История телевидения, часть третья. А кто же папа?

в 6:28, , рубрики: История ИТ, Медиа, телевидение, метки: , ,

История телевидения, часть третья. А кто же папа?
Какое отношение имеет профессор Хьюберт Фарнсуорт, создатель часов смерти, нюхоскопа и машины времени к созданию телевидения, если он родился в 2841 году, то есть ровно через 900 лет после начала вещания первой коммерческой телестанции?

А самое непосредственное! Создатели анимационного сериала в качестве прототипа сумасшедшего гения выбрали реального ученого, многочисленные изобретения которого стали основой для создания легенды. Этот человек не только является создателем телевидения, но также и круговой развертки для радаров, компактного ядерного реактора (фузор), систем управления ракетами. При всем при этом этот человек не имел не только высшего образования, но даже и законченного среднего. Это был Фило Тейлор Фарнсуорт.

На звание родины «отца телевидения» претендуют многие страны. Здесь как в Олимпийских Играх, страны выдвигают своих национальных претендентов, причем, достаточно обоснованно.

Эта статья является частью серии материалов о истории телевидения. В первой части мы узнали, что телевидение прошло длительный путь технических открытий и совершенствования. Вторая часть была посвящена истории телевидения в СССР. Третья часть посвящена личностям Владимира Зворыкина, которого считают во всем мире «отцом телевидения», и альтернативного «отца» профессора Фило Фарнсуорта. Часть материала можно прочитать в виде рецензии на фильм «Зворыкин-Муромец».
Как и предыдущие материалы статьи основаны на двух основных источниках: книга «Телевизионный бизнес», автором которой я являюсь и блог blogotv.ru

Пауль Нипков. Стол как основа телевидения

История телевидения, часть третья. А кто же папа?
Например, Германия утверждает, что отцом телевидения считается Пауль Нипков, придумавший механическую систему развертки – «диск Нипкова» в 1883 году, который стал основой для создания «механического телевидения в 1920-годах. Первая телестанция в Германии, начавшая регулярное вещание в 1935 году была названа в его честь — Fernsehsender Paul Nipkow.

Манфред фон Арденне. Телевизионщик и ядерщик

История телевидения, часть третья. А кто же папа?
Кроме того, еще одним претендентом от Германии является Манфред фон Арденне, который в августе 1931 года в рамках Берлинской радиовыставки на стенде фирмы Loewe публично продемонстрировал полностью электронную систему телевидения на основе датчика бегущего луча с разверткой на 90 строк. Впоследствии, система с разверткой в 180 строк, разработанная Арденне, использовалась в телевизионном центре Нипкова, для телетрансляций Берлинской Олимпиады 1936 года.
С 15 января 1936 г. берлинский телецентр показывает передачи со стандартом 180 строк ежедневно с 20.00 до 22.00. Во время игр, проходивших в Берлине в августе 1936 году, объем прямых трансляций возрос до 8 часов в сутки. В 25 пунктах Берлина работали просмотровые залы. Сообщалось, что за Олимпиадой по телевизору следило в общей сложности 150 тыс. человек. Игры можно было видеть и в Гамбурге, куда был проложен кабель.
После войны Арденне, как многие немецкие ученые, «добровольно» отправился на 10 лет в СССР, работать над восстановлением народного хозяйства. Правда, к этому времени Арденне от телевидения уже отошел и занимался ядерной программой, за что, кстати, получил две Сталинских премии (1947,1953).

Джон Бэрд. Первый во многом

История телевидения, часть третья. А кто же папа?
Великобритания может считать «отцом телевидения» Джона Бэрда, ведь именно его телевизионная система на основе «диска Нипкова» смогла в 1924 году передать движущееся изображение. Кроме того Бэрд создал в 1928 году первую цветную телевизионную систему с использованием трех «дисков Нипкова». Кроме того, он также первым продемонстрировал стереоскопическое изображение (1928), передал телевизионный сигнал в диапазоне УКВ (1932), осуществил трансатлантическую передачу (1928), транслировал спортивные соревнования в прямом эфире (1931). В конце концов, ВВС выбрала систему Бэрда для постоянного вещания в 1929-1937 годах, пока ее не заменило телевидение на электронных принципах.
Кстати, по эксцентричности Джон Бэрд не уступал обоим Фарнсуортам, настоящему и анимационному. Бэрд придумал бритвенный станок из стекла (разбился), пневматическую обувь (лопнули), термоноски (были популярны).

