- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Эта статья содержит все известные мне на сегодня способы поиска (или «каналы» появления) продуктовых идей. В виде более-менее упорядоченного списка.
Cписок будет полезен всем, кто занимается созданием новых фич, новых продуктов – продакт-менеджерам, стартаперам и прочим людям созидательных профессий.
Возможно вы забыли или не знали о каком-то из этих способов, и прочтение статьи поможет вам преодолеть очередной затык. Или побудит поделиться каким-то своим, пропущенным мной подходом. Или даже спровоцирует на негодование, и вы захотите рассказать как обстоит всё «на самом деле» – смело дополняйте и критикуйте.
Очевидно, идеи сами по себе не подчиняются никаким принципам и классификациям, они просто появляются. Обычно в головах людей. Но грубо обозначить что подталкивает идеи к появлению, из какой почвы они вырастают, очень даже можно и нужно.
Вопрос о качестве и стоимости идей остается за рамками этой статьи. Тут рассказывается только откуда они вообще берутся.
В айтишной сфере сегодня принято рассматривать [1] идеи в концепции пространства проблем и пространства решений.
Не факт, что это оптимальная система координат (например, на мой взгляд многие компьютерные игры не решают никакую конкретную проблему, а просто развлекают). Но она популярна, работает и пока не будем ее оспаривать.
Допустим перед вами стоит цель или задача. Она может быть размытой и общей («хочу мобильное приложение»), а может быть конкретной («нужно сделать сайт с халяльными кулинарными рецептами»).
Чтобы достичь какого-то конкретного результата (конкретного продукта) можно сперва исходить из проблем, которые вы хотите решить. Многие авторы даже считают это единственно правильным методом поиска идей для новых продуктов и фич.
Вот какие можно выделить способы поиска проблем.
Наткнуться на важную не решенную проблему можно просто разговаривая с потенциальными клиентами, пользователями, покупателями (для кого вы хотите делать приложение? каких людей вы хотите видеть на своем сайте с халяльными рецептами?).
Существует много разных подходов, фишек проведения интервью и задавания вопросов (например [2]). Это вообще отдельная история. Но смысл один — выяснять проблемы людей в явном виде в ходе общения с этими самыми людьми.
Этот способ поиска проблем крайне важен для понимания своей аудитории, однако не ждите гениальных продуктовых идей на блюдечке с голубой каемочкой.
Генри Форду приписывают фразу «Если бы я спрашивал своих клиентов, что им нужно, они бы все ответили — более быструю лошадь!» Недалекого человека это подтолкнуло бы к поискам способов ускорения лошади, Форд же увидел здесь возможность (opportunity) и пришел к ряду новых идей, уже в пространстве решений.
Самый банальный и судя по обилию уродских и бестолковых продуктов вокруг нас – самый недооцененный способ.
Множество бытовых примеров глухо-слепоты создателей продуктов можно увидеть в книге «Дизайн привычных вещей» Нормана [3].
Даже неловко писать взрослым людям о том, что надо внимательно наблюдать за своими пользователями (реальными и потенциальными), внимательно анализировать свои наблюдения, делать выводы.
Не столь важно как конкретно анализировать, как именно делать выводы. Важно просто это делать. Всерьез и осмысленно, а не для галочки.
Важное отличие этого способа от задавания вопросов заключается в том, что нужно минимизировать взаимодействие с теми, за кем наблюдаете. Иначе эффект «меня снимают» может все испортить, вы не увидите реальную картинку.
А ведь конечная цель – обнаружить реальные проблемы реальных людей, а не обосновать предвзятым наблюдением свои гениальные, но частенько бесполезные идеи.
Для многих известных проектов именно попытка решить собственные проблемы послужила отправной точкой успешного пути.
Логика простая – если это действительно ваша боль, вы как никто другой должны понимать ее природу и уметь оценить удачность решения. Найдя решение, которым вы полностью удовлетворены и за которое сами готовы заплатить, вы сильно повышаете вероятность того, что это решение будет нужно и вашим товарищам по несчастью.
Обнаружить собственные проблемы помогает наблюдательность, чуткость, привычка постоянно осозновать свои реакции и мотивацию, стоящую за решениями и поступками, навык подмечать несовершенства мира, докапываться до сути и критически смотреть на вещи.
Главное здесь не попасть в ловушку ложных, надуманных и высосанных из пальца проблем.
Если у вас нет друзей и личной жизни, это не повод создавать очередную социальную сеть (на том основании, что ВКонтакте или Фейсбук не помогли вам решить эти проблемы).
Помогает задавать себе критические вопросы и стараться максимально честно и развернуто ответить. Инвестору, начальнику можно налить в уши, но себя обманывать опасно.
