Коротко и просто о сложном – тарификация в «8-800»

в 9:17, , рубрики: 8-800, Freephone, бесплатный вызов, Блог компании «МегаФон», Разработка систем связи, тарификация, фрифон

image

В предыдущем посте мы рассмотрели «интеллектуальную» маршрутизацию и как она работает в сервисе «8-800». Сегодня предлагаю рассмотреть вопросы тарификации услуги «8-800».

Сама возможность тарификации вызова на номер 8-800 в протоколе SS7 (ОКС7) реализована с помощью так называемой функции Reverse Charging. Изначально данная функция была создана для популярной услуги Collect Call (звонок за счет вызываемого абонента). Подробно с точки зрения протокола SS7 функция REVC (такое сокращение часто употребляют для Reverse Charging) описана в ITU-T Recommendation Q.736.3.

Рассмотрим схему прохождения вызова с точки зрения тарификации.

Для упрощения примем следующие условности:

1. Абонент А, «Оператора А» совершает вызов на номер 8-800-ХХХ-ХХ-ХХ, который принадлежит «Оператору М» («Оператор М» — что бы никто не догадался :)).

2. По правилам маршрутизации вызов на номер 8-800-ХХХ-ХХ-ХХ переадресуется на Абонента В «Оператора В» или на Абонента М «Оператора М» в зависимости от некоторых условий (например, времени суток).

image

Итак, вызов от Абонента А на номер 8-800-ХХХ-ХХ-ХХ поступает на МгМн коммутатор «Оператора М». Этот коммутатор «Оператора М» передает коммутатору «Оператора А» признак REVC (не будем подробно останавливаться на протокольных тонкостях), простым языком — сообщает, что вызов будет оплачиваться стороной «Оператора М». Далее, в зависимости от сработавшего правила, вызов устанавливается с Абонентом В или Абонентом М.

По завершении вызова, соответствующие узлы сети формируют файлы CDR (Charging Data Records). В данном случае их будет два. Первый — это CDR так называемого «плеча инициации» (на схеме 1) и второй CDR так называемого «плеча терминации» (на схеме 2 или 3).

Первый CDR будет описывать стоимость вызова от Абонента А до «Оператора М», второй CDR будет описывать стоимость от «Оператора М» до Абонента В или до Абонента М.

Общая стоимость вызова будет равна сумме двух «плечей» (CDR1 + CDR2 или CDR1 + CDR3).

По завершению вызова платформа услуги «8-800» генерирует результирующий CDR, содержащий информацию об обоих «плечах» соединения.

Образец CDR

Реальные номера заменены на X.

41,158148,,607,,800XXXXXXX,7499XXXXXXX,20161013112944,0,30,05,,7926XXXXXXX,,,,,8800,,,,,,,,,,11,05

И для данного примера стоимость вызова по CDR2 и CDR3 будет разная, потому, что CDR2 — это терминация на «чужую» для «Оператора М» сеть «Оператора В», а CDR3 — терминация на свою собственную сеть.

Для упрощения процесса тарификации применяются так называемые «Тарифные классы», когда направления инициации и терминации сгруппированы по стоимости и размещены в тарифную сетку. В этой тарифной сетки, например, по вертикали направления инициации вызова, а по вертикали — направления терминации. На пересечении — собственно и указана суммарная стоимость за минуту вызова. Кроме того, тарифная сетка собрана в пакеты минут, для того, что бы предоставить скидки от общего объема вызовов (как обычно — чем больше выговорено минут, тем дешевле стоимость каждой минуты).

Упрощенная тарифная сетка

Стоимость и направления вызовов намеренно упрощены.

image

Логичный вопрос — а как же существуют тарифы на 8-800 вида «N руб. минута с любого направления?»
Очень просто — это условное «усреднение" стоимости минуты.

Еще один вопрос — «А сколько должен стоить вызов на 8-800, который попадает на IVR «Оператора М?» Как минимум — стоимость плеча инициации (CDR1), а не бесплатно, как многие считают.

Очевидно, что существенно сэкономить на стоимости вызова на номер 8-800 не получится, зачастую большую часть стоимости будет содержать первое «плечо».

Стоимость же минуты второго «плеча» (терминации) будет отличаться примерно на рубль в случае использования номера переадресации, принадлежащего оператору-владельцу конкретного номера 8-800 и «чужому» оператору. Вывод: выгоднее покупать номер 8-800 у того же оператора, к которому подключен и Ваш основной телефонный номер. Дополнительно можно снизить стоимость вызовов, подключившись к оператору по выделенной линии. Если это по каким-либо причинам невозможно, то необходимо использовать терминацию на SIP, как очевидно самый дешевый вариант доставки трафика до Вашего телефонного номера.

Есть еще один совет по оптимизации затрат. Номера 8-800 продают многие операторы связи. Также известно, что большинство звонков на номера 8-800 совершаются с мобильных номеров. Отсюда напрашивается вывод: для оператора мобильной связи стоимость первого «плеча» будет дешевле, так как часть звонков абонентов на номер 8-800 (20-40% от всего трафика) будет приходить с собственной сети, поэтому, по этим звонкам платить интерконнект не нужно. Следовательно, гипотетически оператор мобильной связи можем предоставить более выгодное предложение по услуге «8-800» чем операторы фиксированной связи. «Оператор М», по крайней мере, точно может.

Автор: Talesman

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js