- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

PLATO: история первой в мире системы электронного обучения

В то время [1], когда Стив Джобс путешествовал по Индии, а Марк Цукерберг ещё не родился [2], существовала система электронного обучения PLATO. Она предвосхитила то, как люди будут взаимодействовать с компьютерами, на много лет вперед. Инженеры разработали первые в мире плазменные дисплеи [3], а программисты создали чаты, многопользовательские игры и эмотиконы.

В этом году предприниматель Брайан Дир (Brian Dear) опубликовал книгу «The Friendly Orange Glow [4]», в которой рассказал, как PLATO повлияла на развитие технологий. Дир пишет [5], что появление этой системы можно сравнить с изобретением самолёта за десятки лет до братьев Райт: когда будущие создатели интернет-гигантов ещё наслаждались юностью, в Университете Иллинойса уже существовало онлайн-сообщество.

Преподаватели и студенты, разработчики и инженеры переписывались в чатах, играли по сети и читали первую в мире онлайн-газету. В университете и на территории кампуса царила уникальная PLATO-культура. Об истории этой революционной электронной системы расскажем далее.

PLATO: история первой в мире системы электронного обучения - 1 [6]
/ Flickr / Marcin Wichary [7] / CC [8]

Начало PLATO

Лидер проекта Дональд Битцер (Donald Bitzer [9]) разработал [10] PLATO (Programmed Logic for Automatic Teaching Operations), когда ему было 26 лет — в 1960 году. Изначально целью проекта было создание компьютера, который мог бы обучать студентов.

Ученики взаимодействовали [5] с PLATO через терминалы, объединённые в общую сеть и подключенные к мейнфрейму. Студенты отвечали на вопросы и сразу получали обратную связь от системы. В качестве дисплея использовался [11] телевизор, для навигации предлагалась специальная клавиатура.

На клавиатуре [12] PLATO было всего 16 клавиш. Например, кнопка Next изменяла [13] информацию на экране. Клавиша Help вызывала помощника для решения различных проблем, а Aha закрывала его. Но чтобы предоставлять студентам несколько разных обучающих курсов, 16 клавиш оказалось недостаточно. Поэтому клавиатура системы подсвечивалась двумя цветами: белым и фиолетовым. В зависимости от активного цвета, кнопки меняли функции.

Чтобы PLATO раскрыла свой потенциал, потребовалось десять лет. Часть компонентов системы разрабатывалась с нуля, а все, что было у команды, — это идея, страсть и ЭВМ ILLIAC I [14], которая выполняла арифметические действия, анализировала, хранила и передавала информацию. С помощью ILLIAC I в Университете также проводили моделирование атомных взрывов, рассчитывали нагрузку на материалы для строительства автотранспортных мостов, даже писали музыку.

В 1961 году была разработана PLATO II, которая давала [11] возможность работать двум пользователям одновременно, но разработчики понимали [15], что мощности ILLIAC I недостаточно для поддержки системы. Поэтому лаборатория университета решила приобрести собственный компьютер. Покупка машины обсуждалась с компаниями IBM, NCR Corporation и Control Data Corporation (CDC). Благодаря стараниям торгового представителя CDC компьютер 1604-С [16], который разработал Сеймур Крэй (Seymour Cray [17]), стал основой новой версии — PLATO III.

Все «приложения» для PLATO были заточены под ILLIAC, поэтому разработчикам пришлось написать [18] SIMILLIAC — программу-эмулятор, чтобы запускать их на 1604-С. Система работала с 20 общими портами, распределенными на 72 терминала. К тому моменту в распоряжении учеников PLATO III были тридцать курсов из разных областей знаний и 5 тыс. часов обучающего материала. Версия PLATO III была настолько успешной, что её продолжили использовать даже после выхода PLATO IV.

PLATO IV вышла [10] в 1972 году. Среди обновлений особенно выделялась оранжевая плазменная панель [3] Битцера. Она умела [11] быстро отрисовывать векторные линии и работать с растровой графикой. Также появились сенсорная панель, с помощью которой ученики могли отвечать на вопросы, указывая правильный вариант пальцем, и вспомогательная периферия. Например, устройство Gooch Synthetic Woodwind, способное синтезировать 4 голоса. Она помогала развивать слух учеников и оценивать [19] их успехи с помощью музыкальных диктантов.

Позже была разработана новая версия синтезатора, которая обрабатывала 16 голосов, соединяя и разделяя их для формирования сложных звуков. Учебная программа, использующая аудиовозможности [20] PLATO, применялась в рамках проекта PLATO Music в музыкальном училище при Университете Иллинойса.

Выход PLATO на рынок

В 1970 годах компания Control Data Corporation заключила [13] ряд соглашений с Университетом Иллинойса для выпуска PLATO на рынок. В результате система «распространилась [15]» по миру.

В 1973 году Битцер пригласил [21] старшеклассников из нескольких местных школ для работы над проектом. Это было необычно для того времени: лаборатории находились под замком, и доступ туда получали лишь ученые.

Версии системы с III по V работали на специальном языке программирования TUTOR [22]. Его гибкость в сочетании с мощностью PLATO позволила писать развлекательные программы: карточные игры, симуляторы и так далее.

За год школьники добавили в систему все, что можно представить: чаты, мессенджеры, форумы, игры, электронную почту. Так система стала использоваться не только для образования, но и для общения и знакомств. Брайан Дир, например, «встретил» свою жену в чате PLATO.

