- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Акустические системы, о которых пойдет речь, известны тем, что установили новый отраслевой стандарт в звукозаписи, а несколько позже и в домашнем аудио. Эта разработка JBL стала значимой частью истории не только этой компании, но также мировой звукозаписывающей индустрии, акустического дизайна студий и в какой-то степени истории музыки.
Речь пойдет об одной из самых популярных линеек студийных мониторов за всю историю электроакустики. Эволюционную преемственность в этой линейе можно проследить с конца 60-х до настоящего времени. Иными словами, пост о мониторах JBL 4310 и разработках, созданных на их основе.
Именно благодаря решениям, реализованным в этих АС, к 1977-му году подавляющее количество звукозаписывающих студий в мире использовало студийные мониторы JBL.
Так, по данным опроса Billboard, к концу 70-х общее количество студий, использующих оборудование JBL, превышало общее количество студий с оборудованием всех остальных брендов.
Всё началось с габаритов. К концу 60-х росла популярность многих жанров рок и поп музыки. В свою очередь это потребовало расширения возможностей звукозаписывающей аппаратуры, увеличения количества студий и повышения качества записей.
Стали расти возможности микшеров и их габаритные размеры. Кроме того, в студиях стало появляться множество новых приборов, которые в конце 60-х также занимали немало места. И как результат всей этой цепочки — для мониторов места оставалось всё меньше.
Таким образом, напольные мониторы для студий, которые были распространены с конца 50-х, должны были уйти в прошлое, при этом верность воспроизведения, которая, как многие знают, во многом зависит от внутреннего объема АС, должна была остаться на прежнем уровне, а в идеале стать лучше.
В JBL решили, что смогут реализовать эту, на первый взгляд, парадоксальную задачу, и в 1968-м году началась разработка новой АС. Известно, что ведущим разработчиком системы стал инженер Эд Май, которому принадлежит авторство концепции и принятие основных технических решений.
Также в создание системы внес большой вклад Барт Локанти, который занимался экспериментальной работой и измерениями, для некоторых применялось компьютерное моделирование, что для конца 60-х крайне необычно и инновационно. Общее руководство проектом было поручено Джеймсу Бартхеллу. За внешний облик новой системы отвечал дизайнер Арнольд Вольф.
Именно благодаря этим ключевым фигурам в коллективе разработчиков в течение одного насыщенного и тяжелого года удалось реализовать, без преувеличения, революционную АС, JBL 4310.
Следует также отметить, что внушительная часть исследований для создания новой АС проводились на протяжении всех 60-х. Очень много подготовительной работы было проведено при разработке напольной системы JBL 4320 Studio Monitor, которая пользовалась серьезным успехом в США на протяжении почти всех 60-х.
«безразмерный» и беспощадный JBL 4320 Studio Monitor
Можно сказать, что массовый полочный форм-фактор для студий появился именно тогда и изначально был именно трехполосным. Разработчики быстро поняли — размеры АС должны быть меньше, чтобы разместить её на подоконнике студийного окна, на консольном мостике или подвесить под потолок. При этом важно сохранить широкий частотный диапазон и низкие искажения.
JBL 4310 в сравнении с типичными мониторами своего времени — начало 70-х
Итогом многомесячного “интенсива” по разработке новой акустической системы стали колонки, которые с натяжкой можно назвать компактными по современным меркам. Их габаритные размеры составляли 60 x 36 x 30 см, весила пара новых мониторов 23 кг.
Для 1969-м они были одними из чемпионов по массогабаритным характеристикам в мощностной «категории» (т.е. при 50 Вт программной мощности, при чувствительности 45 дБ при входной мощности 1 мВт на 30 футов).
В целом, основные характеристики мониторов выглядели следующим образом:
- Программная мощность: 50 Вт;
- Частотный диапазон: 45-15,000 Гц (+- 3 dB);
- Частоты разделения кроссовера: 1500 Гц, 7000 Гц;
- Номинальное сопротивление 8 Ом;
- Коэффициент гармонических искажений: до 0,8 % (1Вт, 1 кГц), до 1,5 % (100 Гц).
