тысяч подавших заявки около 500 проходят конкурс, и уже из них выстреливает около 50 проектов. Через наш Microsoft BizSpark прошла уже тысяча стартапов. И где оно всё? Хоть один процент, хоть кто-нибудь, хотя бы статистически должно же было что-нибудь выстрелить. Ноль. Складывается такое впечатление, что большинство стартапов у нас пилится, чтоб засветиться, дописать строчку в Linkedin, польстить самолюбию, но не более того.

Ложка мёда

Есть и более-менее полезные стартапы, которые решают реальные проблемы. Например Preply [22], который позволяет искать репетиторов. Но пока он и близко не гудит так же громко, как Duolingo [23] или Chinesepod [24], о котором писали в CNN, NBC, The Economist, NY Times, Financial Times, The Guardian. И вряд ли это случится.

Или ЛУН [25] — сервис по поиску недвижимости. Но, опять же, ничего кардинально нового и инноваторского в нём нет. Таких сайтов по поиску недвижимости — десятки. О международном рынке говорить тоже не приходится.

Возможно, прав был Тиньков, когда определял [26] главную проблему: «Стартаперы смузи пьют, тыкают в планшетики и не думают о прибыли».

Тысячи никому не известных украинских стартапов загибаются за пару месяцев после запуска. С одной стороны, это, конечно, лучше, чем ничего. С другой — в чем смысл этого бесконечного наступания на грабли? Когда успешность стартапа определяется не его доходностью или реальной пользой, но оригинальным названием, стильным дизайном и «необычной» подачей.

Причины провальности украинских стартапов

1) 70 лет совка, со всеми его «прелестями» вроде геноцидов, голодоморов и раскулачивания работящего, соображающего, инициативного населения. Рабская ментальность, страх, привычка работать спустя рукава — это всё не проходит без следа.

2) Сытая жизнь и нежелание рисковать. Девелопер, который получает в 10 раз больше простого смертного, не заинтересован запускать прибыльный стартап. Зачем? 1-2k зелени не сделают погоды. То есть нет стимула. Вот если бы, как это бывает в развитых странах вроде Великобритании, программист получал столько же, сколько и милиционер (по-нашему 3k гривен), то и разговор был бы другой. Тогда бы и стимул был. На сегодняшний день основным мотивом украинского стартапера является тщеславие и/или интерес. Когда прибыль находится на вторых позициях, человеку незачем рисковать.

3) Профессиональные особенности. Девелоперы — по большей части замкнутые молчуны-одиночки, которые предпочитают коротать вечера у компьютера. Тогда как предпринимательство требует прокачанных навыков общения с непрограммистами, деловой хватки, умения вертеться. Кстати о хватке — была она и у талантливого программиста Билла Гейтса, и у непрограммиста Стива Джобса. Да и Ларри Элиссон, как и Цукерберг, хоть и не был гигантом программирования, зато у него было что-то, чего не хватает нашим стартаперам. Предпринимательской жилки?

4) Псевдостатусность. Когда стартап создается не для того, чтобы решать реальные задачи, но для того, чтобы у очередного стартапера слева от фамилии появилась приставка CEO, CTO или вариации «co-». Говорят, лычки «co-» можно даже дарить на день рождения. «Дорогая Зина! В этот знаменательный день жалую тебе титул кофаундера моего проекта!».

Складывается такое впечатление, что большинство украинских стартапов заточены на три вида деятельности:

Клонировать

Моя учительница по зарубежке, бывший сотрудник КГБ, любила говорить «Кто живет чужим трудом, тот живет чужим умом». Глядя на сотни клонов западных стартапов, я начинаю понимать смысл этой фразы. Но «живет» — это сильно сказано, потому что у нас даже полностью склонированный стартап выстреливает как висящее на стене ружье — раз в год. Мы дружно смеялись над китайцами, которые копируют все подряд — от одежды до телефонов, но почему-то не смеемся над отечественными клонами групонов и досок объявлений. Чем мы лучше китайцев?

Поскорее впарить

Об этом хорошо сказал Тиньков: «Развели инвесторов, бабло просрали, подняли новый раунд — и так до бесконечности». Представим мать, которая сразу после яслей пытается сплавить своего ребенка в другую семью. Какого мы о ней будем мнения? И тем не менее, чуть ли не каждый украинский стартапер еще даже до бета-запуска своего проекта пытается его кому-нибудь сплавить. Но если проект такой прекрасный и прибыльный, почему бы не оставить его себе? Попахивает разводняком в стиле богача, который поднялся, написав книгу «Как разбогатеть». Создал прибыльный стартап, чтобы продать его; родил ребенка, чтобы отдать его.

Так что пока мы не изменим ментальность и не начнем рассматривать стартап как бизнес, который решает реальные проблемы, а не как забаву для прокачки ЧСВ, так и будет наша страна славиться лишь аутсорсом. Нужна ли нам слава Индии?

Свалить

Допустим, отыскали наши noname-стартаперы инвесторов. Один раз об их проекте написали, после чего проект кому-нибудь впарили. Всё. Об этих людях больше ничего не слышно. В этом особенность украинских стартапов. На западе иначе. Взять тот же Dropbox — его создатель Дрю Хьюстон и через пять лет продолжает над ним трудиться. Или взять, к примеру, Эвана Уильямса, который стоял у истоков Twitter. Когда он в 2010 году решил покинуть свой пост генерального директора, то заявил [27], что остается с компанией, чтобы «быть полностью сосредоточенным на производственной стратегии». То есть, даже свалив, он остался. Потому что любимых детей не бросают.

Если же родитель отказывается от своего ребенка, как это было с создателем Instagram Кевином Систром, то он расплачивается за это тем, что наблюдает пятикратный рост своего проекта в чужой семье. С другой стороны, он хотя бы выгодно продал свое детище Facebook, чего нельзя сказать о наших недостартапах.

Как выйти из ситуации

Во-первых, следует перестать называть всё подряд стартапом. Во-вторых, если так уж хочется сделать стартап, стоит вначале поучиться предпринимательству. Например, продать кота или поставить на рынке палатку. В-третьих, следует перепрошить у себя в голове определение слова «стартап». Нет, это не написанный на коленках сайт, который магическим образом приносит миллион. Это в первую очередь бизнес, задача которого приносить прибыль и масштабироваться, или хотя бы приносить пользу. В-четвертых, пора перестать оглядываться на сверстников с приставками co-, CEO и CTO. Если так уж хочется себе какой-нибудь тайтл, то всегда есть CFO (Chief Fun Officer).

Возможно, после такой «перепрошивки» наши стартапы начнут переходить от смузи к фруктам, от планшетиков к компьютерам и от формы к содержанию.

Автор: HappyWalker

Источник [28]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/startapy/88344

Ссылки в тексте:

[1] Petcube: http://petcube.com/

[2] Presentain: http://presentain.com/

[3] «10 самых перспективных украинских стартапов»: http://ain.ua/2014/01/14/507167

[4] PetCube: https://petcube.com/

[5] CheckiO: http://checkio.org

[6] Coppertino : http://coppertino.com/

[7] Hashtago: http://www.hashtago.com/

[8] Pics.io: http://pics.io/hello

[9] EnableTalk: http://enabletalk.com/

[10] iBlazr : http://iblazr.com/

[11] Jeapie : http://jeapie.com/

[12] Pure : http://www.getpure.org/ru/

[13] uGift : http://ugift.com.ua/

[14] «Ресторан будущего»: http://ain.ua/2015/03/19/568530

[15] Лондоне: https://www.youtube.com/watch?v=KS0Dxc1FAV4

[16] TshirtAbout.Me: http://ain.ua/2012/11/07/101188

[17] впарить: http://startup.ua/investor/investitsionnye-predlozheniya/tshirtabout-me.html

[18] 1000 футболок: http://blog.unitedpixelworkers.com/2013/02/20/so-you-want-to-make-a-whole-bunch-of-t-shirts

[19] закрылись: http://blog.unitedpixelworkers.com/2014/11/05/closing-up-shop

[20] По словам: http://ain.ua/2015/02/02/561275

[21] каждый десятый: http://www.businessinsider.com/startup-odds-of-success-2013-5

[22] Preply: http://dou.ua/lenta/interviews/iteatalks-bigai/

[23] Duolingo: http://duolingo.com

[24] Chinesepod: http://chinesepod.com/

[25] ЛУН: http://www.lun.ua/

[26] определял: http://secretmag.ru/longread/2015/03/22/oleg-tinkof-o-tom-kak-poterjat-milliard-dollarov/

[27] заявил: http://www.webcitation.org/665y7ap3R

[28] Источник: http://megamozg.ru/post/14058/