ГДЕ ЛОГИКА? Учимся мыслить системно. Часть 2

в 15:40, , рубрики: системный анализ, управление требованиями, Учебный процесс в IT, формализация проблем, Читальный зал

С частью 1 можно ознакомиться, перейдя по ссылке habrahabr.ru/post/334892

III ЧЕРЕЗ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ К ЭФЕКТИВНЫМ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ

Для успеха в жизни — умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом
Джон Лаббок

Итак продолжим…
Оттолкнувшись от вопроса взаимопонимания в отношениях, давайте разовьем тему общения и расширим рамки исследования.
Для того, чтобы четко понимать основы эффективного взаимодействия с людьми, рассмотрим под разными углами принципы Коммуницирования. Для этого можно вспомнить какие-то известные вам события из жизни или обратиться к источникам информации. Например, интернету. Лично я выбрал для себя следующие темы:

1. ДОЗНАЕМСЯ ОБ ЭФФЕКТАХ КОММУНИКАЦИИ

Одним из важнейших аспектов общения, заслуживающим пристального внимания, являет собой его воздействие, оказываемое на участников. Витиевато получилось, но необычно… Другими словами нужно понять, какие факторы общения, вызывают значимую реакцию у общающихся и к каким это приводит последствиям.
Давайте для начала вслушаемся в первые ощущения, открывающиеся при общении. Тут уместно вспомнить слова Коко Шанель: «У вас не будет второго шанса, произвести первое впечатление». Итак, для построения качественной коммуникации с нужными людьми, важно с первых минут правильно организовать общение. Говорят, что сделать это проще в неформальной обстановке. Помните трюк с курилкой из фильма «Москва слезам не верит»:
―А я вот в научный зал Ленинской библиотеки пропуск достала.
―Зачем?
―Представляешь, какой там контингент? Академики, докторы, философы.
―Ну и что, будешь смотреть, как они читают?
―Много ты понимаешь. Там еще курилка есть…
Поменять в лучшую сторону впечатление о себе, конечно со временем возможно, но на это придётся потратить силы и время. Поэтому всё-таки гораздо правильнее позаботиться об этом заблаговременно.

Следующая мысль, на которую я хотел бы обратить внимание, заключается в том, что в любом общении необходимо осознавать то, насколько в нем заинтересованы остальные собеседники. Еще в Ветхом завете подмечено: «Не будь навязчив, чтобы не оттолкнули тебя, и не слишком удаляйся, чтобы не забыли о тебе». В моей практике был случай, когда для отдела продаж компании пригласили психолога, с целью повышения уровня коммуникативных навыков сотрудников. И все шло очень хорошо и даже замечательно, и народ рос над собой, но возник побочный эффект. После нескольких уроков и бесед, сотрудницы вереницей потянулись к этому психологу, ставшему постепенно мессией, для того, чтобы излить ему душу (уж очень душевно он умел слушать) и получить квалифицированные советы (уж очень грамотно он умел разложить все по полочкам). В итоге взвыл психолог, не готов он был к таким нагрузкам. И как только руководство не пыталось его оградить от навязчивых домогательств, но разве можно отказать страждущим людям, которые тебе доверились. В результате он переехал в другой город. Человек он умный и думаю, что подобных ошибок больше не совершал. Если Вы нуждаетесь в общении с кем-то, то попытайтесь вызвать у собеседника взаимный интерес. Старайтесь говорить людям то, что они ждут от Вас услышать, то что им приятно слышать и то что их волнует и занимает. Также эквивалентен и обратный постулат – старайтесь чаще доносить до людей, то что Вы хотите слышать от них. Какая самая употребляемая фраза у мужчин при общении со своими половинками по телефону? «Я тоже…И я тебя…Угу…» — все просто и не требует излишних усилий.
Еще один заслуживавший внимания эффект от общения, я недавно наблюдал в троллейбусе. Пожилая женщина, примостившись напротив дамы интеллигентного вида, стала ей рассказывать свои перипетии с оформлением квартиры и о притязаниях родственников на ее имущество. Интеллигентная дама при этом, осталась безучастной и не проронила ни слова. Но рассказчица осталась очень довольна “общением” и, когда она выходила на своей остановке из транспорта, казалось, что гора свалилась с ее плеч. Почему люди хотят поведать кому-то события из свой жизни, которые существенны только для них самих и абсолютно безразличны для собеседника? При чем человеку не важно, чтобы ему отвечали или как-то еще реагировали на его монолог, ему необходимо просто, чтобы его кто-то слушал. Схожий эффект, Вы наверняка наблюдали, когда человек, придя к кому-то за советом, в ходе своего изложения проблемы, собственнолично и отыскивает ее решение. Остается только поблагодарить безмолвного собеседника за помощь и, не услышав ни слова, уйти. При всем при том, испрашиватель наверняка сам размышлял над решением, но найти разгадку смог, только поведав свои суждения кому-то вслух. Возможно это просто проблемы в общении человека Самого с Собой. А как-никак — это самый надежный слушатель и рассказчик, он всегда под рукой, он никогда не отвернется и не бросит Вас.
А теперь про то что беспокоит. Одной из самых скверных, на мой взгляд, черт для общения является раздражительность. Иногда человек прекрасно осознавая, что со стороны это выглядит отвратительно и дурно влияет на его имидж в целом, но не способен справиться со своими чувствами. Обычно негодование вызывают нелицеприятные оценки действиям и поступкам, раздаваемые собеседниками. Причем несправедливость может выражаться не только сутью информации, но и просто тоном ее донесения. Подобной слабостью могут пользоваться оппоненты, для проявления нервозности у противной стороны и получения психологического преимущества в беседе. И наоборот, если Вам дороги отношения с человеком, старайтесь избегать инициатив, которые его явно раздражают и вызывают напряжение. Например, герой сказки Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» говорил по этому поводу: «Если хочешь указать на ошибки, то сначала похвали, мерзавец».
Подметив волнующие нас статические проблемы давайте взглянем на их динамику. Поднимемся над монументальным и окинем взглядом изменчивое и непостоянное.