Несмотря на большую (по современным меркам) неравномерность АЧХ (+-3 дБ), у этой АС получился достаточно плавный график. Также характерной особенностью стали крайне низкие значения КНИ на НЧ, что было нехарактерно для акустики того времени.
Во многом такого сочетания звуковых и габаритных характеристик удалось добиться благодаря применению новых динамиков с увеличенным ходом и полимерными диффузорами, которые превосходили классические целлюлозные мембраны. Такими драйверами стали модели НЧ — 123А, СЧ-динамик LE5-2 и купольный твитер LE20.
Практически все известные звукорежиссеры того времени отмечали, что именно эта система является оптимальной по сочетанию таких факторов, как верность воспроизведения, громкость, равномерность АЧХ, массогабаритные характеристики, цена.
К началу семидесятых система завоевала не только сердца саунд-продюсеров, но и аудиофилов, которые в те годы, вопреки некоторым современным представлениям, очень котировали мониторную акустику.
Более поздний вариант, названный 4311, поменял твитер, который заменили блоком меньшего размера. Убрали плоские дефлекторы, не оправдавшие надежд разработчиков. Также ВЧ-излучатель подняли в акустическую плоскость НЧ-драйвера, что в те годы казалось более логичным решением. В подобном усовершенствованном виде модель просуществует наряду с 4310 до конца 70-х.
Внешний вид 4311
Интерес непрофессионалов был подогрет высокой востребованностью мониторов в студиях, но совершенно ясно, что дизайн студийного отпугивал взыскательных эстетов брутальным, особенно для начала 70-х, обликом. 4311 не оставляли равнодушных среди меломанов, но большинству из них хотелось видеть что-то более эстетичное в качестве источника любимой музыки.
Пик популярности 4310 пришелся на момент, когда JBL стала частью корпорации Jervis, которую контролировал Сидней Харманом. Для внедрения новых подходов в продвижения продуктов на потребительском рынке, последний назначил талантливого маркетолога Ирвинга Стерна. Тот в свою очередь “пошаманил” с командой дизайнеров и превратил студийные мониторы 4311 во вполне эстетичные дизайнерские колонки, которые, между всем прочим, не потеряли в акустических свойствах. Чудо-акустика для простых смертных была названа L100.
L100
Для L100 упростили электрическую схему, устранив управление аттенюатором, и оптимизировали акустическое оформление. Иными словами, привели в соответствие с представлениями среднестатистического пользователя. Интересно, что основные характеристики устройства от этого не пострадали.
Не обошлось без инноваций. Для того чтобы оживить скучный и грубоватый дизайн мониторов, Арнольд Вольф предложил рельефный гриль. Ткань, традиционно использующаяся в подобных случаях, для создания объемного рельефа подходила мало.
После пары недель изысканий разработчики обратили внимание на эластичный пенополиуретан, как наиболее легкий и акустически нейтральный материал. Так, по утверждению Арнольда Вольфа, в L100 им был впервые применен поролоновый гриль.
Результаты совместной работы дизайнеров, инженеров и маркетологов можно оценить статистически. L100 стали самой продаваемой акустической системой в США в 70-е годы.
В 80-е годы подходы к музыке в очередной раз изменились, работникам студий требовалась большая громкость, а соответственно, мощность и чувствительность мониторов. Более того, за десятилетие технические возможности звуковоспроизводящей аппаратуры значительно выросли, а соответственно, выросли требования к верности воспроизведения.
Рынок и индустрия звукозаписи ждали от JBL новое устройство, причем настолько же актуальное для 80-х, каковым стали JBL 4310 в свое время. И инженеры JBL в очередной раз сделали это. Новая система появилась в 1982-м году — это опять были полочные 3-х полосные мониторы, в формах которых явно угадывалась 4310.
