Организуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux

в 5:58, , рубрики: askozia, asterisk, ip-телефония, телефония, метки: , ,

В этой статье я расскажу по шагам об организации IP телефонии в офисе на 15 человек с помощью Asterisk в виде сборки Askozia, неттопа Intel NUC и телефонов Linksys и Yealink, заказанных с Ebay, а также прикину примерные затраты на организацию связи со своим сервером телефонии, плюс попробую рассказать о преимуществах и недостатках этого решения.

Железо

Системные требования к железу у Asterisk минимальные. В принципе, под нашу задачу подойдет любая современная платформа. В качестве такой системы я выбрал Intel NUC DCCP847DYE с процессором Celeron и памятью 2 gb. Внутренний SSD диск не брал.
Организуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux
За телефонами я обратился к аукциону Ebay, используя запрос «lot linksys spa» получаем такие предложения:Организуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux
Используя снайпера для ebay, мейлфорвардера и посылки с одеждой, я в общей сложности привез в офис за несколько месяцев порядка 15 телефонов Lynksys, Cisco, Yealink(Cortelco). В среднем 1 телефон обошелся в 2300 руб. Я старался брать старшие модели с двумя ethernet портами, подсветкой экрана и POE. Ну и для Sales менеджеров и специалистов техподдержки взял на том же Ebay 6 гарнитур Plantronics MX500iОрганизуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux
Достаточно удобная штука и приемлемое для наших требований качество связи. Даже вебинары через нее проводим :)

Софт

На момент организации IP телефонии я мало чего знал про Asterisk и в Linux практически не шарил, потому выбрал готовый дистрибутив «Asterisk на флешке» — Askozia

Многоканальный номер

В качестве основного поставщика IP траффика выбрали, используемого ранее на протяжении нескольких лет, провайдера Манго Телеком.Для исходящих добавили Мультифон, Zadarma, PCTEL. У каждого из них есть свои плюсы при звонках на определенных направлениях.

Установка и настройка

Телефоны просто поставили между компьютерами и локальной сетью, гарнитуры воткнули в телефоны, хотя к ним шли USB звуковые, которые пригодились для проведения вебинаров через компьютер позже :)
Про настройку IP АТС попробую рассказать подробно, используя установку с нуля, чтобы не пропустить ничего важного. Для этого начну все с самого начала на демо системе и постепенно доведу ее настройки до состояния нашей рабочей станции.
Образ IP АТС за пару минут залил на флешку по инструкции и воткнул в Intel NUC, в биосе которого выбрал загрузку с USB. В сети есть DHCP сервер, потому Askozia сразу получила адрес, который я заменил на статический.Организуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux
Собственно на этом работа в консоли завершена, и можно переходить в веб интерфейс по ip адресу отображенному в консоли.Организуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux
При первом входе авторизуемся, используя учетные данные по умолчанию admin/askozia, переходим на вкладку лицензии и вбиваем полученные при покупке ключи.Организуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux
У меня 2 ключа, т.к. мы используем расширенную версию Askozia с редактором маршрутов. Вводим их последовательно, сохраняя каждый ключ.В общих настройках меняем пароль, устанавливаем русский язык.
Организуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения LinuxОрганизуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux
Далее в настройках подключаем внешний диск для хранения логов, голосовой почты и истории разговоров.
Организуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux
Диск форматируется в FAT, и его легко можно подключить к любой Windows машине, чтобы скинуть записи разговоров.
Организуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux

Настройка IP телефонов и SIP учеток

Далее переходим к настройке IP телефонов. В Askozia есть механизм автоматического поиска и настройки IP телефонов, есть TFTP сервер для прошивок и конфигурационных файлов. Телефоны перед автонастройкой необходимо сбросить до заводских настроек, после чего они будут доступны в интерфейсе Askozia. Можно конечно все настроить вручную, для этого придется в каждом телефоне через веб-интерфейс прописывать хост, логин и пароль.Организуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux
И тоже самое на телефоне
Организуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux
Добавляем для каждого сотрудника учетку
Организуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux

Настройка провайдера

Далее переходим к настройке провайдера, для чего в личном кабинете идем в пункт меню Настройка-Сотрудники и добавляем сотрудника Askozia, для которого в настройках добавляем новый SIP номер.Организуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux
В итоге мы имеем следующие данные:

  • Логин: AskoziaUser123456789
  • Пароль: 6Ir2034+9098789987
  • Хост: mikru.mangosip.ru
  • Номер телефона: +7(495)202-02-02

