- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Roem.ru продолжает публиковать серию материалов [1] про технологический рынок Юго-Восточной Азии. Сегодня аналитики компании Interweb Pro [2] и международный инвестиционный фонд Digital Media Partners [3] в деталях рассказывают про Таиланд — страну-фаната Facebook с мягким климатом и суровыми требованиями к иностранным предпринимателям.
Таиланд — это самое большое государство полуострова Индокитай. Мягкий климат, масса достопримечательностей и возможностей для активного отдыха (дайвинг, треккинг по джунглям, кайтсерфинг и т. д.) позволяют Таиланду оставаться одним из самых привлекательных мест для туристов.
В «стране тайцев» проживает около 68 млн человек. Почти 95% населения исповедуют буддизм, соответственно, конфликтов на религиозной почве удаётся избежать. Но Королевство Таиланд нестабильно политически: за последние 80 лет здесь произошло около двадцати военных переворотов.
Таиланд — один из ведущих мировых экспортёров риса, фруктов и каучука. Кроме того, государство славится месторождениями природного газа, развитой промышленностью и сельским хозяйством. Едва ли не вся экономическая жизнь концентрируется в южной части Королевства, где находятся крупные города.
Таиланд входил в группу наиболее перспективных стран Юго-Восточной Азии (ЮВА), но после недавнего военного переворота темпы развития ключевых отраслей снизились. Процесс инфляции и объём государственного долга увеличиваются. Страна пока не может вернуться к стабильным показателям.
В 1996 году Королевство — одно из первых среди стран ЮВА — получило доступ к сети интернет. Тем не менее, на сегодняшний день только 38,8% населения Таиланда пользуются «всемирной паутиной». Покрытие высокоскоростным интернетом страны неравномерно: крупные города и Пхукет имеют широкополосный доступ (как правило, ADSL), в то время как сельская местность и удалённые от туристических маршрутов острова иногда и вовсе обделены возможностями выхода в сеть.
Возникают проблемы у фрилансеров, работающих здесь: часто бывают перебои в интернет-соединении, что вынуждает людей быть привязанными территориально к зоне, имеющей постоянный доступ к «глобальному пространству».
Скорость интернета в стране — 19,11 Mbps [4] (53-й показатель в мире из 197 стран). Что касается мобильного подключения, то здесь показатели менее высокие: 4,8 Mbps (89-я позиция из 118 стран). Тем не менее, именно мобильный интернет в Королевстве доминирует и скоро станет основным.
Основной способ мобильного подключения — 3G (36 [5] млн пользователей), но аудитория связи 4G растёт быстрее [6] и, по прогнозам, в будущем будет лидировать.
Доменная зона .th насчитывает 64 тысячи доменных имен. Большинство [7] из них приходится на корпоративный сектор.
В Таиланде активно применяется [8] интернет-цензура, осуществляемая полицией страны и Министерством связи. Её введение связано с последними внутриполитическими потрясениями. Цензура касается сайтов, которые затрагивают политические, религиозные, этические темы. Таиланд в индексе свободы интернета [9] 2014 года из 100 возможных баллов несвободы набрал 62, что говорит о значительных ограничениях.
Работая в стране, необходимо учитывать этот факт. Кроме того, следует знать, что в Таиланде существует отлаженный механизм по привлечению иностранцев к уголовной ответственности.
ЮВА — это зона «царствования» социальных сетей.
Около 93% тайцев используют социальные интернет-площадки и всего 6,2% онлайн-аудитории никогда ими не пользовались. Большинство людей предпочитает общаться в виртуальном пространстве, используя мобильный телефон.
Среди социальных сетей лидирует Facebook (аудитория — 28 млн человек [10]). Таиланд — девятая в мире страна по числу пользователей этой социальной сети. Популярностью в Facebook у жителей Таиланда пользуются страницы местных медийных персон и брендов. Список самых популярных онлайн-медиа, по данным Facebook, составляют [11] исключительно тайские ресурсы, соответственно, Таиланд прежде всего ориентирован на местный контент.
В связи с тем, что Facebook находится в приоритете у населения, то львиная доля digital-рекламы приходится именного на его площадки. Топ-5 самых удачных кампаний здесь [12].
Вообще, в среднем тайцы проводят 3,7 часа в день в социальных сетях: не рекордный, но достаточно высокий показатель, чтобы говорить об активности в интернет-пространстве.
Аудитория Twitter в стране насчитывает 4,5 млн человек. Однако 61% [13] аккаунтов не активен. Instagram востребован среди молодёжи — 1,7 млн. Youtube насчитывает 630 тысяч тайских каналов и 5,3 млн загруженных видео.
Отслеживанием интернет-тенденций Таиланда и ежегодным награждением наиболее выдающихся проектов занимается агентство Zocial [15]. Портал ведёт статистику [16] популярности различных брендов в социальных сетях как в Таиланде, так и в соседних странах.
Исходя из запросов пользователей Google-2014 [17], тайцы достаточно предсказуемы в интересах: местные знаменитости, новинки кино, рынок гаджетов, новости страны и погода.
Топ-10 сайтов [18] Таиланда по посещаемости.
На сайте Truehits [19] представлены в процентном соотношении данные о версиях операционных систем пользователей, устройствах входа в интернет-сеть, а также рейтинг популярности сайтов.
И версия Топ от независимого ресурса SimilarWeb [21]:
Интернет-аудитория в стране — от 18 до 35 лет, поскольку социально активные люди в большей степени живут в крупных городах, в которых есть возможность выхода в сеть.
Стремительное распространение мобильного интернета обусловило рост интереса к мобильным приложениям, мобильным версиям сайтов, мобильной рекламе. Тем не менее, потребности населения остаются удовлетворенными не в полной мере. Вследствие того, что в Таиланде не отлажен механизм системы оплаты товаров в интернет-магазинах, сдерживается развитие онлайн-торговли.
Кроме того, из-за сложностей оплаты электронных услуг разработчики сталкиваются с проблемой монетизации сайта, то есть с проблемой получения дохода в денежном эквиваленте при помощи собственного интернет-ресурса.
Из всех стран ЮВА, которые имеют подходящее технологическое развитие и здоровую экономику, Таиланд, как и Вьетнам, — наименее интересный рынок для IT-предпринимательства, несмотря на большое количество свободных ниш.
Очевидно, что IT-сообщество пока ориентировано на развитие интернет-коммерции в более населённых странах, например, в Китае, Японии или Корее.
В отличие от Вьетнама или Индонезии, где много крупных местных игроков на коммерческом онлайн-рынке, Таиланд имеет небольшой процент локальных компаний. В этой стране доминируют глобальные иностранные игроки, которые приходят в Таиланд, уже имея большой опыт работы. Этот вывод подтверждает Топ-12 [22] таиландских сайтов электронной коммерции.
Местные онлайн-коммерсанты объединены Ассоциацией электронной коммерции Таиланда [23]. Как и в других странах ЮВА, она осуществляет скорее представительские и координирующие функции.
Объём рынка электронной коммерции составляет $3 млрд [24] (0,2% от общего объёма торговли) — это достаточно высокий показатель. Темп роста электронной коммерции составляет 30% [25] в год. Взрывной рост мобильной коммерции на 637% [24] подсказывает направление развития отрасли и её ближайшие перспективы.
Сейчас Таиланд начал набирать обороты в сфере онлайн-торговли, для входа на рынок это самое удачное время. Но следует помнить, что Таиланд — небогатая страна, в которой небольшой показатель ВВП на душу населения и относительно низкая платёжеспособность аудитории.
Тем не менее, появляются компании, готовые решать острые проблемы, связанные с логистикой и приёмом платежей. Добившись успеха, они переходят уже на межгосударственный уровень. Так из Таиланда на рынок ЮВА вышла компания Acommerce [26], занимающаяся услугами, связанными с функционированием интернет-магазинов.
Феномен популярности сайтов, совмещающих общение и покупки, как блогошопы в Сингапуре, в полной мере характерен и для Таиланда. Только здесь он преобразовался в онлайн-торговлю через форумы и F-коммерцию (торговлю через Facebook [27]). Огромная популярность сети Facebook [27] в стране приводит к появлению медийных лиц, осуществляющих коммерческую деятельность только через этот канал, где им не приходится конкурировать с мэтрами.
Вокруг торговли на Facebook создаётся своя экономическая система, появляются аналитические приложения и инструменты сбора данных о покупателях и т. п. Наиболее яркие примеры — page365 [28] и Bento Web [29].
Магазины, основанные на аккаунтах Facebook, нередко [30] реализуют товары на сумму около $100 тысяч в месяц.
