Эволюция мобильного сленга: когда графика заменит слова?

в 6:11, , рубрики: Блог компании Yota, графика, Исследования и прогнозы в IT, символы, текст

Эволюция мобильного сленга: когда графика заменит слова? - 1

15 лет назад не было «ВКонтакте» и Facebook, телефоны были кнопочными, связь стоила дорого, а мобильный интернет не был безлимитным. Тогда, в эпоху ICQ и SMS, стали популярными сокращения вроде «имхо» и «лол». К 2015 году слово «лол» изменилось до неузнаваемости, превратилось в эмодзи «смех сквозь слезы» и в таком виде стало словом года по мнению Оксфордского словаря. Это часть глобального процесса, в основе которого лежит развитие мобильных технологий. Стоит ли опасаться, что со временем в мобильной связи не найдется места обычным словам?

Как показывает практика, письмо, отправленное по почте, стилистически сильно отличается от разговора лицом к лицу. Чем быстрее происходит обмен сообщениями, тем более похожим на разговорную речь становится стиль общения.

Эмоции сложно передать письменно. У автора письма 100 лет назад не было возможности обозначить шутку улыбкой, и ему приходилось тратить много времени на то, чтобы подобрать правильные и недвусмысленные слова. При общении в мессенджерах считается хорошим тоном отвечать на сообщения мгновенно (и появилась эта тенденция еще в ICQ, много лет назад). Язык упрощался, приближался к разговорному, и возникла необходимость в символах для обозначения эмоций.

Эволюция мобильного сленга: когда графика заменит слова? - 2

Этап 1: ЛОЛ

Общение через СМС подразумевало дополнительные ограничения. Количество знаков строго лимитировано, а за каждое сообщение необходимо платить. Кек, лол, lulz – все это гораздо короче, чем фраза «мне очень смешно». Особенно сленг актуален, когда нужно набрать сообщение одним пальцем под партой, поэтому он быстро распространился в молодежной среде. В сети часто можно было найти большие таблицы – своеобразные словари сокращений.

Эволюция мобильного сленга: когда графика заменит слова? - 3

Этап 2: :D

Еще раньше появились смайлики – в своем изначальном виде. Считается, что впервые эту идею озвучил 1969 году Владимир Набоков во время интервью: «Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку, — какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос».

Его совету последовали, и в 1982 году некто Скотт Фалман предложил использовать последовательность :). Со временем придумали смайлики, способные передавать другие эмоции, но их возможности все равно ограничивались стандартными символами на клавиатуре. Шагом на пути к эмодзи стали рисованные смайлики, способные заменить своих предшественников из знаков препинания и аббревиатуры из сленга.

Эволюция мобильного сленга: когда графика заменит слова? - 4

Они передавались с помощью кодировки и отображались картинкой, только если у адресата был установлен соответствующий набор смайлов. Пользователь, не обновивший ICQ, мог получить вместо рожицы ее код.

Этап 3: эмодзи

Со временем смайлики трансформировались в эмодзи (первые из них появились в Японии еще в 80-е). В 2007 году Google добавил несколько эмодзи в сервис Gmail, а в 2010 году они стали доступны на iOS и Android.

Набор эмодзи пополняется с каждым новым обновлением платформ, все больше слов можно заменить картинками. По данным компании Swyft Media американские пользователи в среднем отправляют по 96 эмодзи в день. В отдельных случаях удаленное общение между несколькими абонентами может строиться только на обмене эмодзи. Даже библию удалось частично переписать, используя 80 стандартных символов.

Эмодзи используются не только в частных разговорах, но и в бизнесе и массовых акциях. «Всемирный фонд дикой природы» проводил в твиттере флешмоб под хэштегом #EndangeredEmoji. Пользователям предлагалось выбрать одно из изображений исчезающих животных, запостить под хэштегом и перевести 10 евроцентов в пользу WWF.

Эволюция мобильного сленга: когда графика заменит слова? - 5
Эволюция мобильного сленга: когда графика заменит слова? - 6

В 2015 году мы запускали рекламную кампанию, героями которой на баннерах стали люди с эмодзи вместо головы. В ее поддержку наша пресс-служба выпустила пресс-релиз, состоящий только из эмодзи.