Открываем в Askozia пункт меню Учетные записи -> Провайдеры и добавляем нового VoIP провайдера МангоОфис:
Организуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux
Настроим шаблон для исходящих звонков, по сути, нам нужны только 2 страны.
Организуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux
В кодеках разрешаем только alaw.
Организуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux
И настраиваем дополнительные параметры транка следующим образом. Эти параметры дает Манго в своей документации для подключения к Asterisk.
Организуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux
После этого можно проверить работу исходящих звонков, набрав номер c любого внутреннего телефона номер в формате 7(ХХХ)ХХХ-ХХ-ХХ
Для того чтобы заработали входящие звонки, необходимо их разрешить в свойствах транка. Например, мы хотим, чтобы все входящие звонки приходили на внутренний номер 0000002.
Организуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux
А в личном кабинете Манго Офис настраиваем переадресацию всех звонков на нашего пользователя Askozia.
Организуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux
В качестве входящего 000002 используем маршрут вызова в виде голосового меню (Вы позвонили в компанию МИКО, для связи с отделом продаж нажмите 1… и т.д.) Как делать голосовые меню, я описал в прошлом посте.

Запись разговоров

В Askozia по умолчанию есть только запись разговоров по требованию, во время звонка нажимаем *1 и запись начинается, а по окончании разговора она отправляется на email. Но не зря же мы достали из шкафа большой внешний винт и подключили его к Askozia.Решим задачу по тотальной записи всех внешних разговоров. Добавим в настройки провайдера команды диалплана.

Код для вставки Входящий разговор

Set(RecFile=${STRFTIME(${EPOCH},,%Y-%m/%d)}/in_${CDR(src)}_${STRFTIME(${EPOCH},,%Y-%m-%d-%H-%M-%S)})

Set(CDR(userfield)=${RecFile}.gsm)

Monitor(gsm,${RecFile},bm)
Код для вставки Исходящий разговор


Set(RecFile=${STRFTIME(${EPOCH},,%Y-%m/%d)}/out_${CDR(dst)}_${STRFTIME(${EPOCH},,%Y-%m-%d-%H-%M-%S)})

Set(CDR(userfield)=${RecFile}.gsm)

Monitor(gsm,${RecFile},bm)

Открываем настройки провайдера Манго Офис, и прописываем параметры в соответствующие поля на закладке Дополнительно:
Организуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux
В итоге мы получим структурированную по папочкам запись всех внешних разговоров, где в имени файла будет дата время, направление и вызываемый(щий) номер абонента.

Настройка мобильных

Для построения маршрутов вызовов, голосовых меню и отделов необходимо внутри АТС иметь номера мобильных телефонов сотрудников. Для этого создаем их в секции внешние учетки, прописываем номер и выбираем провайдера, через которого пойдет звонок.Организуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux
Также можно сделать внешний номер используя SIP URI, например, для объединения нескольких офисов и присвоить коллегам из других офисов короткие номера.Организуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux

Факсы

Настроим ящик для приема факсимильных сообщений.
Организуем Asterisk IP телефонию в офисе без изучения Linux
Все входящие факсы будут поступать на общий ящик электронной почты.

Итоги

Раньше мы пользовались облачной IP АТC от Манго Офис, это удобно и надежно, но жестко привязывает к тарифу и траффику через одного провайдера, резко сокращает возможности по расширению функционала.

  • Платформа Intel NUC DCCP847DYE — 6500 руб.
  • Плашка памяти 2 gb — 850 руб.
  • Флешка на 2 gb для системы — 300 руб.
  • Внешний USB винт для записей разговоров валялся в шкафу.
  • 15 шт IP телефонов (Lynksys, Cisco, Yealink) — 34 500 рублей.
  • 6 шт Plantronics MX500i — 3500 рублей.
  • Askozia PBX с редактором маршрутов вызовов — 9190 рублей.
  • Прямой московский номер в Манго — 2500 рублей подключение и 250 руб. абонентка.

Затраты на IP телефонизацию офиса из 15 человек «по-взрослому» составили 57'340 руб.
Сэкономить значительную сумму можно на IP телефонах, что мы и пытались сделать изначально используя софтфоны, неудобно!Сейчас в компании единый многоканальный номер, у каждого сотрудника на столе удобный IP телефон и гарнитура.Мы добавили функцию интеграции с 1С:CRM, подключили звонок с сайта, двусторонний Skype транк. Расходы на связь оптимизируются выбором исходящего провайдера, согласно шаблону номера. Для удаленных работников через VPN организуем полноценные рабочие места.

Полезные ссылки:

Автор: jorikfon

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js