Следовало ожидать, что повышенная популярность социальных сетей приведёт к их коммерциализации. Так в Instagram размещаются ссылки под фотографиями медийных персон и продвигаются интернет-услуги.
Если 2013 год можно назвать годом бума электронной коммерции, то в ближайшее время точно следует ждать бума мобильной коммерции. Место лидера в этом сегменте чётко определено — японский сервер сообщений Linе [31]. Его используют крупные онлайн-ритейлеры [32] для своих проектов. Следует ожидать прихода и менее крупных ритейлеров.
Бум породил несколько стартап-проектов в онлайн-коммерции, таких как Pomelo Fashion [33], социальный маркетплэйс 500trends [34] и тайский аналог Qidsi WhatsNew [35].
На сегодняшний день Топ-10 сайтов Таиланда выглядит так:
Одна из главных проблем — осуществление платежей в электронных сделках. Отличный способ выйти на рынок — решить сложности оплаты в виртуальной сети.
Сейчас в Таиланде используется Paypal [36] и ещё ряд онлайн-шлюзов, принимающих мобильные, карточные и банковские платежи: SCB Easy [37], Kasikornbank [38], WorldPay [39], Bangkokbank [40], 2c2p [41], ThaiEpay [42], SiamPay [42].
Приблизительно 24% рынка онлайн-торговли Таиланда [43] составляют интернет-магазины бронирования билетов, 23,3% — сегмент модных аксессуаров, 19,2% — электронная техника. Очевидно, что рынок онлайн-услуг будет развиваться вместе с появлением новых способов оплаты и улучшением качества интернет-соединения.
Мобильная связь в Таиланде имеет широкое распространение: 144% от населения страны пользуются услугами мобильных операторов. Это впечатляющий показатель, особенно в сравнении с благополучными странами Европы.
В Таиланде несколько популярных операторов мобильной связи: Dtac (Happy) [44], AIS (1−2 Call) [45], True Move [46]. Вот что представляет собой доля каждого из них на рынке:
Около 55 млн абонентов сотовой связи пользуется 3G. Это чрезвычайно важное обстоятельство, которым руководствуются рекламодатели при размещении рекламы.
Топовые загрузки мобильного контента выглядят следующим образом:
Тенденция мобилизации интернета в Таиланде прослеживается так же отчётливо, как и во всём регионе ЮВА. Свои возможности по разработке приложений предлагают десятки компаний, с полным списком которых можно ознакомиться на сайте Appfutura [47].
Отрасль поддерживается сообществом в ЮВА, в Бангкоке недавно проходил форум разработчиков мобильных игр [48]. В связи с переходом к мобильному интернету, необходимо адаптировать под новые гаджеты порталы государственных услуг, сайты интернет-магазинов, виртуальные туристические справочники и т. д. Иными словами, поле деятельности для разработчиков огромно.
Наиболее известными студиями, которые занимаются созданием мобильных приложений, являются: Khroton [49], Debuz [50], Maya Wizard [51], Gkim [52], Firecreek [53]. Топ мобильных приложений в Таиланде выглядит так [54].
Доля интернет-рекламы составляет всего 6,11% [55] от общего рекламного рынка Таиланда, но по сравнению со странами-соседями это довольно высокий уровень. Рынок интернет-рекламы оценивается в $25 млн [56] с перспективой роста до $68 млн к 2018 году. Кроме того, Таиланд занимает девятое место [57] в мире по величине расходов на мобильную рекламу.
В Таиланде действует Ассоциация интернет-маркетинга [58]. Прогноз рекламных расходов по отраслям на 2015 год выглядит так:
Несмотря на рост интернет-аудитории и развитие возможностей доступа ко всемирной паутине, в Таиланде пока нет крупных местных рекламодателей, которые могли бы выделять солидные бюджеты, как, например, в Сингапуре.
Кроме того, отрасль, едва успев появиться, уже испытывает необходимость развития в мобильном секторе, где сосредотачивается самая массовая и молодая аудитория. Популярность Facebook и YouTube делает интернет-рекламу в Таиланде привязанной в основном к этим ресурсам.
Наиболее заметными игроками digital-рынка страны являются: Exa [60], Trends Digital [61], Nean Interactive [62], J. Walter Thompson [63], Brilliant&Million [63], Lowe Thailand [64], OMG! [64], The Leo Burnett Group [65], Syndacast [66].
С 1989 года в Таиланде развиваются особые экономические зоны (ОЭЗ).
