- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Как становятся профессионалами в Университете ИТМО: Олимпиада «Я — профессионал», трек «Фотоника»

Сегодняшний материал завершает наш цикл рассказов о направлениях, которые курирует Университет ИТМО на олимпиаде «Я — профессионал [1]». Мы уже писали о треках «Информационная и кибербезопасность [2]» и «Компьютерные науки [3]». Сегодня речь пойдет о фотонике: расскажем, ради чего стоит участвовать в олимпиаде и поступать в Университет ИТМО, на примере историй наших аспирантов и молодых ученых.

Поговорим о том, как построить блестящую научную карьеру и стать настоящим профессионалом, и почему в Университете ИТМО фотоника — это не только наука, но и искусство. А также о том, почему участие в олимпиаде «Я — профессионал» помогает «убить двух зайцев»: получить возможность учиться в престижном вузе и работать в одной из лучших компаний отрасли (и это не считая денежного приза).

Как становятся профессионалами в Университете ИТМО: Олимпиада «Я — профессионал», трек «Фотоника» - 1 [4]Фото Mike Seyfang [5] PD [6]

Как приходят в науку: истории наших молодых ученых

Олимпиада «Я — профессионал» нацелена на помощь молодым людям, которые хотели бы развиваться в выбранной области — получить престижную работу и сделать карьеру в науке. К сожалению, далеко не всегда молодых выпускников бакалавриата и магистратуры считают настоящими профессионалами — многим кажется, что таких специалистов надо переучивать на работе, а начинать карьеру лучше с фразы «Забудьте обо всем, чему вас учили в вузе».



В Университете ИТМО с таким подходом не согласны — мы полагаем, что студенты должны иметь все возможности развиваться как будущие высококлассные специалисты, причем начинать это развитие нужно еще во время учебы. Это касается и работы в компании, и создания собственного бизнеса, и карьеры в науке, которую тоже нет смысла откладывать «на потом».



Разумеется, мало кто еще в школе уверен в том, что хочет стать ученым — чаще всего интерес к большой науке приходит постепенно. Главное, чтобы у студента был шанс проявить себя и получить возможность создавать что-то по-настоящему значимое и полезное, даже на первых курсах обучения. Истории наших молодых ученых это подтверждают. Например, аспирант и руководитель направления квантовых вычислений Лаборатории квантовой информатики, Антон Козубов, признается, что поначалу учиться было непросто:

Если скажу, что учеба мне приходилась по вкусу с самого начала — слукавлю. Скажем так, изначально, после окончания школы, в моих интересах было связать себя с физикой элементарных частиц и космологией, но случилось так, как случилось, и я оказался на направлении, которое связано больше с оптикой.

Если же говорить о том, когда я определился с тем, чем хотелось бы заниматься дальше, — это был тот переломный момент, когда Сергей Анатольевич [Чивилихин, доцент кафедры фотоники и оптоинформатики], помог мне погрузиться в науку. После этого обратного пути уже не было.

Но, надо заметить, что в середине магистратуры и дальше в аспирантуре мой вектор развития немного сместился, и сейчас я намного больше времени уделяю теоретической стороне квантовой криптографии. Этот поворот связан с тем, что нужно было решить один насущный вопрос с доказательством секретности системы квантовой криптографии в нашей лаборатории. В результате работ мы начали тесно взаимодействовать с профессором с кафедры высшей математики Мирошниченко Георгием Петровичем, который и стал впоследствии моим научным руководителем.

Кто-то, как Антон, к моменту поступления в вуз еще не представляет, чем будет заниматься в будущем. Другие истории наших ученых начинаются с увлечения физикой еще в средней школе. Так, например, Максим Горлач, научный сотрудник кафедры нанофотоники и метаматериалов, рассказывает [7], что его «заразил» интересом к науке школьный учитель физики. Однако к четвертому курсу обучения в Белорусском государственном университете Максима стал волновать вопрос — как продолжать карьеру:

Еще на четвертом курсе я начал думать: «Да, хорошо, скоро я получу неплохое фундаментальное образование, но вот вопрос: а где я смогу с этим образованием работать и какие вообще у меня есть варианты и перспективы?» Я понимал, что хочу заниматься наукой, но отдавал себе отчет в том, что необходимо подумать и о конкретной реализации своих планов. Было ясно, что существует не так много мест, где требуются теоретики.

На одном из семинаров кафедры теоретической физики, где нам рассказывали про разные новые и перспективные направления в науке, я впервые услышал про метаматериалы. Это было в начале 2013 года. […] Мне рассказали о группе Павла Белова [8] в Университете ИТМО, которая очень активно тогда развивалась. Группа росла, и меня пригласили приехать на стажировку. Уже летом того года я опубликовал свою первую статью. Позже работал под руководством Павла Александровича, он стал моим научным руководителем, а в 2017 году защитил кандидатскую диссертацию.