Семен Катаев. Советский ученый

История телевидения, часть третья. А кто же папа?
В СССР создателем телевидения считался Семен Катаев, который получил патент на электронное телевидение на полтора месяца раньше Владимира Зворыкина. У Катаева заявка на патент в СССР от 24.09.1931 (Авторское свидетельство СССР № 29.865), а у Зворыкина в США только от 13.11.1931. Правда, Зворыкин пытался запатентовать свое изобретение еще с 1923 года.
В 1931 году Катаев всего два года как закончил Бауманское военно-техническое училище и работал в Всероссийском электро-техническом институте.
В 1944 году Катаев становиться одним из авторов телевизионного стандарта в 625 строк, который после войны постепенно становиться мировым стандартом (кроме США в котором до последнего времени действовал стандарт 525 строк).

Владимир Зворыкин. Ученый на службе корпорации.

История телевидения, часть третья. А кто же папа?
В России более популярным претендентом на «отцовство» стал российский эмигрант, американский изобретатель Владимир Зворыкин.

Владимир Козьмич Зворыкин родился в 1888 году в городе Муроме в семье одного из богатейших купцов России. Клану Зворыкиных принадлежали банки, пароходные и зерноторговые компании. Особняк Зворыкиных, построенный для всего клана, на несколько десятилетий был самым большим домом в Муроме.

Во Владимире Зворыкине рано проявился интерес к технике поэтому отец поддержал его в стремлении учиться на инженера. В 1906-1912 году Зворыкин учился в Санкт-Петербургском технологическом институте, где под руководством Бориса Розинга принимал участие в создание первой действующей в России телевизионной системы. Владимир продолжил свое обучение во Франции в 1912-1914 годах в “Колледж де Франс” под руководством Поля Ланжевена, ученика Пьера Кюри и научного руководителя Луи Де Бройля. Оба нобелевские лауреаты (1903 и 1929, соответственно).
С началом Первой мировой войны Зворыкин вернулся в России и служит в войсках связи.

Во время Гражданской войны он становиться экономическим эмиссаром Колчака в США, благодаря чему ему удается избежать гибели во время гражданской войны и покинуть Россию. Благодаря поездкам в США во время гражданской войны и Зворыкину удается сравнительно легко получить работу специальности, что не удалось большинству российских эмигрантов.

В 1920 году компания Westinghouse Electric решила помимо развития радио заняться и телевидением и создает исследовательскую лабораторию, ее руководителем становиться Владимир Зворыкин.

К 1923 году Зворыкину удается разработать проект телевизионной установки с использованием электронной трубки. В декабре он подает первую заявку на патент, которую отказываются принимать, потому что, по мнению патентных поверенных, предложенную им систему фотоэлектрического преобразования видимого изображения в электрические импульсы невозможно практически осуществить. И действительно осуществить демонстрацию своего устройства исследователю удалось только через восемь лет после продолжительной работы над усовершенствованием своей электронной системы. В ходе этой работы Зворыкин создавал множество пионерных разработок. Так в 1925 году он подал заявку на патент по цветному телевидению.

В 1929 году Зворыкин разработал принципиально новую высоковакуумную электронно-лучевую трубку для использования в телевизионных приемниках, названную им «кинескопом». Спустя два года ему удается решить основные проблемы, связанные с изготовлением электронной передающей трубки — «иконоскопа», после чего ему удается создать действующую систему.

