- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Представьте себе, мы можем проанализировать путь покупателей с продуктовыми тележками: как и где они перемещались. На основании этого можно улучшить мерчендайзинг, изучить какие товары из каких групп покупают вместе и многое другое. Но самое интересное начинается тогда, когда человек уже приходит на кассу: время, проведённое в магазине, маршрут и его итоговую покупку можно синхронизировать, и эту информацию организация-заказчик может также совместить со своей программой лояльности.
Один из крупнейших разработчиков системы Wi-Fi аналитики в России, применяющейся в ритейле, торговых центрах и на объектах HoReCa, делится своими секретами.
Любой современный телефон имеет модуль Wi-Fi, и если он включен (а обычно он включен), то без ведома владельца начинает отправлять множественные сигналы. Эти ребята «ловят» сигналы с помощью оборудования TP-Link и своей прошивки. В сигнале содержится MAC адрес телефона, мощность, с которой сигнал был отправлен, и время его отправления. Есть более 15 различных офлайн-метрик, которые можно рассчитать на основе этих данных. Вот некоторые из них:
Сейчас многие стараются работать с лояльной массой аудитории, т.к. покупательская способность населения снижается. В торговых центрах, например, на 80-85% лояльная аудитория, т.к. посетители — это в основном жители близлежащих домов или работники офисов. Поэтому торговые центры стараются привлекать их, премировать за посещение и стимулировать покупки.
Оборудование TP-Link может работать в различных режимах.
Мы пропагандируем Wi-Fi не только как сервис для посетителей, но и как выгодный ресурс для бизнеса и заказчика. Сейчас доступ в интернет для посетителей – убыточная статья для многих компаний. Мы же видим возможность сделать предоставление Wi-Fi для посетителей доходной статьей.
Wi-Fi – это способ коммуникации с клиентом. Наш проектный партнер Shopster комментирует: «Коммуницировать с клиентом можно по-разному. Например, пользователь, который подключился к гостевому Wi-Fi, увидел баннер/видео и т.д. — это уже коммуникация. Но мы идем еще дальше, создаем сложные интеграционные системы с заказчиком. Wi-Fi может быть инструментом рекрутинга в программу лояльности».
Например, можно сделать связку между системой Wi-Fi-аналитики и CRM-системой заказчика и, когда посетитель подключается к сети, запускать несколько сценариев.
Один из таких сценариев — когда пользователь повторно подключается к сети заказчика — например, в другой кофейне или ресторане одной сети. По закону о предоставлении публичных Wi-Fi сетей при подключении пользователь обязан оставить контактные данные и подтвердить номер телефона. Поскольку система единая, при первом подключении МАС-адрес пользователя и номер его телефона сохраняется в общей базе. И в следующий раз, когда тот же пользователь воспользуется Wi-Fi в другой кофейне сети, ему не придется проходить авторизацию повторно.
Еще один сценарий – в момент, когда пользователь подключается к сети заказчика, у которого Wi-Fi используется как инструмент рекрутинга в программе лояльности, CRM системе уже передали вопрос: является ли этот пользователь участником вашей программы лояльности. Если «нет», тогда пользователю показывается анкета или любая другая форма, где нужно заполнить лишь частичную информацию (например, ФИО, пол, возраст), а номер телефона там уже есть. Ему остается только подтвердить — и анкета сразу же улетает в CRM-систему, а на смартфоне или планшете пользователя сразу же открывается личный кабинет. Такой сценарий облегчает взаимодействие и повышает вероятность, что пользователь станет участником программы лояльности заказчика.
Один большой клиент системы Wi-Fi аналитики Shopster активно пользуется этим инструментом, но в данном случае происходит не рекрутинг в программу лояльности, а следующее.
Важна синергия между продуктом аналитики и продуктом hotspot. Когда есть связка MAC адрес + номер телефона, дальше система может работать как триггерная платформа. Например, возьмем ювелирный магазин. Мы видим, что пользователь проходит мимо магазина с ювелирными украшениями. Мы эту информацию передаем в CRM-систему заказчика в режиме реального времени, и она видит, что такой номер есть в базе и он часто покупает ювелирные украшения. Заказчик понимает, что он может коммуницировать с этим пользователем: отправить СМС, например, об имеющихся бонусах или уведомление о закрытой распродаже. B итоге потенциальный покупатель получает интересное предложение именно тогда, когда он проходит мимо витрины заказчика. Выходит такая связка программы лояльности, аналитики и hotspot.
При типовом сценарии СМС-ки с акциями почти всегда приходят не вовремя. Например, вы дома, а какой-нибудь известный спортивный бренд присылает СМС, о том, что на вашем счету скопилось 1000 бонусов и их нужно потратить до конца выходных. Вряд ли это сподвигнет вас собраться, поехать в магазин и что-то купить.
Идея Shopster — сделать то, что сейчас в мире интернет-маркетинга называется «Супер Гео Коммуникацией». То есть система Wi-Fi аналитики работает как триггер – «ловит» MAC адрес и номер телефона пользователя и передает в систему заказчика. Последний же (если у него есть разрешение) строит с пользователем коммуникацию: отправляет СМС в нужный момент.
Дальше – интереснее. У компании Максима Телеком, которая предоставляет Wi-Fi в метро, имеется база свыше 19 000 000 связок MAC адресов с номерами телефонов. С помощью этой базы можно расширить охват и сработать как триггер.