Аспирант Дмитрий Поторочин рассказывает [9], что его путь в науку также начался со школы — и не только с общеобразовательной, но и с Школы лазерных технологий Университета ИТМО:

Перед тем, как поступать в вуз, я обучался в Школе лазерных технологий [10] Университета ИТМО. Там нам проводили лекции про лазеры, мы занимались простенькими научными проектами. Когда ты уже давно занимаешься в лазерных лабораториях, в этом нет ничего особенного. А когда ты ребенок и видишь это все в первый раз, это воодушевляет. Ведь я не совсем понимал, чем буду заниматься после школы. Я просто хорошо понимал физику, сдал ее и не знал, куда идти дальше.

А в Школе лазерных технологий нам рассказали, что лазеры – это перспективно, что они применяются практически во всех областях. И я ни разу не пожалел, что поступил именно на кафедру лазерных технологий и систем.

Электронный синхротрон и квантовая телепортация

На первый взгляд, строить карьеру ученого — скучный и неблагодарный труд, однако наши молодые ученые, занимающиеся разработками в сфере фотоники и оптики, доказывают обратное. Во-первых, интересны сами направления разработок, которыми можно заниматься в Университете ИТМО:

С конца третьего/начала четвертого курса я был очень плотно вовлечен в работу по квантовым вычислениям, которая проходила на кафедре, за что хотелось бы поблагодарить моего прежнего научного руководителя Чивилихина Сергея Анатольевича. Именно он приложил много сил к тому, чтобы я наконец занялся чем-то полезным, и получилось так, что это самое полезное совпало с тем, что очень меня заинтересовало в тот момент. Так что другого выбора, кроме как погрузиться с головой в работу, у меня не было.

Тема, которой я изначально тогда начал заниматься, была непосредственно связана с квантовыми вычислениями, если говорить в общих чертах, то это были работы связанные с квантовой телепортацией [11], что уже само по себе звучит максимально захватывающе. Дальше, на протяжении нескольких лет я нарабатывал критическую массу знаний, которая в какой-то момент сыграла, и когда встал вопрос о том, что нужны конкретные результаты в этом направлении, то я, подумал: «Кто, если не я?».
— Антон Козубов

Во-вторых, научная деятельность связана не только с рутиной и бумажной «бюрократией» — это творческая профессия. Которая позволяет принимать участие в передовых проектах, в том числе и за рубежом. Дмитрий Поторочин, например, участвует в работе научно-исследовательского центра «Немецкий электронный синхротрон». Там Дмитрий наряду с другими учеными работает над проектом XFEL [12] (European x-ray free electron laser, самый крупный в мире лазер на свободных электронах) — проводит исследования с использованием мегаустановки.

Когда я начал узнавать про мегаустановку подробнее, то бы поражен возможностями, которые XFEL дает ученым: ведь можно в прямом смысле покадрово заснять химическую реакцию – увидеть, как будет перестраиваться молекулярная структура вещества, и это поразительно. Раньше ученые не имели доступа к таким внушительным возможностям. А кто-то, наверняка, ждал этих возможностей долгие годы, и сейчас многие ринутся проводить эксперименты. Поэтому, я думаю, в ближайшее время нас ждет много интересных открытий.

— Дмитрий Поторочин

При этом, как отмечает Дмитрий, ничего сверхъестественного в его поступлении на образовательную программу, позволяющую принимать участие в исследованиях, нет. Достаточно обучаться в магистратуре, выступать на профильных конференциях, писать статьи в рецензируемые научные журналы: «Главное – активно заниматься наукой, общаться с другими учеными».

Однако фотонику можно развивать не только в университете — выпускники по этому направлению могут рассчитывать на блестящую карьеру, причем в самых разных бизнесах, необязательно связанных непосредственно с физикой и оптикой:

Знания математики вообще очень полезная штука, которую сейчас можно использовать абсолютно где угодно, хотя бы даже в любого рода аналитике, так что при знании математики без работы остаться достаточно сложно. Помимо всего прочего, у нас в лаборатории было создано малое инновационное предприятие ООО "Квантовые коммуникации [13]". Это тоже очень даже неплохой вариант для продолжения карьеры, на различных квантовых технологиях сейчас вполне можно строить бизнес. Так что все зависит только от желания и готовности работать, дерзайте!

— Антон Козубов

Фотоника как искусство

Исследованиями, напрямую связанными с фотоникой и оптикой в Универсиете ИТМО занимаются и в Высшей школе светового дизайна [14]. Это — один из ведущих образовательных и экспериментально-практических проектов в области науки, техники и искусства в России (Высшая школа светового дизайна Университета ИТМО вошла [15] в топ-5 лучших вузов мира в области светового дизайна).