2. ПРОЩУПАЕМ ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ НА КАЧЕСТВО ОБЩЕНИЯ

В ходе эволюции рода человеческого, эволюционировали и способы его коммуницирования. По мере того как появляются все новые легкодоступные средства связи, увеличивается интенсивность и качество самого общения. А с повышением оперативности доставки сообщений еще и стало оставаться все меньше времени для маневра в формулировании мыслей. В результате в социальных сетях появился свой сленг, чаще всего сводящийся к замене слов и целых выражений более ёмкими фразеологическим оборотами — клише. Например, то что еще в прошлом веке звучало как: «Предоставленная вами информация, кажется мне недостоверной», сейчас можно выпалить изречением: «Аффтар жжет». Возможна даже имитация невербального общения, при помощи смайликов, подмигиваний, значков и т.п. Использование такого жаргона, чаще всего претит людям консервативного воспитания. Но необходимость прикинуться своим в определенном сообществе заставляет даже их подражать этой “дурновкусице”.
Употребление подобного сленга продиктовано все-таки не только желанием выпендриться, но и эффективностью с точки зрения скорости передачи информации. Я где-то читал, что проводились исследования в области военного искусства, по выявлению наиболее эффективного языка — управления людьми во время венных операций. По предположению исследователей, команды на английском языке, звучат короче, чем на русском и при их использовании должно тратиться меньше времени. Но в реальных условиях оказалось, что русскоговорящие военнослужащие управляются с командами более оперативно. При изучении этого феномена выяснили, что команды подаются в основном в виде идиоматических выражений (мата) ограниченного набора, но расширенного вариациями, за счет использования интонаций.
Второй момент, который хотелось бы отметить в этом разделе, это изменение пропорций читателей и писателей. Раньше, в далекой доинтернетовской эпохе, было гораздо больше людей, которые с удовольствием читали и мало писали. Естественно, в те времена, если кто-то уже собрался и записал, какие-то свои мысли и размышления, то донести их до широкого круга читателей было очень сложно, даже для профессионала. Сейчас же интернет в общем и соц.сети в частности позволяют выкладывать свои мысли на всеобщее суждение практически в реальном режиме времени. Люди чаще стали писать, приобрели опыт, у них снизилась боязнь быть непонятыми и они вошли во вкус. В связи с этим: во-первых, у большинства стало меньше времени для чтения, а во-вторых, появилась возможность сразу отвечать и обсуждать прочитанное. Поэтому формат публикаций стал меняться. Статьи более 3 листов теперь не востребованы, люди не могут подарить столько своего драгоценного время автору, если только это не специфические знания, которые в данный момент им нужны “до зарезу”. Хотя если Вы уже дочитали до этого места, видимо есть исключения.

3. ПОДОБЬЕМ ИТОГИ

По традиции, гранулируем информацию в краткие тезисы, для удобства дальнейшего использования:
Вывод 7: Для налаживания долгосрочных эффективных взаимоотношений с людьми, планируйте их построение и развитие заблаговременно и возводите основательно с первого момента общения.
Вывод 8: Если в процессе общения Вы преследуете какие-то интересы, управляйте им. Для этого необходимо уметь четко формулировать для себя, цели которых вы хотите добиться и определять оптимальные способы их достижения.
Вывод 9: Полезно уметь общаться с Самим Собой. Рассуждать, предлагать решения и оппонировать себе, в выборе вариантов. Так же это может быть нелишне для получения опыта риторики вообще и умения импровизировать при общении с оппонентами.
Вывод 10: Если есть необходимость установить доверительные отношения в определенном сообществе людей и не «флудить как лузер, съезжая с темы», необходимо приспосабливаться к стилю общения, присущему данной публике, «разруливая» порог недоверия.
Вывод 11: Если вы хотите общаться с занятыми людьми, старайтесь формулировать свои мысли сжато, но так, чтобы сознание человека могло легко разбавить этот “концентрат” до удобоваримой консистенции.
Вывод 12: Необходимо научиться управлять своими чувствами при общении, не позволяя проявляться спонтанным эмоциям.

Автор: Алексей Радзишевский

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля