- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Помните недавнюю историю [1] с иском к россиянину, заказавшему в зарубежном Интернет-магазине новый смартфон Motorola? Тогда было немало заметок на эту тему и почти все они могли бы быть сформулированы коротко: “Российские власти закручивают гайки и обычному россиянину уже даже через Интернет нельзя заказать ничего нужного — везде фискалы и правоохранительные органы вставляют палки в колеса”. Надо заметить, что такие высказывания типичны для почти любого человека, который столкнувшись с нестандартной для себя ситуацией, в которой происходит якобы ущемление прав, начинает, не разобравшись, винить во всем всех кроме себя. С ввозом смартфона ситуация была как раз из этой области. Однако случай этот был далеко не первый. Еще несколько лет назад один из россиян, купив на eBay маршрутизатор Cisco, столкнулся с аналогичной ситуацией на российской таможне. А до и после было и еще несколько аналогичных случаев. Попробуем разобраться.
Дело в том, что в России, а точнее на территории Таможенного Союза, в который входят Россия, Беларусь и Казахстан, уже несколько лет действуют правила ввоза криптографических средств, под которые попадают многие гаджеты и иные предметы, о которых мы даже не задумываемся, что они подпадают под понятие средств щифрования. До сих пор в отношении этой темы больше слухов и мифов, чем достоверной информации. Основным заблуждением является две позиции и их производные “В России нельзя ввозить средства шифрования Cisco” и “Я могу заказать в зарубежном Интернет-магазине или аукционе все, что угодно, и без проблем получить это в России”. Это неверно и в данной статье нам бы хотелось ответить на самые распространенные вопросы в отношении импорта ИТ-продукции, и в частности, средств шифрования.
Документы, регламентирующие вопросы ввоза-вывоза шифровальных средств, определяют, что средства шифрования – это “аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты информации от несанкционированного доступа при ее передаче по каналам связи и (или) при ее обработке и хранении”. С одной стороны это очень емкое, а с другой – совсем неконкретное определение, которое может трактоваться по разному в разных ситуациях. Кодирование – это шифрование? А электронная подпись? А криптографическая аутентификация?
На самом деле с точки зрения таможенных органов контролю подлежат не только средства шифрования определенные абзацем выше, но также:
Список получается достаточно большой, но для целей ввоза не так уж и важно само определение. Важнее то, что именно контролируется таможней. В Перечне 2.19 нет отдельно определенной группы шифровальных средств и соответствующих им кодов так называемой единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ЕТН ВЭД). В Перечне 2.19 указаны наименования товаров и их коды ЕТН ВЭД, по принадлежности к которым, таможенные органы могут определить ввозимый продукт как шифровальный (и не важно, есть ли там шифрование на самом деле или нет). Применительно к продукции компании Cisco выдержка из Перечня 2.19 выглядит, например, следующим образом:
Не стоит сильно вникать в то, что написано в таблице :-) Гораздо важнее понимать, что таможенные органы контролируют все, что так или иначе мы используем в своей обычной жизни или в служебных целях — компьютеры, смартфоны, лэптопы, GPS-приемники, маршрутизаторы, точки беспроводного доступа, программное обеспечение, телевизоры и телевизионные приставки и т.п. Именно поэтому смартфон Motorola в нашумевшем недавно случае попал “под раздачу” — он считается шифровальным средством с точки зрения таможни. Хотя надо признать, что он таковым считается и не только с точки зрения таможни, но и здравый смысл подсказывает нам, что в любом современном смартфоне шифрование есть. Оно есть в чипе, реализующем любой стандарт мобильной связи (например, A5 в GSM). Оно есть в операционной системе Android или iOS или Blackberry. Оно есть в бразуере Safari или ином мобильном варианте распространенных браузеров. Оно есть в почтовом клиенте на смартфоне. Оно есть… Да мало ли приложений или микросхем на смартфоне, где есть шифрование. Если посмотреть на многие другие приведенные в таблице устройства, то мы поймем, что шифрование там действительно есть. Как минимум, для защиты информации на самом устройстве, для хранения ключей или аутентификационной информации, или для защищенного управления (SSH — это тоже шифрование).
Поставьте себя на место рядового таможенника… Как он узнает, для чего вы будете использовать провозимый через границу продукт? Может быть вы приобретенный на eBay смартфон повесите в рамочку на стену, а может быть будете им гвозди заколачивать. А может вы скрытый террорист или экстремист, который планирует использовать импортное средство связи для взаимодействия со своими подельниками? Но если отбросить шутки в сторону, то позиция властей проста — если продукт может реализовать алгоритмы криптографического преобразования информации, он в любом случае считается шифровальным средством, даже если шифрование является неосновной или неиспользуемой функцией продукта.