В Школе действуют студенческая и международная научные лаборатории — в международной лаборатории [16], например, занимаются созданием инновационных решений для улучшения световой среды. В студенческой лаборатории [17] магистранты и аспиранты проводят собственные исследования на стыке науки и искусства.

Трек «Фотоника» олимпиады «Я — профессионал»

Получить высший балл про профильному экзамену при поступлении в магистратуру или аспирантуру и развивать фотонику в Университете ИТМО можно, приняв участие в олимпиаде [18] «Я — профессионал». Антон Козубов советует тем, кто хочет в дальнейшем пойти по стопам наших молодых ученых, быть готовым к возможным трудностям — преодолеть их помогает уверенность в том, что выбранное направление вам действительно интересно:

В первую очередь стоит убедиться, что это действительно то, чем хотелось бы заниматься, с чем хотелось бы связать свою жизнь, потому что путь будет очень тернистым. Нужно понимать, что многие с него все же свернут, но у тех, кто будет готов к трудностям и сможет их преодолевать, появится огромный потенциал к развитию, и, соответственно, шанс на весомые успехи.

Из сфер знаний я бы посоветовал подтянуть квантовую физику, квантовую оптику, физику твердого тела и математику. Это, пожалуй, основополагающие вещи на фундаменте из которых можно уже дальше строить все остальное. Кроме того, очень важно всегда находить для себя мотивацию к работе, даже когда кажется, что все идет наперекосяк.

Олимпиада подойдет тем, кто хочет не только продолжить обучение в одном из лучших вузов страны, но и заявить о себе в профессиональном плане — партнерами трека являются компании «Ростехнологии», «Швабе», «Роснано», «Ленсвет», ПАО «ТГК-1». Все задания, которые получат участники олимпиады, связаны с актуальными запросами работодателей — поэтому принять участие стоит в том числе и для того, чтобы понять, насколько ваши знания соответствуют тому, что требуют крупные компании от своих сотрудников.

Отборочный тур олимпиады по направлению «Фотоника» пройдет с 4 по 10 декабря. Для того, чтобы подготовиться к олимпиаде, можно решить демонстрационные задания: для поступающих в магистратуру [19] и аспирантуру [20]. Однако отборочный тур не понадобится обладателям двух и более сертификатов с оценками «Хорошо» и «Отлично» из этого списка MOOC [21]. Второй тур (финал) олимпиады состоится очно с 27 по 30 января. Желаем всем участникам удачи и побед и ждем в числе студентов и аспирантов Университета ИТМО!

Автор: itmo

Источник [22]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/uchebny-j-protsess-v-it/269572

Ссылки в тексте:

[1] Я — профессионал: https://yandex.ru/profi/#about

[2] Информационная и кибербезопасность: https://habrahabr.ru/company/spbifmo/blog/343510/

[3] Компьютерные науки: https://habrahabr.ru/company/spbifmo/blog/343046/

[4] Image: https://habrahabr.ru/company/spbifmo/blog/343586/

[5] Mike Seyfang: https://www.flickr.com/photos/mikeblogs/2702076583/

[6] PD: https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/

[7] рассказывает: http://news.ifmo.ru/ru/science/photonics/news/7087/

[8] Павла Белова: http://www.ifmo.ru/ru/viewperson/368/belov_pavel_aleksandrovich.htm

[9] рассказывает: http://news.ifmo.ru/ru/science/photonics/news/6936/

[10] Школе лазерных технологий: http://laserschool.ifmo.ru/

[11] квантовой телепортацией: http://technopark.ifmo.ru/ovechka-dolli-i-zaputannye-fotony-v-peterburge-proshel-onlajn-festival-znanij-brainfest/

[12] XFEL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%80_%D0%BD%D0%B0_%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%85

[13] Квантовые коммуникации: http://qcphotonics.com/ru/

[14] Высшей школе светового дизайна: http://cld.ifmo.ru/

[15] вошла: http://news.ifmo.ru/ru/university_live/achievements/news/6896/

[16] международной лаборатории: http://irc.ifmo.ru/ru/92509/

[17] студенческой лаборатории: http://cld.ifmo.ru/reasearch-and-development/student-lab

[18] олимпиаде: https://yandex.ru/profi/courses/photonic

[19] магистратуру: https://contest.yandex.ru/profi/contest/5728/enter/

[20] аспирантуру: https://contest.yandex.ru/profi/contest/5732/enter/

[21] списка MOOC: https://yandex.ru/profi/mooc#photonic

[22] Источник: https://habrahabr.ru/post/343586/