Причиной столкновения американского эсминца стал запутанный UI

в 15:49, , рубрики: UI, Софт, эсминец, юзабилити

Причиной столкновения американского эсминца стал запутанный UI - 1
Консоль управления эсминца USS John S. McCain (иллюстрация из отчёта ВМС США)

1 ноября 2017 года специальная комиссия ВМС США опубликовала многостраничный отчёт о столкновениях эскадренных миноносцев с управляемым ракетным оружием USS Fitzgerald (DDG-62) и USS John S. McCain (DDG-56) летом нынешнего года.

Инцидент с USS John S. McCain случился 21 августа. Он стал четвёртым столкновением с участием судов ВМС США в этом году, и привёл к гибели десяти моряков. Проведённое расследование показало, что обоих столкновений можно было избежать. А в случае с USS John S. McCain эксперты признали, что «свою роль определённо сыграл пользовательский интерфейс центральной системы навигации и управления на мостике». Хотя основная часть вины лежит на недостаточной подготовке экипажа, но интерфейс объективно признали слишком сложным и запутанным.

Как сказано в отчёте, в 5:19 по местному времени капитан эсминца коммандер Альфредо Санчес «заметил, что рулевой испытывает сложности с удержанием курса корабля, одновременно управляя дросселями для изменения скорости».

Увидев, что рулевой одновременно выполняет две задачи, коммандер приказал разделить работу на два наблюдательных поста. Второй находится прямо рядом с позицией рулевого, который стоит перед центральной системой навигации и управления. Диспозиция показана на схеме внизу, здесь второй пост обозначен как Lee Helm («левый руль»).

Причиной столкновения американского эсминца стал запутанный UI - 2
Схема мостика эсминца USS John S. McCain (иллюстрация из отчёта ВМС США)

Коммандер Санчес распорядился, чтобы рулевое управление выполнялось с прежнего поста, а дросселирование — с другого. Это не потому что рулевое колесо есть только на центральном посту, а дросселировать можно и на втором. Нет, на эсминце всё компьютеризировано: и рулить, и изменять скорость можно трекболами, в то время как результат манипуляций демонстрируется на компьютерных экранах каждого из постов. То есть управлять кораблём можно одновременно с двух постов.

И вот здесь случился инцидент. Вместо того, чтобы передать на соседний пост только дросселирование, рулевой случайно передал туда всё управление эсминцем. Когда это произошло, руль корабля автоматически переместился в положение по умолчанию (то есть центральное, миделевое). Не зная этого, рулевой слегка повернул руль вправо, чтобы удержать курс в течении Сингапурского пролива. Но в реальности действие рулевого привело к тому, что корабль сошёл с курса. Никто не мог понять, почему это произошло.

Причиной столкновения американского эсминца стал запутанный UI - 3
Пока команда USS John S. McCain пыталась выяснить, по какой причине судно сбилось с курса, эсминец повернул и врезался в Alnic MC (иллюстрация из отчёта ВМС США)

В отчёте указано, что передача рулевого управления на пост Lee Helm прошла незамеченной для экипажа, а неожиданная смена курса эсминца вызвала всеобщее смятение. Все решили, что корабль потерял рулевое управление. Началась сумятица, в ходе которой коммандер Санчес и особенно экипаж потеряли контроль над происходящим и начали делать глупые ошибки.

Поскольку все думали, что рулевое управление потеряно, коммандер Санчес приказал замедлить двигатели, но левый рулевой (с поста Lee Helm, куда перешло управление двигателями) прикрыл не все, а только одну (левую) дроссельную заслонку, поскольку отображение на экранах на консолях к этому времени не «спарилось» (не связалось) в результате полной передачи управления на левый пост. Эсминец вышел на курс столкновения с транспортным судном для перевозки химической продукции Alnic MC под флагом Либерии.

Через три минуты рулевое управление удалось восстановить с кормовой рулевой колонки, но было уже поздно и примерно в 5:24 суда столкнулись. Ни одно из них не подало стандартный сигнал опасности перед столкновением, а Alnic MC даже не попытался изменить курс.

Причиной столкновения американского эсминца стал запутанный UI - 4
Эсминец USS Fitzgerald (DDG-62) после столкновения с торговым судном 21 августа 2017 года

Последствия столкновения хорошо известны из прессы: десять моряков погибли, пять получили ранения. Капитан коммандер Альфредо Санчес и старший офицер коммандер Джесси Санчес освобождены от обязанностей 11 октября по решению вице-адмирала Фила Сойера, командующего Седьмым флотом. Обоих отстранили в связи с утратой доверия.

Столь странное стечение обстоятельств — столкновения эсминцев одного класса с гражданскими судами и гибель моряков в обоих случаях — вызвала массу кривотолков. В первое время высказывались версии о кибератаки на компьютерную систему управления эсминцами или о спуфинге GPS злоумышленниками

Но расследование показало, что никакой кибератаки не было. Всё дело в плохой подготовке матросов, недостаточном количестве тренингов и запутанном интерфейсе центральной системы навигации и управления на мостике.

Автор: Анатолий Ализар

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js