Правда к этому времени Владимир Зворыкин работает уже в другой компании. Руководство компании Westinghouse Electric было не довольно медленными темпами разработки электронной телевизионной системы, ведь радио, которое для бытового потребления начинало быстро развиваться в это же время, уже достигло своей технической зрелости. В 1925 году директор компании наблюдая за демонстрацией первых электронных устройств предложил Зворыкину:

“заняться чем-нибудь более полезным для фирмы ”.

(Еще раньше – в 1923 году, Westinghouse отказалось от сотрудничества с Фарнсуортом, который устраивал презентацию своей системы.)

Поэтому, когда Зворыкину предложил работу конкурент «Вестингауза» — компания RCA, его с легким сердцем «отпустили на волю».
Дэвид Сарнов, президент компании RCA, в 1954 году провожая Зворыкина на пенсию рассказал в торжественной речи перед сотрудниками, что когда он предложил Зворыкину работу в RCA, то спросил, сколько понадобиться денег на претворение его идей в жизнь:

“Зворыкин, вздохнул, посмотрел на меня серьезным взглядом и сказал, что 100.000 долларов смогут это сделать. Ну, я думая про себя, что работающая телевизионная система может стоить 100.000 долларов, тем более когда на тебя смотрят таким уверенным взглядом. И кто бы мог подумать, что до того как мы сможем продать первый телевизионный приемник нам понадобиться потратить 50 миллионов долларов. Вот это умение убеждать! ”.

(Цитата по Zworykin V., Olessi F., Iconoscope: An Autobiography of Vladimir Zworykin)

В той же речи Сарнов назовет Зворыкина «великим мечтателем телевидения». Зворыкин, спустя несколько лет в своих воспоминаниях с большим уважением и теплотой сам назовет Сарнова «великим мечтателем телевидения». Кстати, цифры, сколько просил Зворыкин и сколько на самом деле пришлось потратить в различных интервью Сарнова менялись.

Союз Зворыкина и RCA, крупнейшей в то время IT-корпорации в мире, под руководством Дэвида Сарнова сыграл важную роль в развитии телевидения во всем мире. Зворыкин получил от Сарнова лучшую лабораторию в мире, финансовую мощь и промышленное производство компании RCA. А компания RCA получила практически готовую систему электронного телевидения – ведь работающий образец был создан уже через год. Благодаря этому сотрудничеству RCA и Зворыкин стали признанными «родителями» электронного телевидения во всем мире, хотя и в других странах и даже в США создавались различные элементы электронного телевидения, или даже полноценные действующие системы (Фарнсуорт). После войны компания RCA была лидером телевизионной индустрии – производила более половины всех американских телевизоров.

Тем временем в США начались баталии между Фарнсуортом и RCA за первенство в патентах на электронное телевидение. Это соперничество происходившее не только в заде суда, но и на научных конференциях позволило ознакомить научное сообщество с передовыми разработками этих двух выдающихся исследователей.

В 1936 году британская ВВС начала вещание электронного телевидения на оборудовании созданной компанией «Маркони» по патентам Фарнсуорта и RCA. Немецкая компания Telefunken на патентах RCA создает к Олимпийским играм 1936 года Берлинский телецентр.

Для закрепления позиций RCA Зворыкин выступил на годичной конференции Американского общества радиоинженеров 26 июня 1933 г с докладом «Иконоскоп — современный вариант электрического глаза». В этом докладе ученый раскрыл технические секреты системы электронного телевидения, до тех пор не публиковавшиеся в печати. Затем Зворыкин совершает в 1933-1934 годах поездку в Европу и СССР с демонстрацией своей системы. В 1934 году Фарнсуорт также отправляется в Европу для демонстрации своих достижений.

Спустя всего полтора месяца после доклада в Чикаго Владимира Зворыкина приглашают в СССР. Русское эмигрантское сообщество, семья было негативно настроено к возможности поездки Зворыкина в Советский Союз. Но настоял президент RCA – Дэвид Сарнов. В условиях Великого кризиса компания нуждалась в производственных заказах, и Европа и СССР здесь могли помочь.
13 августа 1933 г. Зворыкин выступил на заседании Ленинградского научно-технического общества электриков с докладом «Телевидение при помощи катодных трубок». В зале находились практически все ведущие отечественные радиоспециалисты, занимавшиеся исследованиями в области телевидения. По окончании доклада было проведено обсуждение, в ходе которого выяснилось, что ленинградских ученых достижения американца просто потрясло, хотя многие из них признавали, что в их институтах велись аналогичные исследования, а в Москве уже существовала опытная установка электронного передатчика молодого исследователя Семена Катаева.

Выступления Зворыкина в Ленинграде, а затем в Москве, оказали существенное влияние на работы в области телевидения, проводимые в СССР. В рекордные сроки — за два с половиной месяца — доклад русского американца был переведен на русский язык и издан отдельной брошюрой тиражом 3000 экз. В Советском Союзе немедленно бросили все силы исследователей на разработку электронных устройств. Уже в 1934 году ленинградская лаборатория Круссера создала «иконоскоп» с разрешением в 180, в 1935 – 240 срок. Газета «Комсомольская правда» привела слова Зворыкина перед отъездом из СССР в 1934 году:

“В первый раз я приехал ознакомить вас с моими достижениями. Второй раз уезжаю коллегой. Боюсь, что в третий раз мне придется многому у вас поучиться”.

Ученику Розинга, бывшему колчаковскому офицеру был оказан прием на самом высоком уровне. Организацию отдыха Зворыкина в Советском Союзе было поручено Лаврентию Берия, бывшего в это время руководителем всего Закавказья. Берия предоставил в распоряжение Зворыкина самолет и возможность отдыхать в одной из здравниц на берегу Черного моря. Ему официально предложили вернуться на родину и предоставить в его распоряжение самые лучшие лаборатории и свободу научной работы.

Во время своей поездки в 1934 году Зворыкин всерьез обсуждал идею остаться и работать в Советском Союзе. Как раз летом 1934 года великий русский физик Петр Капица, работавший в английской Кавендишской лаборатории Резерфорда с 1921 года, приехал отдыхать в Советский Союз. Обратно его уже не отпустили. Зворыкин встретил Петра Капицу в Петербурге и смог с ним поговорить, правда к тому времени еще не было известно, что того не выпустят из СССР. После обсуждения с семьей и друзьями, Зворыкин благоразумно отказался от предложения остаться, чем вероятно и спас себе жизнь.

Но поездка Зворыкина в СССР благополучно сказалось на сотрудничестве RCA и Наркомата электропромышленности. В 1933-1948 годах действовало соглашение о научно-техническом сотрудничестве, по которому в СССР использовали телевизионную аппаратуру разработанную в США. Кроме того почти все ламповое производство в 1950-х годах работала по технологии и на оборудовании RCA.
Умер Владимир Козьмич Зворыкин в 1982 году, окруженный вниманием и почетом.

Фило Фарнсуорт. Ученый побеждает корпорацию.

История телевидения, часть третья. А кто же папа?
Американский изобретатель Фило Фарнсуорт считается в США «изобретателем телевидения», так как он первым получил патент на изобретение электронной трубки для телевизора.

Фарнсуорт родился в семье мормонов в 1906 году. Фило еще в школе выделяется своими изобретениями. Так, в ходе патентных расследований о первенстве в изобретении электронного телевидения, его школьный учитель Джастин Толман свидетельствовал о рисунке электронной трубки, который он сделал еще в 14-летнем возрасте.

Когда Фило исполнилось 16 лет, у него умер отец, Фарнсуорту пришлось бросить учебу в университете и идти работать, кормить семью. Однако, достижения в электронном телевидении Фарнсуорта становятся известны, его начинают поддерживать спонсоры. В том же 1922 году он подает заявку на патент по электронной трубке (основного устройства современного телевидения), а в 1928 году ему удается продемонстрировать свое устройство в действии для прессы.

В 1929 году Дэвид Сарнов предложил Фарнсуорту 100.000 долларов за патент, при условии, что он станет сотрудником RCA. Фарнсуорт отказался. Тогда, Сарнов предложил другому исследователю электронного телевидения Владимиру Зворыкину перейти в RCA из компании «Вестингауз ». Зворыкин подает заявку на патент по электронной трубке в 1923 году, но продемонстрировать работу своего устройства ему удалось только в 1931.

В 1930 году Зворыкин побывал в лаборатории Фарнсуорта и был так впечатлен его устройством, что хотел воспроизвести образец в своей лаборатории.

По другой версии, Сарнов первоначально предлагал работу именно Зворыкину, а Фарнсуорту он предложил сотрудничество только в 1931 году, после того как о нем рассказал Зворыкин. В пользу Фарнсуорта свидетельствует сын Дэвида Сарнова, Роберт Сарнов, возглавивший RCA в 1970-годах:

«В конце 1920-х годов отец понял, что Американской радиокорпорации в условиях депрессии нужны энергичные действия и пора в радиовещании к звуку добавить изображение. Он устал искать подходящих людей, поскольку среди изобретателей телевидения было много сумасшедших. Но ему повезло, он выделил лучших — Фарнсуорта и Зворыкина, но у Фарнсуорта были свои планы, и он отказался от сотрудничества. Зворыкин взялся за дело и имел успех».

Сарнов долго боролся за первенство в патентах, используя все ресурсы и адвокатов компании, и первое время ему удалось отстоять первенство Зворыкина, но в 1938 году суд окончательно установил приоритет Фарнсуорта.
RCA пришлось выплатить роялти –плату за использование патента- 1 млн. долларов (по 100 000 в течении 10 лет). В 1934 году Фарнсуорт предпринял поездку в Европу для демонстрации своего изобретения и сбора денег для судебных баталий с RCA. В Европе было распространены различные схемы механического телевидения и европейские изобретатели скептически восприняли молодого американского ученого. Так продолжалось пока они сами не увидели демонстрационную установку Фарнсуорта.

Так, Джон Бэрд, чья система механического телевидения была уже принята BBC для телевещания, первоначально свысока рассказывал о достоинствах своей системы. Однако увидев демонстрацию электронной системы,

“Он подошел медленно (к Фарнсуорту), как загипнотизированный, и молча стоял без слов некоторое время”.

После этого Бэрд создал совместное предприятие с Фарнсуортом, и стал продвигать электронную систему, заплатив 50 000 долларов за патенты.
Одновременно Фарнсуорт продолжал изобретать и другие устройства. В 1936 году разработал способ стерилизации молока с помощью электромагнитного излучения. В 1950-х годах, работая уже в компании ITT, он разрабатывал различные радиолокационные устройства, инфракрасный телескоп. Фило придумал «круговую развертку» – дисплей радиолокатора, используемый в управлении воздушным движении и военной радиолокации.

В июле 1957 году произошел важный случай для формирования легенды «сумасшедшего гения». Фило Фарнсуорт принимал участие в телевикторине «Я знаю тайну». Участникам викторины предложили вспомнить кто этот «Доктор Х», который говорит «Я изобрел электронное телевидение». Для зрителей телевидение так прочно уже вошло в их жизнь, что они не могли поверить, что есть человек, который мог его изобрести. Они еще больше удивились, когда после раскрытия личности героя, ведущий стал обсуждать другие фантастические исследования ученого – телевидение высокой четкости, плоский экран, термоядерный синтез.

К концу своей жизни Фарнсуорт потратил все свои значительные сбережения на исследования термоядерного синтеза, так что в 1970 году налоговая служба арестовала его лабораторию. Ученый заболел пневмонией и умер в марте 1971 года. Не смотря на то, что у Фарнсуорта было более 300 различных патентов уже в 1960-е годы его имя стали забывать. Только благодаря усилиям его жены Эммы Гарднер Фарнсуорт ученый был признан одним из величайших ученых мира. В 1999 году журнал «Тайм» включил его в число «Сто самых важных людей века».

