Автоматизация тестирования с нуля. Часть 1

в 14:01, , рубрики: тестирование, Тестирование IT-систем, Тестирование веб-сервисов, тестирование по

Добрый день, уважаемые читатели.

Хочу рассказать об опыте построения системы автоматизации тестирования, когда на проекте или совсем нет тестирования, или ее степень минимальная.

Надеюсь статьи будет полезна начинающим автотестерам.

  • В первой части пофилосовствуем в общем про подход.
  • Во второй части на примерах сделаем проект автотестов на JAVA + научим быстро тестировать API.
  • В третьей части дополним проект для UI тестирования, сделаем параллельное выполнение тестов.

Когда делать автотесты?

Краткий ответ — как можно раньше.

А полный будет раскрыть ниже. В любом случае, когда проект работает 3 года, и все проверялось вручную, жить становится очень монотонно. И парк из 5000 сценариев автоматизировать за месяц-два проблематично. Как правило в таких проектах придется начинать прорабатывать сценарии заново. Потому что это окажется быстрее. И не факт, что старые получится автоматизировать без существенных изменений.

Почему?

Потому что автотетсы:

  1. Накапливают сценарии для регресса
  2. Непредвзяты
  3. Быстрые

Накопленные сценарии

Чем больше парк автоматизированных сценариев, там больше вероятность найти регрессию, особенно если при каждом запуске данные изменяются.

Если автотест проходил стабильно и на какой-то ветке упал, то или меняли требования, или баг, или инфраструктура подвела.

Непредвзятость

Если меняли требования — автотест должен отправиться на переделку вместе с переделкой основного функционала. Именно поэтому тестировщики принимают участи в согласовании ТЗ.
Если прогон теста автоматически линкуется к задаче, то никто не сможет сказать, что это не тестировалось. Или наоборот, сможет. В общем проблем точно становится меньше.

Скорость

Если каждый тест удовлетворяет занудным условиям:

Предусловие — Тест — Постусловие
То такие тесты легко автоматизировать.

А потом легко распараллелить. Потому что они получаются независимыми.

Количество потоков — сколько выдержат тестовые сервера и чтобы не мешать другим.

Второй момент это сама по себе скорость. В ручном режиме прокликать создание товара, его поиск и покупку в интернет магазине это 5 минут. 4 браузера. Итого 20 минут. На всего лишь одном небольшом сценарии.

Автотест по этому сценарию проходит за 1,5 минуты. Но на 8 браузерах. (Последняя и предпоследняя версии каждого браузера).

С чего начать?

С пользовательских сценариев.

Ценность атомарных тестов все время падает, особенно на микросервисах. И вообще, в идеальном мире это зона ответственности программиста. Такие ошибки должны быть обнаружены на этапе юнит-тестирования.

QA должен работать от user story. Потому что программист обычно и не знает ее, и не хочет знать.

Соответственно логика 1 тест — 1 пользовательский кейс (бизнес сценарий) наиболее приближена к реальности.

Есть конечно сложности с подготовкой данных, например в случае интернет-магазина процесс оплаты картой требует наличия вещей в корзине, и или данных для нового пользователя, или данных авторизации существующего.

Да, иногда предусловия занимают больше времени, чем тест, но при переиспользовании сценариев сложности не несет.

Какие сценарии автоматизировать

Наименее подверженные изменениям в ближайшей перспективе. Чтобы автоматизация хоть сколько-то прожила.

Или наиболее часто используемые. Есть смысл помогать ручному тестированию в генерации тестовых данных. Например в доске объявлений есть смысл автоматизировать создание объявлений, т.к. далее любой сценарий требует созданного объявления.

Что конкретно делать?

Обычно в проектах есть

  • Бэкэнд
  • Фронтэнд
  • Мобильные приложения
  • Железки

И последние два пункта — обычно живут отдельно. Мобилы тестируют на своих сценариях, а к отладке железа по JTAG мало кто способен подступиться без подготовки.

Поэтому предлагаю заняться Бэкэндом и Фронтом.

Выбираем сценарий

Допустим, у нас есть интернет-магазин.
Есть админка, есть клиентский и админский фронт.
Есть API, которое все это обслуживает.

С чего начать автоматизацию?

Давайте смотреть.

Есть клиенты, есть сотрудники.

У клиента первый кейс — просмотр и поиск товара, добавление его в корзину, и оформление.
У сотрудника самый распространенный кейс — добавление карточки товара.

Какой кейс автоматизируем первым? И как?

Самое важное для магазина — продажи.

Поэтому клиентская история наиболее важна для бизнеса. Поэтому найти товар, поместить в корзину и завершить оформление с любым способом оплаты это первое, что нужно сделать.

По API. Но без фронта. Тут можно поспорить, но скорее всего дизайн поменяется 2-3 раза еще, а вот бэкэнд вряд ли. Так что на 1 этапе придется интерфейс проверять вручную.

Далее сделать проверки на API редактирования карточки товара и ее фронт.

И вернуться к клиентскому. На этом этапе уже будет статистика наиболее частых действий пользователей, и наиболее частых путей клиента. Да, Яндекс Метрика и Вебвизор помогают и тестировщикам.

Нет никакого смысла на первом этапе проверять, работает ли функция оплаты на счет фирмы через сгенерированную платежку, если этой функцией пользуется 0,5% посетителей. Конечно можно задать менеджеру вопрос зачем это тут нужно, но тут не об этом.

Допустим у нас 40% человек платят на сайте картой, 30% наличкой, 20% наложенным платежом и 10% все остальные способы.

Какой тип оплаты будем проверять первым? Конечно картой.

То есть мы должны четко представлять, какой сценарий самый важный для бизнеса в данный момент. И его качество обеспечивать в первую очередь.

Постусловия

Мы насоздавали всего-всего в тестах. Намусорили. Надо бы за собой убрать. Нужно заранее предусмотреть, в каких тестах мы будем за собой убирать, а в каких — нет.

Если товар можно оставить в магазине, и ничего страшного не произойдет, то добавление прав администратора обычному пользователю нужно вернуть. А то следующий тест, связанный с правами может упасть. Или хуже — пройти позитивно, хотя должен был упасть.

Странности

Есть странный подход, когда автоматизируют сценарии, в которых пользователи находили баг. Обычно это очень экзотические сценарии, и тратить ресурс на них нет смысла. Была ситуация когда сломался функционал обновления данных банка-контрагента. Сбоила синхронизация со справочником БИК.

То есть новый БИК не обновлялся. Но новый банк заводился нормально.

Есть ли смысл автоматизировать этот сценарий? Если контрагенты меняются каждый день — может быть. И тогда это была недоработка планирования.

Если это делается 5-6 раз в год, то может лучше более приоритетной задачей заняться?

Что будет дальше?

В следующей статье я расскажу как быстро начать тестировать API, встроить эти тесты в релизы, распараллелить тесты, как подбирать данные для тестов и что нам это даст.

Напомню про эффект пестицида, и как его свети к минимуму.

Технологии: Java + maven + testng + allure + RestAssured + Pict.

Автор: 13vitia

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js