Новая АС была названа 4312 и несмотря на то, что очень напоминала своего эволюционного предка, была принципиально новой. Новые мониторы получили набор актуальных для того времени характеристик:
- Программная мощность: 100 Вт;
- Частотный диапазон: 45 Hz -20 кГц, (+-3 дБ);
- Чувствительность более: 91 dB, 1 Вт, 1 м;
- Номинальное сопротивление: 8 Ом;
- Разделение кроссовера: 1,5 кГц, 7кГц.
Интересно, что документация к устройству снабжалась подробными данными о частотных и нелинейных искажениях. Глядя на представленные графики, понимаешь, что многие современные АС (сравнимые по стоимости) не дотягивают до уровня 25-летней давности. Вероятно поэтому некоторые современные производители не готовы предоставить подробные результаты измерений.
Jbl 4312 выдержали несколько переизданий. Модификации, имевшие в качестве основы единое акустическое оформление, могли отличаться динамиками и элементной базой кроссоверов. Например, выпущенная в 1982-м 4312 была оснащена классическими целлюлозными и целлюлозно-тканевыми драйверами, а экспериментальные версии 4312 A, B и BS получили металлический купольный твитер (в случае с BS — титановый).
В 2000-м году была выпущена последняя ностальгическая серия 4312 mk2 с новыми динамиками и старым дизайном и акустическим оформлением.
Она сохранила титановый твитер, который оказался более живучим и отличается более высокой верностью воспроизведения.
- Характеристики обновленной системы:
- Диапазон частот: 45 – 22000 Гц
- Чувствительность: 93 дБ (2,83 В/м)
- Рекомендуемая мощность усилителя: 150 Вт
- Номинальный импеданс: 6 Ом
- Частота раздела кроссовера: 2000 Гц и 5000 Гц
- Динамики:
- НЧ: 300 мм (бумага на ткани)
- СЧ: 125 мм (бумага на ткани)
- ВЧ: 25 мм (титан)
- Варианты отделки: серый, темный орех, черный
- Цвет решетки: синий, черный
- Размеры (ВхШхГ): 597х368×298 мм
- Вес: 21,7 кг
НЧ драйвер
СЧ драйвер
ВЧ излучатель
Интересной особенностью стала конструкция фильтра, которая мало изменилась с 80-х. В отличие от многих современных изделий в нем не стали экономить на элементной базе и номиналах. Как и в устройстве из 80-х в фильтрах “рестайлинговой” версии использованы неполярные конденсаторы, рассчитанные на высокое напряжение.
В текущем году на CES-2108 была представлена и обновленная версия L100- L100 Classic, которая также выдержала множество переизданий.
Известно, что в создании ремейка поучаствовал инженер Крис Хаген, которому доводилось создавать, признанную культовой, АС — L100T3 в 1988-м.
Можно спорить о том, какой именно компании и какому инженеру принадлежат такие изобретения, как полочный формфактор и трехполосное разделение в мониторной акустике. Мне ясно одно, действительно массовыми эти две инновации стали после применения их в студийных мониторах JBL. Сегодня 4310 могут показаться примитивными и ограниченными в возможностях, но для своего времени они были почти безупречны.
Фото:
www.audioheritage.org [1]
en.audiofanzine.com [2]
ldsound.ru [3]
roniker.ru [4]
www.troelsgravesen.dk [5]
Настоятельно рекомендую эти богатые информацией ресурсы всем, неравнодушным к теме аппаратуры высокой верности воспроизведения.
В нашем каталоге [6] представлено множество акустических систем [7] высокой верности воспроизведения
Автор: Sound_cULT
Источник [8]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/tehnologii/287465
Ссылки в тексте:
[1] www.audioheritage.org: http://www.audioheritage.org
[2] en.audiofanzine.com: https://en.audiofanzine.com
[3] ldsound.ru: http://ldsound.ru
[4] roniker.ru: http://roniker.ru
[5] www.troelsgravesen.dk: http://www.troelsgravesen.dk
[6] каталоге: https://www.pult.ru/
[7] акустических систем: https://www.pult.ru/product/akusticheskie-sistemy--akustika-/
[8] Источник: https://habr.com/post/418489/?utm_campaign=418489
Нажмите здесь для печати.