Чарльз Френсис Дженкинс. Ученый проигрывает корпорации.

История телевидения, часть третья. А кто же папа?
Еще одним американским изобретателем, претендующим на отцовство для телевидения, может стать Чарльз Дженкинс. Дженкинс продемонстрировал свой «Радиовизор» в 1926 года, немного отстав от Джона Бэрда, но «Нью Йорк Таймс» назвала его «отцом телевидения».

В 1928 году Дженкинс запускает В Вашингтоне первую телестанцию в США W3XK, вещавшую 5 часов в день. А в 1929 он открывает вторую станцию в Джерси, создав, таким образом, первую в мире телесеть.

Реклама «Радиовизоров» Дженкинса выглядела следующим образом:

«Он работает! Отныне вы можете наслаждаться программами радиовидения. Телевизор уже здесь. Он готов для экспериментаторов, механиков, постановщиков. Телевизионные программы постоянно улучшаются. Пришло время окунуться в телевидение. Почувствуйте волнение первых дней вещания еще раз».

Поначалу Дженкинсу сопутствовал успех. Его «радиовизор» получил хорошие отзывы в прессе, и ему удалось получить инвестиции в 10 млн. долларов. Остался один шаг: получить коммерческую лицензию для вещания в Комиссии по делам радиовещания (в 1934 переименована в Комиссия по радиосвязи), чтобы легально привлечь рекламодателей.

И здесь на пути Дженкинса встал Дэвид Сарнов и всемогущая RCA. Сарнов считал, что механическое телевидение это тупиковый путь массового телевидения (что верно), и поэтому развивал разработки электронного телевидения (Зворыкин). Поэтому ему было невыгодно, чтобы будущие потребители испортили себе впечатление о телевидении из-за недостаточного качества механических телевизионных систем. Кроме того, в это время радиоотрасль росла многомиллионными контрактами, а заправляла в этой области именно RCA своей сетью NBC. Сарнов не хотел чтобы механические телевизионные системы мешали радио и будущему телевизионных систем RCA. Он начал в прессе компанию против механического телевидения, а во вторых стад давить на Комиссию по связи, чтобы она не давала коммерческую лицензию Дженкинсу.

Цитата из его письма в Комиссию:

«Только опытная и ответственная корпорация, такая как Radio Corporation of America, достойна права вещать чтобы то ни было – лишь на такие организации можно рассчитывать в плане соблюдения высочайших стандартов обслуживания».

В результате Дженкинс не получил коммерческой лицензии и ему даже запретили рекламировать свои «радиовизоры». В результате через несколько лет компания Дженкинса обанкротилась.

Заключение
Кого считать «отцом телевидения»? Зворыкина (1931), Фарнсуорта (1928), Катаева (1931), Арденне (1931) создателей электронных систем телевидения, или Бэрда (1926) и Дженкинса(1926), создавших успешные механические системы? А может быть Пауля Нипкова, в 1883 году придумавшего механическую систему сканирования изображения. Можно даже вспомнить Уиллоуби Смита, который обнаружил изменения электрического сопротивления силена под воздействием света в 1873 году.
Но возможно будет лучше согласиться с Фило Фарнсуортом, который в 1957 году на вопрос ведущего телевизионной викторины о его вкладе в создание телевидения. Фарнсуорт, отмечая значения изобретений других ученых, ответил:

“Существуют тысячи патентов, важных для телевидения”.

Источники:
Телевизионный бизнес, А.Зубок, М, 2012
blogotv.ru
Broadcasting. Телевидение и радиовещание, №4, 2010
Abramson, A., The History of Television, 1880 to 1941, 1987
Godfrey, D., Philo T. Farnsworth: The Father of Television, 2001
Elma Farnsworth — Archive Interview Part 10 of 12, www.youtube.com

Автор: Fred1

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js