У эмодзи есть и недостатки, главный из которых – это возможная двусмысленность. Не всегда два человека, смотря на одну и ту же картинку, понимают ее одинаково. Консорциум Unicode, занимающийся стандартизацией эмодзи, после небольшого исследования поведения пользователей предложил внести ряд изменений в смайлы. Оказалось, что люди воспринимают некоторые картинки не так, как задумывали авторы. Пользователи разных стран один и тот же эмодзи видят по-разному. Так Консорциум Unicode сообщил, что котик, прижимающий лапы к щекам в iOS, просто устал, а не кричит в ужасе.

Эволюция мобильного сленга: когда графика заменит слова? - 7

Этап 4: стикеры и гифки

Дальнейшее развитие символьной связи привело к появлению стикеров, количество которых многократно возросло с появлением Telegram. Большие красочные картинки некоторым платформам удалось даже монетизировать.

Эволюция мобильного сленга: когда графика заменит слова? - 8

Свою аудиторию нашли и гифки. Многие мессенджеры уже поддерживают поиск подходящих гифок по тегам, есть гиф-клавиатуры и ежечасно обновляемые топы гифок. Журналист «Афиши» даже поставил эксперимент — в течение недели вел личную и деловую переписку только картинками и анимационными гифками. В результате выяснилось, что рабочая переписка картинками не только возможна, но и поднимает настроение собеседнику. Он с готовностью принимается слать стикеры и гифки в ответ. Впрочем, статья «Каково это — неделю общаться только гифками и эмодзи» в результате была написана в самом олдскульском стиле.

При всех преимуществах повторить успех эмодзи ни стикерам, ни гифкам пока не удалось. Одна из причин может заключаться в том, что они являются тяжелой (в прямом смысле этого слова) артиллерией. В отличие от эмодзи, которые передаются с помощью кодировки, стикер – это картинка, передающаяся ссылкой или файлом. В условиях безлимитного интернета это не имеет значения, но может быть важно в путешествиях. Недавно мы писали, что запустили услугу бесплатных сообщений в мессенджерах в международном роуминге. Так вот: эмодзи являются текстом и передаются бесплатно, а стикеры – нет.

Этап 5: Исчезновение текста – ?

Мобильные технологии продолжают развиваться. Телефоны уже пытаются научить различать силу нажатия пальца, понимать эмоциональное состояние пользователя, измеряя скорость ввода SMS, частоту использования клавиши Del и силы встряхивания аппарата. На основании всех этих данных смартфон «решает», счастлив, удивлен, боится, гневается или грустит его хозяин. Злость, страх, ожидание, удивление, радость, грусть, доверие и другие эмоции можно определить быстрее, чем их осознает сам человек. И с той же скоростью передать собеседнику.

Возможно ли, что сама необходимость что-то писать и говорить другому человеку в ближайшем будущем отомрет? Чтобы идентифицировать позитивные и негативные эмоции, о них необязательно говорить. Но чтобы передать определенную информацию, недостаточно понять эмоциональный окрас и подобрать подходящую картинку.

Человек воспринимает существительные не как набор символов, а как зрительный образ. Вот вам слово: стол. Для вас это не буквы «с», «т», «о» и «л», а плоский предмет, стоящий на четырех ножках. Однако другие части речи в нашем мышлении воспринимаются иначе: «Подойди и возьми яблоко со стола» — здесь есть не только зрительные существительные (яблоко, стол), но и пространственные операторы (подойди и возьми), «распоряжающиеся» зрительными образами. Мы их воспринимаем, но не представляем конкретными объектами – мы не рисуем себе в голове картинку, как подходим к столу и берем с него яблоко. Подсознание воспринимает операторы и привязывает их к образам, поэтому на данном этапе развития мы не можем полностью перейти к графической передаче информации.

Тем временем разговоры о том, чтобы признать эмодзи новым международным языком, уже идут. А мы напоминаем, что, какой бы ни была форма общения, главное – содержание, и призываем общаться как можно больше и использовать для этого все возможные способы.

Автор: Yota

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля