Пример создания веб-приложения на PureQML

в 9:14, , рубрики: javascript, QML, qt, tutorial, UI, web

Пример создания веб-приложения на PureQML - 1

Вступление

Недавно мы открылись миру (совершили coming out, так сказать) и опубликовали статью про наш скромный фреймворк (исходники на GitHub). После общения с заинтересовавшимися участниками (большое им спасибо!) мы пришли к выводу, что для раскрытия темы необходимо написать подобие туториала на каком-нибудь реальном примере. На сайте проекта есть раздел с уроками, но эти уроки скорее описывают специфические ситуации, нежели картину в целом. Вот почему мы решили написать небольшой гайд. Для реалистичности, по шагам опишем создание простого, но реального, проекта, который хорошо показывает портируемость решений из веба в SmartTV. И да, результат этого гайда уже доступен в LG Smart World для телевизоров на базе WebOS (вы можете найти это приложение по названию «Earth Online»). В этой статье мы описываем создание ровно такого же приложения для десктопных и мобильных браузеров.

Идея

Идея довольно проста: показывать виды Земли с борта МКС (за эту возможность надо благодарить NASA, а именно, проект High Definition Earth-Viewing System). Помимо видео, приложение будет показывать текущее положение МКС над Землей. Для этих целей мы воспользуемся сервисом Where the ISS at?. Приступим!

Начало

Создаем папку для нашего проекта:

$ mkdir earth-online
$ cd earth-online

Чтобы создать новый проект, нужно скопировать qmlcore в папку с проектом. Можно просто скачать и скопировать содержимое или склонировать с помощью GIT:

$ git clone git@github.com:pureqml/qmlcore.git

Чтобы поменьше писать руками, сгенерируем каркас приложения:

$ qmlcore/build --boilerplate

После выполнения команды в папке проекта появится два новых файла:

  • src/app.qml — PureQML код приложения
  • .manifest — минимальный манифест, описывающий приложение

Папка src используется для хранения qml исходников проекта.

В app.qml, оставим только такой код:

Item {
	anchors.fill: context; // растягиваем Item по размерам всего окна
}

Чтобы собрать приложение, нужно выполнить команду:

$ qmlcore/build

и если все прошло успешно, то в папке проекта появится новая папка build.web с результирующими файлами.

$ ls build.web/
flashlsChromeless.swf  index.html  modernizr-custom.js  qml.app.min.js

На секунду отвлечемся и посмотрим, что это за файлы:

  • index.html — полученная html-страница
  • qml.app.min.js — полученный js файл, который загружается в index.html
  • modernizr-custom.js — используемый кастомный modernizr файл
  • flashlsChromeless.swf — файл, который используется для проигрывания видео с помощью флеша (буэ), в нашем случае он не нужен, но он автоматически добавляется в проекты web платформы.

Controls

Помимо qmlcore, необходимой и наиболее стабильной части проекта, есть еще отдельный модуль controls, в котором найдется много полезных компонент уже готовых к использованию. Для подключения этого модуля его также достаточно скопировать в src папки проекта или склонировать:

$ cd src
$ git clone git@github.com:pureqml/controls.git

Для нашего приложения как раз понадобится один компонент из controls, который позволит играть live stream видео с youtube, он так и называется — YouTube. Добавим его в app.qml:

Item {
	anchors.fill: context; // растягиваем Item по размерам всего окна

	YouTube {
		anchors.fill: parent;
		source: "https://www.youtube.com/embed/ddFvjfvPnqk?autoplay=1&controls=0&showinfo=0";
	}
}

В результате, если открыть Index.html в браузере, то можно увидеть видео с МКС:

Пример создания веб-приложения на PureQML - 2

Карта

С видео разобрались. Теперь перейдем к местоположению станции. Так как для задачи достаточно отобразить позицию станции над Землей, то можно использовать просто картинку с развернутой поверхностью планеты и двигать точку по ней согласно текущим координатам (хотя в controls есть компонента YandexMap для работы с картами).

Пример создания веб-приложения на PureQML - 3

Мы подготовили картинку с картой Земли. Чтобы наша картинка, или любые другие ресурсы, попали в сборку, нужно создать специальную папку в корне проекта — dist:

$ mkdir dist

Все содержимое этой папки будет копироваться после сборки в build.web. Добавим в dist картинку с картой:

$ mkdir dist/res
$ cp <path-to-map-image> dist/res

Если попробуете собрать проект сейчас, то увидите как в build.web появилась папка res с добавленной картинкой:

$ ls build.web/res/
map.png

Логика работы с карта у нас будет в отдельной компоненте, создадим новый файл для нее IssMap.qml в src и напишем следующий код:

Item {
	anchors.fill: context;	// компонента растягивается на весь экран

	// картинка с картой
	Image {
		anchors.fill: parent;	// растягиваем по размерам родителя
		source: "res/map.png";	// путь к картинке
		fillMode: Image.Stretch;	// тип заливки, Stretch растягивает по размерам Image

		// точка для обозначения позиции станции
		Rectangle {
			id: station;		// id, по которому можно обращаться к компоненте
			width: 30;
			height: width;		// высота равна ширине
			radius: width / 2;	// радиус, чтобы скруглить прямоугольник до круга
			visible: false;		// по умолчанию точку не видно
			color: "red";
		}
	}

	// метод для установки точки соответственно долготе long и широте lat
	setPos(long, lat): {
		// делаем точку видимой
		station.visible = true

		// все константы используются для преобразования из координат
		// широты, долготы в координаты карты
		station.x = (long + 180) * this.width / 360 - (this.width / 28.4)
		station.y = (90 - lat) * this.height / 180 + (this.height / 19.45)
	}
}

Теперь нам нужно получить координаты станции и установить точку в нужную позицию. Для этого воспользуемся API, о котором говорилось выше.

Для выполнения HTTP запросов в controls есть специальный объект Request, сделаем на его базе контрол для асинхронного запроса координат в файле IssRequest.qml в папке src:

Request {
	// метод запроса координат
	// callback - функция, которая будет выполнена в случае успешного запроса
	call(callback): {
		this.ajax({
			url: "https://api.wheretheiss.at/v1/satellites/25544",
			done: callback,
			withCredentials: true
		})
	}
}

Теперь нужно сложить все в одно место и добавить еще текст с координатам станции. Назовем этот контрол OSD и создадим для него файл Osd.qml с кодом:

// WebItem - это обычный Item
// но с возможностью отслеживать hover и click события у мыши
WebItem {
	property bool active: false;	// объявим bool свойство - флаг отображения OSD
	anchors.fill: parent;
	opacity: active ? 1.0 : 0.0;	// прозрачность в зависимости от флага active

	// инстанциируем протокол
	IssRequest { id: request; }

	// инстанцируем нашу карту из IssMap.qml
	IssMap { id: map; }

	// текст о видимости Земли (на темной стороне или освещенной)
	// прижимаем к правому нижнему краю
	Text {
		id: visibilityText;
		anchors.right: parent.right;
		anchors.bottom: parent.bottom;
		anchors.margins: 10;
		font.pixelSize: 24;
		color: "#fff";
		text: "Earth visibility: -";
	}

	// текст с координатами: долготой и широтой
	// текст прижимаем к левому нижнему краю
	Text {
		id: positionText;
		anchors.left: parent.left;
		anchors.bottom: parent.bottom;
		anchors.margins: 10;
		font.pixelSize: 24;
		color: "#fff";
		text: "Lon: -<br>Lat: -";	// в текст можно вставлять html теги
	}

	// таймер для повторения запросов
	Timer {
		running: parent.active;	// таймер работает пока активен OSD
		triggeredOnStart: true;	// таймер срабатывает при старте
		interval: 10000;	// интервал повторения 10 секунд
		repeat: true;		// таймер повторяется

		// обработчик срабатывания, зовем метод updatePositionRequest
		onTriggered: { this.parent.updatePositionRequest() }
	}

	// делаем запрос координат, в случае успеха парсим результат
	// передаем его в doUpdatePosition
	updatePositionRequest: {
		var self = this
		request.call(function(res) {
			var data = JSON.parse(res.target.response)
			if (data)
				self.doUpdatePosition(data)
			else
				log("Request error")
		})
	}

	// заполняем полученные данные
	doUpdatePosition(data): {
		var long = parseFloat(data.longitude) // долгота
		var lat = parseFloat(data.latitude) // широта
		// заполняем текст с координатами станции
		positionText.text = "Lon: " + Number((long).toFixed(1)) + "<br>Lat: " + Number((lat).toFixed(1))
		// заполняем текст видимости data.visibility возвращает строку 'eclipsed' или 'daylight'
		visibilityText.text = "Earth visibility: " + data.visibility

		map.setPos(long, lat) // передаем координаты станции карте
	}

	// объявляем анимацию на изменение прозрачности
	// время анимации 300 мс
	Behavior on opacity { Animation { duration: 300; } }
}

Теперь нужно разместить OSD в нашем приложении поверх видео и отображать его, скажем, по клику мыши на экране и также (по клику) закрывать. Теперь app.qml примет следующий вид:

Item {
	anchors.fill: context;

	Youtube {
		anchors.fill: parent;
		source: "https://www.youtube.com/embed/ddFvjfvPnqk?autoplay=1&controls=0&showinfo=0";
	}

	Osd {
		// обработчик клика мыши
		// инвертируем флаг отображения OSD по клику
		onClicked: { this.active = !this.active }
	}
}

Собираем проект, открываем в браузере build.web/index.html, кликаем по экрану и OSD появляется с анимацией по прозрачности!

Пример создания веб-приложения на PureQML - 4

Последние штрихи

Попробуем внести еще небольшое улучшение: было бы здорово, если бы текст с координатами был выровнен:

Пример создания веб-приложения на PureQML - 5

для решения проблемы можно использовать какой-нибудь monospace шрифт.

Чтобы добавить новый шрифт, нужно подредактировать выходной index.html файл. Помните, как мы использовали папку dist, чтобы добавлять файлы в build.web после сборки? Важным моментом является именно тот факт, что копирование происходит после сборки, и таким образом, мы можем переопределить index.html. За основу возьмем текущий index.html:

$ cp build.web/index.html dist

и добавим линк на новый шрифт. После небольших правок dist/index.html будет выглядеть вот так:

<!DOCTYPE html>
<html>
<head>
	<title></title>
	<meta charset="utf-8">
	<meta name="viewport" content="width=device-width, initial-scale=1, maximum-scale=1">
	<link href="https://fonts.googleapis.com/css?family=Space+Mono" rel="stylesheet" type='text/css'>
	<script src="modernizr-custom.js"></script>
</head>
<body style="font-family: ’Space Mono’">
	<script src="qml.app.min.js"></script>
</body>
</html>

Текст с координатами примет вот такой вид:

Пример создания веб-приложения на PureQML - 6

Заключение

Конечно же, это приложение не раскрывает всех возможностей фреймворка, но дает наглядное представление о том, как быстро и непринужденно написать single page приложение на QML, код которого можно портировать на SmartTV платформы.

Ссылки

Автор: comrat

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js