«Виртуальный университет»: какие VR-проекты развивают в Университете ИТМО

в 15:47, , рубрики: VR, Блог компании Университет ИТМО, Разработка под AR и VR, Университет ИТМО, Учебный процесс в IT

Рынок VR растет уверенными темпами — если в прошлом году доходы этой индустрии оценивались в 3,7 млрд долларов, то к 2020 году они, по оценкам, составят уже 30-40 млрд. При этом рынок VR формируется не только за счет продажи оборудования (очков, шлемов) и игр: по оценкам Digi-Capital, значительная доля доходов на рынке VR в ближайшем будущем будет приходиться на видео и неигровые приложения, а разработки в этой области продолжат вести как крупные корпорации, так и небольшие стартапы.

Кстати, VR-проекты, которые разрабатываются в Университете ИТМО, также относятся к самым разным нишам — от игровых до образовательных и от софта до железа. А участие в их разработке принимают и студенты, и ученые, и резиденты нашего Технопарка — обо всем этом ниже.

«Виртуальный университет»: какие VR-проекты развивают в Университете ИТМО - 1Фото re:publica CC BY

Образование

Часть VR-проектов, создающихся в Университете ИТМО, непосредственно связана с образованием (что вполне очевидно). Некоторые из них рассчитаны на студентов (о них мы поговорим чуть ниже), другие — на школьников. Один из таких проектов развивает компания Video360Production, резидент Технопарка Университета ИТМО.

Команда Video360Production создает концепцию VR-класса для общеобразовательных школ. Такой класс — это не только очки виртуальной реальности и учебный контент, но и подходящая для классов мебель, которую в компании также разрабатывают самостоятельно:

Обычный стул здесь не подойдет: для VR мебель должна как минимум вращаться вокруг своей оси, но ни “барные” стулья без спинки, ни офисные кресла на колесиках здесь не подойдут.

Существуют решения в виде закрытых будок с колонками, но это, опять же, не подходит для учебных заведений. Спроектировать и создать подходящую мебель мы предложили коллегам с кафедры дизайна мебели Академии Штирлица.

— Денис Столяров, руководитель проекта, сотрудник Центра дизайна и мультимедиа Университета ИТМО

В компании также планируют заниматься и созданием образовательного контента для таких классов — в первую очередь видео в формате 360 градусов. Конечно, такое видео не позволяет раскрыть весь потенциал VR-классов как интерактивных площадок. Тем не менее, оно намного информативнее, чем иллюстрации или слайды и подходит, например, для уроков географии, на которых ученики могут не только получить базовую информацию о том или ином участке планеты, но и увидеть его в формате, позволяющем обеспечить эффект присутствия.

Одно из таких видео команда Video360Production подготовила в ходе экспедиции в Арктику на ледоколе «Профессор Молчанов»:

В дальнейшем команда планирует заниматься разработкой контента, позволяющего ученикам взаимодействовать с интерактивной VR-средой — это поможет сделать процесс «виртуального» обучения максимально эффективным. Хотя, по словам создателей проекта, наилучший результат от VR-учебы достигается, когда «виртуальный» контент сочетают с классической лекцией.

Еще один образовательный проект для школьников Университет ИТМО развивает совместно с московским технопарком «Калибр». Занятия в технопарке рассчитаны на школьников 14-17 лет и позволяют получить основы трехмерного моделирования и узнать больше о технологиях виртуальной и дополненной реальности.

Для этого проекта сотрудники кафедры графических технологий Университета ИТМО разработали методические рекомендации по проведению занятий.

В методических рекомендациях мы подробно расписали содержание курсов и их этапы, основываясь на нашем многолетнем опыте работы с детьми, поскольку на базе кафедры графических технологий Университета ИТМО работает Детско-юношеский компьютерный центр (ДЮКЦ), ученики которого получают базовые знания в области компьютерного дизайна и мультипликации, программирования, 3D-моделирования, web-проектирования, видеомонтажа и других аналогичных сфер.

— Артем Смолин, заведующий кафедрой графических технологий

Фестивали

Разработки в сфере AR и VR, как правило, получаются весьма зрелищными, поэтому их часто можно увидеть на различных фестивалях, в которых принимает участие Университет ИТМО — таких как, например, Unreal fest и VK-фест.

В прошлом году на фестивале AR и VR Unreal fest Университет ИТМО представил разработки НИИ наукоемких компьютерных технологий. Мы уже рассказывали о проектах НИИ НКТ, связанных с моделированием сложных мультиагентных систем (1, 2 и 3), однако посетители фестиваля могли не просто узнать о таких системах больше, но и «попасть внутрь» процессов, которые моделировали ученые. Например, стать участниками религиозного праздника Кумбха-Мела и посетить индийский храм в рамках самого массового религиозного мероприятия в мире (этот праздник собирает до 120 млн участников).

Один человек может ходить по территории храма и направлять потоки людей, а другой может быть своеобразным крауд-менеджером: смотреть на всю картину в общем и давать некоторые рекомендации. Так, человек, находящийся в виртуальной реальности может видеть появляющиеся отметки на территории и выполнять ряд задач.

 — Андрей Карсаков, руководитель группы научной визуализации НИИ НКТ

А этим летом на VK-фесте можно было принять участие сразу в нескольких проектах Университета ИТМО, связанных с VR и AR. Например, испытать свои силы в научно-фантастическом VR-квесте, который разработали студенты кафедры графических технологий совместно с кафедрой высокопроизводительных вычислений. А также совершить велопрогулку в очках виртуальной реальности, пролететь на виртуальном дельтаплане, поиграть в VR-баскетбол, пострелять из виртуального ружья или лука.

VR и AR – это тренд не только сегодняшнего дня, но и завтрашнего. Это технологии будущего, в которых активно используется  машинное обучение, а также это очень важный этап работы над созданием искусственного интеллекта.

— Владимир Васильев, ректор Университета ИТМО

Другие студенческие разработки

Кстати, разработками в сфере VR занимаются не только студенты кафедры графических технологий и сотрудники НИИ НКТ, но и те, кто в Университете ИТМО изучает фотонику. Например, Даниил Самойлов, студент кафедры световых технологий и оптоэлектроники.

Даниил — участник команды, занявшей первое место в номинации от компании Unity на одном из крупнейших хакатонов мира — Junction. В команду вошли студенты и абитуриенты Университета ИТМО, а также Политехнического университета Петра Великого. Проект, который за 48 часов разработала команда — очки виртуальной реальности с новым инструментом управления.

По словам Даниила, команда задалась целью «добавить интерактивности» стандартному процессу взаимодействия с VR, использовать для этого доступную и недорогую технологию и не копировать уже существующие разработки и решения.

В итоге ребята предложили оснащать VR-шлемы фоторезисторами. Они фиксируют отражение света от глаза пользователя — яркость отраженного излучения позволяет определить, закрыт глаз или открыт. В итоге «силой взгляда», а точнее морганием пользователь может управлять действиями на экране. Например, разрушать объекты в компьютерной игре. Такой элемент управления, разумеется, не заменит стандартные джойстики и контроллеры, но дополнит их возможности.

Кстати, студенческих проектов, связанных с AR и VR, в ближайшее время будет больше — недавно Университет ИТМО подписал соглашение о создании Центра компетенции в сфере дополненной и виртуальной реальности с Дальневосточным федеральным университетом.

Это, с одной стороны, позволит вузам усилить компетенции в области AR/VR-разработок, а с другой — выходить с ними на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, который считается одним из наиболее быстрорастущих в этом сегменте.

Автор: itmo

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js