Оборудование TP-Link с прошивкой от Shopster, установленное в различных магазинах и торговых центрах, ловит МАС адреса, которые в дальнейшем передаются в систему Максима Телеком, где происходит распознавание по MAC адресу, какой номер телефона ему принадлежит. Заранее сформированный заказчиком текст СМС сообщения от имени Wi-Fi.ru [1] отправляется человеку, который в определенный момент проходит мимо магазина. Вероятность «зацепить» проходящего мимо человека существенно увеличивается.
Этот процесс называется расширением аудитории, и это новый инструмент, который Максима Телеком запускает сейчас совместно с Shopster.
Еще один новый продукт, который сейчас запускает Shopster вместе с TP-Link и крупными заказчиками, – инструмент совмещения онлайн с офлайн. Оборудование TP-Link вместе с прошивкой от Shopster стали мостиком, соединяющим физический мир и мир интернета. Не секрет, что в интернете все сайты следят за пользователями, они вешают на них Cookie файлы, а Shopster ловит их MAC адреса. Так вот, Shopster научились совмещать Cookie с MAC адресами: Shopster передает их крупным интернет-площадкам, и распознание происходит на их стороне. Вот что это дает:
Еще один продукт на стыке сетевого оборудования, ПО и Bluetooth технологий: в устройство вставляется Bluetooth адаптер с модифицированной прошивкой, и появляется возможность работать с iBeacon или Eddystone, что обеспечивает достаточно точную навигацию внутри помещений (Indoor navigation).
Indoor navigation может существовать как самостоятельный продукт для посетителей (такая навигация уже работает в одном из центральных ТРЦ Москвы (клиент Shopster)) или же как вспомогательное решение для бизнеса (например, трекинг персонала).
Трекинг персонала — это узкая потребность ритейла. В ритейле востребована консультационная модель, то есть в магазине консультант должен обязательно пообщаться с посетителем для увеличения вероятности покупки. Поэтому очень важно, чтобы консультанты во время работы находились в торговом зале, а не, скажем, в подсобных помещениях или на складе. При внедрении трекинг-системы вы увидите, где ходят сотрудники, в каких зонах они находятся. Из этого уже можно строить статистику. А еще можно запоминать маршруты посетителей через продуктовые тележки. На кассе же тележку (а вместе с ней и всю собранную информацию) можно однозначно «привязать» к номеру клиента в программе лояльности, если он в ней участвует. Это дает магазину еще больше шансов угодить своему постоянному клиенту и заработать больше.
В этом случае задействуется уже более серьезная математика: байесовские фильтры, много линейной алгебры и машинное обучение.
Архитектура системы Wi-Fi аналитики Shopster состоит из трех слоев:
Теперь самое время пройтись по основным компонентам системы.
Серверная часть представляет собой совокупность кластеров хранения данных, сервера с сервисами предобработки, а также отдельные инструменты, обеспечивающие целевую функциональность каждой части решения. При этом используются как виртуальные, так и физические сервера в нескольких независимых дата-центрах (chipcore (селектел), firstDEDIC, firstVDS).
Такое распределение мощностей важно, потому что необходимо обрабатывать огромное количество данных.
Все решения возможно реализовать на базе даже одного устройства TP-Link.
В 95% проектов Shopster в ритейле, торговых центрах и на объектах HoReCa (а это порядка 2500 устройств в Москве, Санкт-Петербурге, городах-миллионниках и других небольших городах) используется оборудование TP-Link.
«Оборудование TP-Link, которое мы используем, обладает характеристиками, позволяющими работать во всех режимах без сбоев и стабильно. Сейчас мы работаем на моделях TP-Link EAP115 [2], EAP110 [3] линейки Auranet. Тестируются решения уличного исполнения CPE210 [4] v.1 и EAP110-Outdoor [5].
TP-Link Потолочная точка доступа Wi-Fi, серия Auranet, EAP115
TP-Link 9 дБи наружная точка доступа Wi-Fi, линейка Pharos, CPE210
У оборудования TP-Link хороший срок службы — оно стабильно работает на протяжении длительного времени: в подавляющем большинстве локаций не было ни одной замены оборудования начиная с 2013 года», — комментирует Илья Спасенов, соучредитель Shopster.
В основе системы заложен целый набор интересных алгоритмов, начиная от «умной» калибровки объектов и заканчивая алгоритмами Data-Mining. Даже банальные, казалось бы, задачи на уровне формирования и обработки технических логов по факту не такие уж и простые. Много сил разработчиков и аппаратных ресурсов устройств тратится на борьбу с шумами и радиопомехами. Порядка 60-70% сигналов — это мусор, который не будет участвовать в «полезных» расчетах.
Как описывает Shopster: «Наша работа в Wi-Fi аналитике иногда напоминает работу таксидермиста (человек, который создает чучела из животных), которому принесли тушку кролика, развороченную гранатой. Ты по каким-то кусочкам пытаешься сделать «красиво».
Wi-Fi аналитика и прибыль – синонимы. С помощью Wi-Fi аналитики можно получить уникальные аналитические данные, уникальные инструменты продаж. Более того, это недорого и применимо в разных условиях.
Автор: TP-Link
Источник [6]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/tehnologii/267362
Ссылки в тексте:
[1] Wi-Fi.ru: http://wi-fi.ru/
[2] EAP115: http://www.tp-linkru.com/products/details/cat-5692_EAP115.html
[3] EAP110: http://www.tp-linkru.com/products/details/cat-5692_EAP110.html
[4] CPE210: http://www.tp-linkru.com/products/details/cat-37_CPE210.html
[5] EAP110-Outdoor: http://www.tp-linkru.com/products/details/cat-5693_EAP110-Outdoor.html
[6] Источник: https://habrahabr.ru/post/341560/
Нажмите здесь для печати.