Сегодня насчитывается более 1 тысячи игроков рынка, среди которых есть как компании-гиганты (например, Toyota), так и представители малого бизнеса. Тем не менее, ОЭЗ, как правило, не интересовались развитием сферы IT.
Прошедший в столице Таиланда в 2011 году Startup Weekend принёс первые плоды: успешный мобильный маркетплейс [67] и приложение [68] для карт лояльности. Разработка конструктора [69] страниц для Facebook проходила под руководством датчан, но сам проект был написан местными программистами. Приложение [69] для коллективных скидок было выкуплено у создателей и теперь работает на несколько стран ЮВА.
Существует ресурс [70], который демонстрирует списки стартапов, инвесторов и вакансий в этой сфере. В стране периодически проводится двухнедельная конференция [71] по IT-тематике. Кроме того, происходит общение в тематических группах (например, для онлайн-маркетологов [72]) в Facebook.
Но, несмотря на предпосылки стартап-бума в стране, рейтинги местных стартапов [73] пока недостаточно высоки и разработки скорее имеют значение для локального, а не для международного рынка. Основной ресурс для тайских стартаперов — Thailand Startup Review [74].
Конечно, есть и успешные проекты, например, сервисы бронирования билетов AsiaRooms [74] и Agoda [75]. Но это ближе к исключению, чем к правилу.
Российские бизнесмены давно работают в Таиланде, в том числе и в сфере IT-стартапов: проекты организации коворкингов [76], сайты бронирования билетов (Jetradar [77] и Aviasales [78]), отелей (Hotellook [78]), IT-фриланс.
Для работы вновь прибывшего предпринимателя есть большой выбор недорогих мест. В Бангкоке можно найти коворкинг-центры, например Launchpad [79] и Hubba [79]. В Чианг-Мае — PunSpace [80]. Также возможно участие в местной среде IT-предпринимателей и разработчиков, которые объединяются на полунеформальной основе, например, в группах Facebook — BarCampCM [81], Чиангмай [82]).
Три лидера тайского рынка телекоммуникаций основали собственные бизнес-акселераторы и готовы [83] помогать начинающим работать в их нише. Иными словами, возможности есть.
Минусы: необходимость визы, ограниченный рынок местных квалифицированных кадров, сложности с покупкой недвижимости и социализацией «белого» иностранца. Cейчас юридические фирмы предлагают [83] помощь в легализации бизнеса в стране, но всё же трудностей гораздо больше, чем в Сингапуре или Малайзии. Да и налог на прибыль в Таиланде почти в два раза больше, чем в соседних государствах. Поэтому очень часто встречается мнение [84], что Таиланд — страна для туризма, здесь можно локализоваться, но регистрироваться и работать лучше на другой рынок.
Наиболее успешные стартапы Таиланда:
Наша версия Топ-5 тайских стартапов:
С перечнем прочих тайских стартапов, ранжированных по категориям, можно ознакомиться по ссылке [92].
Сегмент стартап-предпринимательства поддерживают несколько крупных порталов: Startup Thailand [93], Bangkok Startup [94], Siam Startup [95].
Есть три убедительных фактора [96] для инвестирования средств в проекты на интернет-рынке в Таиланде^
Тем не менее, на сегодняшний день IT-сектор в Таиланде не пользуется огромным спросом у инвесторов. Главные причины: отсутствие неординарных местных компаний и закрепившаяся за Таиландом репутация несерьёзной страны для развлечений. Инвесторы с большим энтузиазмом вкладывают деньги в стабильные, прибыльные секторы рынка: туризм, ресторанный бизнес, розничная торговля и т. д. Кроме того, тайское законодательство ставит дополнительные барьеры для вложений и получения собственности.
Вопросами инвестиций в страну занимается Инвестиционный совет Таиланда [97], размещающий требования к инвесторам и их деятельности. Список публичных компаний Таиланда, в которые возможно инвестирование, находится по ссылке [98].
Специфичность рынка страны заключается не только в общеизвестных плюсах местоположения и давних контактов с иностранными компаниями, но и в жёсткости местного законодательства и бизнеса к тем, кто не принадлежит к тайскому обществу по праву рождения. Это проявляется как в законодательных запретах для иностранцев на владение собственностью и бизнесом в некоторых доходных сегментах, так и в общей закрытости местной бизнес-среды. Объясняется это тем, что Таиланд — государство с многовековой историей, немногим младше Китая, имевшего схожие модели поведения, происходящие из парадигмы «мы — культурная цивилизация, окружённая океаном варваров». Элиты здесь сформировались давно, они почти не меняются, несмотря на перемены в стране, и не склонны к переменам.
Специфическая культура страны, языковые барьеры также не располагают к контактам с внешним миром. Оттого, при кажущейся открытости миру, Таиланд, особенно в плане бизнеса, — замкнутая каста с очень консервативными правилами, попасть в которую удаётся далеко не всем и не сразу.
На сегодняшний день нельзя однозначно утверждать, что Таиланд располагает исключительно привлекательными условиями для работы в сфере IT-бизнеса. Но и бесперспективным рынок назвать нельзя: в ближайшем будущем внутри страны может сформироваться благоприятная для развития IT-бизнеса среда.
Плюсы:
Минусы:
Быть бизнесу или не быть — выбор остаётся за вами.
Источник [100]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/statistika/99696
Ссылки в тексте:
[1] серию материалов: https://roem.ru/sea2015/
[2] Interweb Pro: http://iwpro.ru/
[3] Digital Media Partners: http://digitalmedia.vc/
[4] 19,11 Mbps: http://explorer.netindex.com/maps
[5] 36: http://www.slideshare.net/pawoot/thailand-digital-marketing-and-trend-2014-by-pawoot
[6] растёт быстрее: http://www.itu.int/ITU-D/ict/newslog/True+4G+Launch+Trumps+Rivals+AIS+Claims+800000+Users+At+Official+2100MHz+Launch+DTAC+Waits+Until+June+Thailand.aspx
[7] Большинство: http://www.slideshare.net/theink/thailand-digital-landscape-2014
[8] активно применяется: https://en.wikipedia.org/wiki/Internet_censorship_in_Thailand
[9] индексе свободы интернета: https://freedomhouse.org/report/freedom-net/2014/thailand
[10] 28 млн человек: https://www.techinasia.com/thailand-social-media-stats-28-million-facebook-45-million-twitter-17-million-instagram/
[11] составляют: http://www.socialbakers.com/resources/reports/regional/thailand/2015/february/
[12] здесь: http://www.digitalintheround.com/facebook-marketing-thailand/
[13] 61%: http://www.slideshare.net/pawoot/for-share-thailand-zocial-award-2014-eng-version
[14] Image: https://roem.ru/wp-content/uploads/2015/09/tailand.img4.png
[15] Zocial: http://www.zocialinc.com/
[16] статистику: http://www.zocialrank.com/brandranking/index.php
[17] Google-2014: http://www.google.ru/trends/topcharts#geo=TH&date=2014
[18] Топ-10 сайтов: http://www.alexa.com/topsites/countries/TH
[19] Truehits: http://truehits.net/
[20] Image: https://roem.ru/wp-content/uploads/2015/09/tailand.img7.png
[21] SimilarWeb: http://www.similarweb.com/
[22] Топ-12: http://ecomeye.com/blog/thailand/top-12-ecommerce-websites-thailand-alexa/
[23] Ассоциацией электронной коммерции Таиланда: http://www.thaiecommerce.org/
[24] $3 млрд: http://www.mediacake.net/2014/06/thailands-e-commerce-explosion/
[25] 30%: http://www.nationmultimedia.com/business/Rakuten-eyes-top-spot-in-global-e-commerce-market--30219869.html
[26] Acommerce: http://www.acommerce.asia/
[27] торговлю через Facebook: https://www.techinasia.com/2013-year-booming-social-ecommerce-thailand/
[28] page365: https://get.page365.net/
[29] Bento Web: https://www.bentoweb.com/en
[30] нередко: https://www.techinasia.com/store-thailands-powerful-wave-facebook-commerce/
[31] Linе: http://line.me/en/
[32] крупные онлайн-ритейлеры: https://www.techinasia.com/rakuten-tarad-line-mcommerce/
[33] Pomelo Fashion: https://www.pomelofashion.com/global/?currency=5&country=us&lang=4
[34] 500trends: http://www.500trends.com/ww/
[35] WhatsNew: http://www.whatsnew.asia/
[36] Paypal: https://www.paypal.com/th/webapps/mpp/home
[37] SCB Easy: https://www.scbeasy.com/1st_pg.html
[38] Kasikornbank: http://www.kasikornbank.com/TH/Pages/Default.aspx
[39] WorldPay: http://www.worldpay.com/global