Зачем мне мобильное приложение? Чего я (или мой заказчик, руководитель) хочу добиться очередным кулинарным сайтом? А что меня не устраивает в существующих? Положа руку на сердце, так ли уж важны эти недостатки? Почему? Сколько я готов заплатить за новое решение? И так далее.
Вызывает ли у вас сомнение утверждение, что каждый раз после еды во рту нарушается кислотно-щелочной баланс? А вас никогда не раздражали тротуары, заплеванные жевательной резинкой чуть менее чем полностью?
На этом остановлюсь, ибо наглость и мастерство в создании проблем современных маркетологов достигла таких высот, что для многих уже давно превратились в очередной всемирный заговор (http://ru.wikipedia.org/wiki/No_Logo [4] и далее по ссылкам).
Но способ есть способ. Можно попробовать применить его и в добрых намерениях. Например, превратить нехаляльность пищи в серьезную проблему и привлечь на сайт новую целевую аудиторию – поборников ЗОЖ. И вам дополнительный профит, и людей, питающихся мусором станет меньше.
Здесь попробуем разложить по полкам то, откуда беруться идеи о конечных продуктах и фичах без привязки к проблемам.
Это когда посещает озарение, снисходит благодать, говорит внутренний голос, приходит в голову неожиданное решение какой-то долго мучавшей проблемы, какая-то интересная идея, мысль, концепция.
Есть подозрение, что именно так зарождаются по-настоящему великие и большие идеи. Трудно представить как следуют многие известные изобретения и открытия из предыдущих знаний. Часто не хватает одного маленького совершенно нелогичного шага (примеров этому полно в науке: теория относительности и прочая «квантовая механика»).
Подобный источник идей обычно открывается тем, кто давно и всерьез варится в какой-то теме, у кого уже выработалась интуиция и чутье к тому, что происходит в его предметной области.
Это не метод из серии «давайте что-нибудь придумаем и для вдохновения войдем в транс или примем какое-нибудь вещество». Так не работает.
Вокруг этого канала появления идей много спекуляций и легенд (яблоко Ньютона, таблица Менделеева и еще вот книги, идея которых пришла во сне [5]), но вселенную очевидно это мало волнует.
Этот способ сложно четко отделить от предыдущего ввиду его такой же случайной и непредсказуемой природы. И чтобы его не проморгать нужно так же быть внимательным и чутким к продуктам своего труда.
Множество коммерчески успешных идей появилось случайно, в том смысле что их заранее не планировали и не предсказывали.
Смысл применения этого подхода заключается в том, чтобы как пионер быть всегда готовым к тому, что все, что вы делаете может повернуться к вам совсем другой стороной. И не всегда эта сторона – задница.
Примеров тому масса: твитер [6], Punto Switcher (доказательство в интервью с создателем [7]), пенициллин и много-много других [8].
Речь идет о различных подходах к систематизации творческого поиска (ТРИЗ и ему подобные).
Особо любопытные уже давно в теме и как минимум изучили статью на википедии [9]. Перечислю некоторые из наиболее популярных в реальной жизни техник.
Не любое сборище людей, болтающих на заданную тему есть мозговой штурм, способный принести пользу. У мозгового штурма есть определенная схема [10].
Суть в том, чтобы строго придерживаться правил и регламента: сначала генерируем идеи на заданную тему, используя в том числе идеи напарника как отправные точки для своих, любая критика запрещена, и только затем анализируем, критикуем и просеиваем идеи.
Этот способ почти все люди так или иначе используют в своей работе, быту и даже личной жизни. Кто-то даже не поленился и сформулировал его вариант в виде формальной техники SCAMPER [11]. Они бы еще тройной клик мыши запатентовали…
Смысл сводится к попыткам внести случайные или намеренные изменения в отдельные части какой-то идеи, концепции или продукта, и посмотреть, выйдет ли из этого что-то путное:
И так далее, только более строго и желательно по заранее определенному списку вариаций. Чтобы в порыве вдохновения не забыть пройтись по всем пунктам.
Способ [12], придуманный и успешно использованный швейцарским астрономом в деле. Выглядит довольно мудреным, но для наших мирских дел может быть упрощен до следующей простой схемы.
Берем все основные свойства существующего продукта (или класса продуктов), сводим их в таблицу. Дополнительные новые свойства добавить по вкусу. Затем перебираем все возможные комбинации в попытках найти свежую интересную.
Например, берем популярную iOS игру Clash of Clans. Какие свойства можно выделить у аналогичных продуктов? Сеттинг игры (викинги, рыцари, военная база, фантастические цивилизации etc.), модель монетизации (фри-ту-плэй, подписка, платное приложение,..), графика (3D, отрендеренные 3D спрайты, мультяшная, фотореалистичная, ...), геймплей и так далее.
Каждое свойство и набор его значений можно выбирать из существующих на рынке приложений и добавлять свои.