PLATO: история первой в мире системы электронного обучения - 2

/ Flickr / kevin [23] / CC [8]

В 1976 году система PLATO IV поддерживала [10] работу с 950 терминалами и предоставляла доступ к 12 тыс. часов учебных материалов.

Позднее появилась новая версия системы PLATO V. Битцер отмечает [18], что по большей части это была PLATO IV на более мощном оборудовании. Однако было и нововведение — система напоминала [24] пользователям о праздниках и важных событиях. Задолго до того как это стали делать в Google на стартовой странице.

В 1989 году компания CDC продала [10] торговую марку PLATO и часть маркетинговых прав на новую организацию The Roach Organization (TRO). Возможно, если бы CDC не «зациклилась [5]» на образовательной направленности проекта, PLATO ждала другая судьба. В 2000 году TRO изменила название на PLATO Learning и стала продавать курсы для ПК.

В августе 2004 года на сайте Cyber1 [25] стал доступен бесплатный программный эмулятор оригинального оборудования CDC под названием Desktop Cyber. На сайте можно познакомиться с оригинальными уроками PLATO и поиграть в легендарные игры Avatar [26] и Empire [27]. Больше об играх на PLATO можно узнать здесь [28] и тут [29].

С 2012 года компания PLATO Learning выпускает решения для обучения Edmentum [30]. Но спустя 50 лет, наследие PLATO до сих пор живет [13] во многих привычных нам системах: MOOC, социальных сетях, чатах [31] и эмотиконах [32].


P.S. Другие посты из нашего корпоративного блога:

Автор: it_man

Источник [36]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/uchebny-j-protsess-v-it/269849

Ссылки в тексте:

[1] время: http://www.friendlyorangeglow.com/about.html

[2] не родился: https://en.wikipedia.org/wiki/Mark_Zuckerberg

[3] плазменные дисплеи: https://motherboard.vice.com/en_us/article/pa3vvg/the-greatest-computer-network-youve-never-heard-of

[4] The Friendly Orange Glow: http://friendlyorangeglow.com/

[5] пишет: https://www.nature.com/articles/d41586-017-07220-w

[6] Image: https://habrahabr.ru/company/it-grad/blog/343724/

[7] Marcin Wichary: https://www.flickr.com/photos/mwichary/3300683055/

[8] CC: https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/

[9] Donald Bitzer: https://en.wikipedia.org/wiki/Donald_Bitzer

[10] разработал: https://www.revolvy.com/main/index.php?s=PLATO%20(computer%20system)&uid=1575

[11] использовался: https://ru.wikipedia.org/wiki/PLATO_(%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0)

[12] клавиатуре: http://www.platohistory.org/blog/2011/03/march-11-1961-plato-ii-demo-with-timesharing-and-remote-access.html

[13] изменяла: https://www.youtube.com/watch?v=THoxsBw-UmM

[14] ILLIAC I: https://archives.library.illinois.edu/blog/birth-of-the-computer-age/

[15] понимали: https://conservancy.umn.edu/bitstream/handle/11299/107121/oh141dlb.pdf

[16] 1604-С: https://en.wikipedia.org/wiki/CDC_1604

[17] Seymour Cray: https://en.wikipedia.org/wiki/Seymour_Cray

[18] написать: https://conservancy.umn.edu/bitstream/handle/11299/107121/oh141dlb.pdf?sequence=1&isAllowed=y

[19] оценивать: https://eric.ed.gov/?id=ED161421

[20] аудиовозможности: https://www.youtube.com/playlist?list=PL0429F1DC4E8BB265

[21] пригласил: http://smilepolitely.com/culture/a_computer_revolution_brian_dear_tells_the_story_of_plato/?platform=hootsuite

[22] TUTOR: http://thinkofit.com/plato/dwplato.htm

[23] kevin: https://www.flickr.com/photos/believekevin/5369670174/in/photolist-2vVkpu-9buXSf

[24] напоминала: http://www.platohistory.org/blog/2010/02/valentines-day-1975.html

[25] Cyber1: https://www.cyber1.org/

[26] Avatar: http://crpgaddict.blogspot.ru/2013/11/game-124-avatar-1979.html

[27] Empire: http://www.daleske.com/plato/empire.php

[28] здесь: https://arstechnica.com/gaming/2016/10/want-to-see-gamings-past-and-future-dive-into-the-educational-world-of-plato/

[29] тут: https://www.engadget.com/2013/08/03/the-game-archaeologist-the-plato-mmos-part-1/

[30] Edmentum: https://www.edmentum.com/

[31] чатах: http://just.thinkofit.com/talkomatic/

[32] эмотиконах: http://www.platohistory.org/blog/2012/09/plato-emoticons-revisited.html

[33] Unboxing серверов Cisco UCS M4308: основные особенности: http://iaas-blog.it-grad.ru/zhelezo/unboxing-serverov-cisco-ucs-m4308/

[34] Unboxing NetApp AFF A300: технические характеристики и взгляд изнутри: http://iaas-blog.it-grad.ru/zhelezo/unboxing-all-flash-sxd-netapp-aff-a300-texnicheskie-xarakteristiki-i-vzglyad-iznutri/

[35] Системы хранения данных NetApp в 2017 году: обзор решений: http://iaas-blog.it-grad.ru/zhelezo/sistemy-xraneniya-dannyx-netapp-v-2017-godu/

[36] Источник: https://habrahabr.ru/post/343724/