[40] Bangkokbank: http://www.bangkokbank.com/BangkokBankThai/Pages/homepage.aspx
[41] 2c2p: http://www.2c2p.com/index.aspx
[42] ThaiEpay: http://www.thaiepay.com/pricepackage.aspx
[43] онлайн-торговли Таиланда: http://web.nso.go.th/en/survey/ict/data_ict/560514_Electric_13.pdf
[44] Dtac (Happy): http://www.dtac.co.th/
[45] AIS (1−2 Call): http://www.ais.co.th/
[46] True Move: http://truemoveh.truecorp.co.th/
[47] Appfutura: http://www.appfutura.com/app-developers/all/all-ranking/thailand
[48] форум разработчиков мобильных игр: http://www.nationmultimedia.com/webmobile/technology/Mobile-Game-Asia-conference-in-Bangkok-next-week-30251801.html
[49] Khroton: http://www.khroton.com/web/
[50] Debuz: http://www.debuz.com/en/
[51] Maya Wizard: http://www.maya-wizard.com/
[52] Gkim: http://gkxim.com/
[53] Firecreek: http://www.firecreekweb.com/
[54] так: http://playboard.me/android/channels/5087b2b9b6e446f9860000fa
[55] 6,11%: http://www.daat.in.th/index.php/daat-2557-2558/
[56] $25 млн: http://www.pwc.com/th/en/press-room/press-release/2014/new-release-30-06-2014.jhtml
[57] девятое место: http://www.nationmultimedia.com/business/Thailand-9th-in-mobile-ad-market-30238747.html
[58] Ассоциация интернет-маркетинга: http://www.daat.in.th/
[59] Image: https://roem.ru/wp-content/uploads/2015/09/tailand.img15.png
[60] Exa: http://www.exa.co.th/
[61] Trends Digital: http://www.trendsdigital.com/
[62] Nean Interactive: http://www.neatinteractive.com/index.php
[63] J. Walter Thompson: http://www.brilliantmillion.com/
[64] Lowe Thailand: http://www.lowethailand.com/
[65] The Leo Burnett Group: http://www.leoburnett.co.th/
[66] Syndacast: http://syndacast.com/
[67] мобильный маркетплейс: https://shopspotapp.com/
[68] приложение: https://www.you-got.it/
[69] конструктора: http://www.pagemodo.com/
[70] ресурс: https://angel.co/thailand
[71] конференция: http://www.barcampbangkok.org/
[72] онлайн-маркетологов: https://www.facebook.com/webwedth
[73] стартапов: http://www.startupranking.com/top/thailand
[74] Thailand Startup Review: http://thaistartup.net/
[75] Agoda: http://www.agoda.com/
[76] коворкингов: http://megamozg.ru/post/6090/
[77] Jetradar: http://www.jetradar.sg/
[78] Aviasales: http://www.aviasales.ru/
[79] Launchpad: http://launchpad.co.th/
[80] PunSpace: http://www.punspace.com/
[81] BarCampCM: https://www.facebook.com/BarCampCM
[82] Чиангмай: https://www.facebook.com/groups/cnxru/
[83] готовы: http://e27.co/thailands-tech-startup-ecosystem-what-now-and-what-next-20140919/
[84] мнение: https://www.techinasia.com/successful-startup-settle-thailand-register-company/
[85] Ookbee: http://www.ookbee.com/
[86] Builk: https://www.builk.com/
[87] Computerlogy: http://computerlogy.com/
[88] eko: http://www.ekoapp.com/
[89] Jb Talents: http://jbtalents.com/
[90] 2С2Р: http://www.2c2p.com/
[91] AsiaSoft: http://www.asiasoft.co.th/
[92] ссылке: http://thaistartup.net/content/thailand-startups
[93] Startup Thailand: http://startupthailand.org/
[94] Bangkok Startup: http://bangkokstartup.com/
[95] Siam Startup: http://siamstartup.com/about/
[96] три убедительных фактора: http://www.acommerce.asia/e-commerce-tech-in-thailand/
[97] Инвестиционный совет Таиланда: http://www.boi.go.th/index.php?page=intro&language=en
[98] ссылке: http://www.crmz.com/Directory/CountryTH.htm
[99] Image: https://roem.ru/tag/sea2015/?utm_source=banner&utm_medium=banner&utm_campaign=sea2015
[100] Источник: https://roem.ru/29-09-2015/208516/thailand-sea/
Нажмите здесь для печати.