У нас получается некоторая таблица (по большому счету многомерная). По этой таблице можно раскидать конкурентов и получить наглядную карту «военных действий».
А еще нагенерить вагон новых идей в духе «а если сделать Clash of clans в сеттинге третьего рейха с фотореалистичной графикой и подписочной моделью?..»
Чем подробнее разобьете свойства, тем процесс поиска будет сложнее и нуднее, но тем и больше шансов найти что-то стоящее.
Способ, известный во все времена и играющий на мой взгляд крайне важную роль в прогрессе человечества. У него есть два аромата.
А также спионерить, слямзить, клонировать, угнать, перенять, позаимствовать…
Это когда мы берем удачную находку конкурента и тупо копируем, не пытаясь глубоко влезть в логику и мотивацию, которые стояли за тем или иным решением. Дешево, сердито и нередко оправданно и эффективно.
Особенных успехов в этом подходе добились Китай и СССР (забавна, например, история создания бомбардировщика Ту-4 [13], где скопировали даже пепельницы, хотя курить нашим летчикам было запрещено).
Если вы не СССР и не Китай, эксплуатируя только этот путь, вы по ряду очевидных причин рискуете вечно оставаться в роли догоняющих и рано или поздно вылететь с рынка.
Смотрим на удачные фичи и продукты конкурентов, понимаем подоплеку и вероятные причины их удачности и популярности, выявляем ключевые слабые места и недостатки.
Пропускаем это все через себя, через свои возможности, планы, ресурсы и амбиции. Создаем продукт или фичу, аналогичную конкуренту, но лучше.
Под этот пункт можно при желании подвести Гугл, Фейсбук и тысячи других известных компаний, ставших лидерами своего рынка, будучи не первыми. Но предложившими лучший продукт.
Конечно они стали лидерами не из-за того, что анализировали конкурентов и пытались только улучшить их решения. И даже не из-за одного того, что предложили лучший
Но ведь мы здесь классифицируем способы поиска продуктовых идей, а не занимаемся бизнес-анализом.
Это когда идеи, решения, паттерны, уже известные и опробованные в одной области переносятся на другую.
Самый поверхностный пример – прямой перенос процессов из оффлайна в онлайн. Люди в реальной жизни увы постоянно воюют. И в игровой индустрии постоянно появляются все новые шутеры и стратегии про
Чуть глубже – метафора рабочего стола (а также файлов, папок, корзины и т. п.), которая на долгие годы вперед задала вектор развития компьютерных интерфейсов. Основу этой идеи очевидно не придумывали с нуля.
Множество изобретений и технических идей было взято у природы (ссылка для любознательных [14]).
Впрочем похожесть принципов и паттернов из совершенно разных областей жизни – отдельная интересная тема для флейма, нам сейчас более интересен прикладной аспект.
Он заключается в том, что заглянув в другие области человеческой деятельности (в другие отрасли, другие страны, другие компании, другие культуры, другие рынки, другие эпохи) можно отыскать множество интересных решений для своих задач.
Рассчитываю на ваши комментарии, критику и дополнения, уважаемые коллеги, единомышленники и просто любопытные читатели.
Автор: munchhausen
Источник [15]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/tvorcheskij-protsess/31695
Ссылки в тексте:
[1] принято рассматривать: http://www.slideshare.net/dan_o
[2] например: http://www.slideshare.net/PCampRussia/ss-14910077
[3] «Дизайн привычных вещей» Нормана: http://yandex.ru/yandsearch?lr=213&text=%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%B9
[4] http://ru.wikipedia.org/wiki/No_Logo: http://ru.wikipedia.org/wiki/No_Logo
[5] книги, идея которых пришла во сне: http://xage.ru/5-izvestnyih-knig-ideya-kotoryih-prishla-vo-sne/
[6] твитер: http://ru.wikipedia.org/wiki/Twitter#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F
[7] интервью с создателем: http://dotkompot.ru/2012/03/success-story-2/
[8] много-много других: http://gizmod.ru/2007/01/25/desjatka_sluchajnyx_otkrytij/
[9] статью на википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%A0%D0%98%D0%97
[10] определенная схема: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F2%EE%E4_%EC%EE%E7%E3%EE%E2%EE%E3%EE_%F8%F2%F3%F0%EC%E0
[11] SCAMPER: http://ru.wikipedia.org/wiki/SCAMPER
[12] Способ: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7_%28%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%29
[13] история создания бомбардировщика Ту-4: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83-4#.D0.9F.D1.80.D0.B5.D0.B4.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.8B.D0.BB.D0.BA.D0.B8
[14] ссылка для любознательных: http://blog10top.net/top-10-izobretenij-vzyatyx-iz-prirody
[15] Источник: http://habrahabr.ru/post/176171/
Нажмите здесь для печати.