Иными словами получается, что почти любой ИТ-товар, пересекающий границу Российской Федерации, становится предметом таможенного регулирования и на него распространяются все правила ввоза шифровальных средств. И совершенно неважно, кто является заказчиком такого средства — физическое или юридическое лицо.
Все шифровальные средства (читай почти любые ИТ-продукты) по процедуре ввоза разделены на две группы:
Идеально, если продукт попадает под “упрощенку”. В этом случае его ввоз ничем не отличается от ввоза любой иной, неограниченной никакими запретами продукции. На сегодняшний день в этот список попадают:
Если на пересекающий границу товар отсутствует нотификация, то ввозится он по “сложной” схеме. Даже если формально он мог бы быть оформлен по упрощенному варианту. Такая ситуация часто возникает для совсем новых продуктов, на которые производитель еще не успел (или и вовсе не планирует) оформить нотификацию.
В Положении указан ряд исключений, когда шифровальное средство может быть ввезено без нотификации, но и без лицензии Минпромторга. Это происходит в следующих случаях:
Правда, в этом случае все равно необходимо получение соответствующего заключения ЦЛСЗ.
В случае с ввозом по нотификации, ее оформлением занимается производитель ввозимой продукции. Например, Cisco заполняет нотификации на свою продукцию в двух экземплярах, после чего соответствующая информация попадает в Перечень НТФ, а Cisco передает сами нотификации для регистрации в ЦЛСЗ. После регистрации один экземпляр нотификации возвращается в Cisco. ЦЛСЗ также направляет информацию о зарегистрированной нотификации в ЕЭК для опубликования на сайте www.tsouz.ru/db/entr/notif/Pages/default.aspx [2] (кстати, вы можете и сами проверить законность ввоза используемой вами продукции). В среднем, процедура регистрации нотификации занимает не менее 2-3 недель. Ввоз шифровальных средств, попадающих в Перечень НТФ, осуществляется на основании информации о зарегистрированной нотификации без оформления иных разрешительных документов.
В случае с ввозом по “сложной” схеме все работы с уполномоченными государственными органами (ЦЛСЗ и Минпромторг) осуществляет импортер (а не потребитель). Процедура получения лицензии и вся необходимая информация подробно представлена на сайте Минпромторга — www.minpromtorg.gov.ru/services/permission/export-import [3]. При этом Положение о ввозе не делает различия между юридическими или физическими лицами, но на практике обычный гражданин врядли будет в состоянии пройти все процедуры общения с регулирующими органами.
Общий срок получения лицензии Минпромторга с учетом проведения экспертизы и получения заключения ЦЛСЗ не должен превышать 90 дней со дня регистрации обращения импортера в ЦЛСЗ. Сложившаяся практика показывает, что при условии правильно подготовленных документов, получение разрешительных документов занимает около 7 — 9 недель (ЦЛСЗ – от 4 до 6 недель, Минпромторг – не более 3 недель). При этом заказывать продукцию можно сразу после получения заключения ЦЛСЗ. Процедуру получения лицензии Минпромторга можно совместить с процессом изготовления и транспортировки продукции в Россию.
В вышеприведенном случае с ввозом смартфона он должен был попасть под упрощенную схему; но только после того, как российское юридическое лицо, представляющее интересы Motorola, зарегистрировало бы нотификацию на данный смартфон. Так как модель эта было новая и в Россию на момент заказа не поставлялась, то к смартфону была применена “сложная” схема. При этом оформлением документов на ввоз смартфона должен был заниматься не покупатель, а импортер — курьерская или логистическая компания, доставляющая товар через границу. У нее, разумеется, никаких специальных разрешительных документов на ввоз шифровального средства не было, а таможня в базе зарегистрированных нотификаций провозимой модели смартфона тоже не нашла. В результате и возникло нарушение таможенного законодательства.
Как было написано в повестке, приведенной пострадавшим любителем смартфонов Motorola, ему инкриминировали нарушение части 1 статьи 16.3 Кодекса об административных правонарушениях (“”Несоблюдение ограничений на ввоз товаров). На самом деле таможня не совсем верно классифицировала правонарушение — зесь следовало бы применить часть 2 данной статьи. Помимо статьи 16.3 возможно применение (но уже к импортеру) статей 16.2 “Недекларирование или недостоверное декларирование” и 16.7 “Представление недействительных документов при таможенном декларировании”. Все эти статьи могут быть применены как к юридическому лицу, ввозящему шифровальные средства через таможенную границу РФ, так и физическому лицу, что и было уже не раз продемонстрировано за прошедшие несколько лет.
Но вот если шифровальное средство пересекло границу и продается уже на территории России, то покупателю ничего не грозит. Дело в том, что покупка шифровальных средств на территории Российской Федерации в настоящее время никак не регламентируется. Действующее законодательство не обязывает покупателя на территории России проверять условия ввоза приобретаемых им продуктов. Только в случае заказа шифровальных средств за пределами РФ и ввоза их через границу Таможенного Союза вступают в силу все правила, описанные выше.
Как это ни странно, нет. В Положении не определены процедуры, которые должен осуществлять потребитель. Но в соответствии со сложившейся практикой, потребитель оказывает импортеру поддержку, предоставляя в ЦЛСЗ информационное письмо по применению ввозимого оборудования (для “сложной” схемы), т.к. импортер обязан указать для кого осуществляется ввоз шифровального средства. В письме указывается минимально необходимая следующая информация:
Информационное письмо должно совпадать по содержанию с заявлением в ЦЛСЗ от импортера. Отсутствие информационного письма может трактоваться как недобросовестность импортера и, как правило, означает стопроцентный отказ в выдаче заключения на ввоз шифровального средства.
С практикой оформления таких писем от потребителей — рядовых граждан нам сталкиваться не приходилось.
Для перемещения любого шифровального средства через таможенную границу независимо от страны происхождения и названия производителя обязательными документами являются зарегистрированная нотификация или заключение ЦЛСЗ (при необходимости требуется также лицензия Минпромторга России). Обойти эту процедуру можно единственным способом — ввозить оборудование незаконным путем.
Если при приобретении продукции с функцией шифрования покупатель не может получит у продавца информацию о зарегистрированной нотификации или копию лицензии Минпромторга России – существует высокая вероятность, что данная продукция ввезена на территорию России с нарушением законодательства.
В действующем российском законодательстве действия по изменению криптографических характеристик устройств, уже находящихся и приобретенных на территории России не регламентированы и предсказать последствия скачивания из Интернет апгрейда с включенной криптографической функциональностью никто не возьмется. Вместе с тем, в настоящее время существует практика получения разрешения ЦЛСЗ на ввоз продуктов, позволяющих изменить криптографических характеристики имеющегося оборудования, например программного обеспечения на физическом носителе (CD/DVD) или скачиваемого по сети Интернет. Правда, действует эта практика преимущественно для юридических лиц, использующих средства шифрования. Они должны понимать, что у регулирующих и проверяющих органов могут быть вопросы к организации, которая никогда не приобретала криптографические продукты, ввезенные для нее по заключению ЦЛСЗ, но использует их в своей деятельности.
В отношении рядовых граждан, скачивающих из Интернет программные шифровальные средства, правоприменительной практики пока не сложилось.
Вопреки бытующему мнению, что регулирование ввоза средств шифрования у нас занимается таможня или ФСБ, это не совсем верно, а точнее совсем неверно. Эти органы по сути только выполняют распоряжения вышестоящей организации — Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК), созданной решением Президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в конце 2011 года.
ЕЭК была создана как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. Комиссия имеет статус наднационального органа управления, не подчинена какому-либо правительству и решения Комиссии обязательны для исполнения на территории трех стран, включая и Россиию. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также выработка предложений по дальнейшему развитию интеграции. ЕЭК передаются полномочия упраздняемой Комиссии Таможенного союза.
В соответствии с решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» нынешнее Положение о ввозе, с изменениями и дополнениями, действует с 01 января 2010 года. Вступление России в ВТО 22 августа 2012 года ничего не поменяло в области нетарифного регулирования внешней торговли.
После подписания договора о создании Евразийского экономического союза ситуация врядли изменится и ЕЭК пока остается основным органом, определяющим правила ввоза средства шифрования, а таможня только реализует на практике эти правила. ФСБ же, а точнее ее ЦЛСЗ, определяет, что будет ввозиться по упрощенной схеме, а что потребует бОльших телодвижений.
В качестве заключения хотелось бы ответить еще на 2 вопроса, которые могут возникнуть по ходу прочтения материала.
Нет. Несмотря на схожие названия, лицензии Минпромторга на ввоз шифровальных средств и лицензии ФСБ на деятельность с шифровальными средствами это совершенно разные ветви законодательства.
Решением Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012г. №134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» утверждены:
Все документы ЕЭК опубликованы на официальном сайте www.tsouz.ru [4].
Автор: alukatsky
Источник [5]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/tamozhnya/68254
Ссылки в тексте:
[1] историю: http://habrahabr.ru/post/230137/
[2] www.tsouz.ru/db/entr/notif/Pages/default.aspx: http://www.tsouz.ru/db/entr/notif/Pages/default.aspx
[3] www.minpromtorg.gov.ru/services/permission/export-import: http://www.minpromtorg.gov.ru/services/permission/export-import
[4] www.tsouz.ru: http://www.tsouz.ru
[5] Источник: http://habrahabr.ru/post/234491/
Нажмите здесь для печати.