Средства домашней автоматизации. Теория и практика «Умных домов». Часть третья

в 8:05, , рубрики: теория и практика, умный дом

Средства домашней автоматизации. Теория и практика «Умных домов». Часть третья - 1
Первая часть тут.
Вторая часть тут.
Ну вот и добрались до реализации проектов. В этой части я опишу личный опыт и трудности реализации средних и больших проектов по домашней автоматизации. Эта часть длинная, но на мой взгляд наиболее ценная с практической точки зрения. В ней я постарался изложить все важные моменты и описать те «грабли» с которыми сталкивался лично.
Подробности под катом.

Реализация практических решений.

Все начинается с того что к нам приходит клиент с фразой «Хочу!». Чаще всего заказчик что-то, где-то уже видел или ему заранее все красиво рассказали менеджеры по продажам.
1. Техническое задание.
И тут начинается самая важная часть проекта. Составление технического задания. Мое личное мнение следующее. Имея необходимые знания, навыки и техническое задание, вполне возможно собрать щиты управления и развести кабельные трассы без проектной документации и схем, но невозможно реализовать проект в целом без подписанного заказчиком технического задания. По идее заказчик должен самостоятельно написать и предоставить нам техническое задание на проектирование, которое мы корректируем и совместно подписываем, как приложение к договору на проектирование системы автоматизации. Но так бывает только в стране эльфов и фей «небывляндии». Практически в 100% случаев для заказчика техническое задание пишем исполнителем. По ходу написания совместно с заказчиком формулируются технические подробности будущего проекта. Отдельный вопрос — это детализация технического задания. «Очень широкая» трактовка технических решений может привести к недопониманию при реализации проекта. Например, формулировка типа: «Проектом предусмотреть встраиваемую настенную панель для визуализации в комнате А», дает возможность для фантазий и проектировщику и заказчику. В итоге может получится следующий результат проектировщик закладывает огромную сенсорную панель ценой примерно, как приличный автомобиль, а заказчику нужен настенный держатель для айпадика и приложение для управления. В то же время излишняя детализация технического задания с указанием артикулов конкретных устройств и конкретных технических решений, закладываемых в проект связывает руки проектировщику и может привести к тому, что техническая необходимость (недостаточный функционал, невозможность поставки в срок) потребует от него замены этого оборудования, что будет расходится с согласованным техническим заданием, являющегося неотъемлемой частью договора на проектирование системы.
2. Проектная документация.
После того как технические моменты оговорены техническим заданием, а финансовые договором, начинается зачастую самая длинная и самая неприятная часть проекта под названием получение исходных данных. Большинство заказчиков почему-то уверены, что технического задания достаточно и отсчет времени проектирования начинается с подписания договора. Однако обязательным условием для начала работ по проектированию должно быть получение всех указанных в техническом задании и(или) договоре исходных данных (собственно все наши договора на проектирование этот пункт содержат). Чаще всего исходные данные получаются долго и в муках. Это связанно с тем, что подрядчики на проектирование смежных систем подбираются заказчиком в основном только по ценовым характеристикам. Проблем это дает много. Самая больная из них это «ползающие стены». Это когда в процессе «творческих мыслей» заказчика и (или) дизайнера(архитектора) идет перманентное изменение планировок помещений, а с ними и инженерных коммуникаций. Очень часто этот процесс останавливается только по итогам сдачи объекта заказчику, а в «запущенных случаях» продолжается и после окончания строительства. Бороться с этим можно только одним единственным способом. Получайте архитектурно-дизайнерские проекты (и другие исходные данные) непосредственно у заказчика с подписью «В работу» с датой и подписью заказчика.
Второй серьезной проблемой является несогласованное проектирование смежных инженерных систем. Зачастую функцию генпроектирования выполняет сам заказчик. А выполняет он ее почти всегда из рук вон плохо. Это приводит к тому, что в процессе реализации проекта оказывается, что указанный в нашем техническом задании функционал не может быть реализован из-за того, что оборудование локальной автоматизации, заложенное в смежный раздел, не поддерживает те или иные функции. Не буду показывать пальцем, но могу привести в пример проект учебного центра одного очень крупного французского концерна. Ставилась задача сделать «максимально энергоэффективное» здание с функцией централизованного контроля и учета расхода электрической и тепловой энергии. В итоге из-за того, что система автоматизации теплового пункта не поддерживает необходимые протоколы, а проектом теплового пункта не предусматривается установка дополнительных датчиков и теплосчетчиков задача по контролю над расходом тепловой энергии, поставленная в самом начале в техническом задании, не была выполнена. Данная проблема проистекает из-за того, что, идя на поводу у заказчика (а мы заказчиков любим) мы начали проектирование, не получив исчерпывающих исходных данных о проектируемых, смежных инженерных системах. Лечится проблема организационно. Хорошими отношениями со смежниками и согласованием с заказчиком исходных данных полученных от смежников.
Третья проблема. Очень часто уже в процессе проектирования заказчик пытается изменить техническое задание, мотивируя это тем, что работа по изменению проекта не займет очень много времени. Тут нужно понимать стоит ли идти на уступки или нет и в каждом конкретном случае нужно принимать решение делаем мы это за свой счет или за счет заказчика. При любом раскладе правило тут только одно. Вспоминаем, что наше ТЗ это есть приложение к договору и соответственно любые изменения необходимо как-то оформлять желательно при помощи бумаги с подписью заказчика. Многих это раздражает, поэтому в большинстве случаев для нас достаточно письма по электронной почте с пояснениями что и зачем и естественно мы уведомляем заказчика, что любое даже самое маленькое (с его точки зрения) изменение может повлиять на сроки сдачи проектной документации.
3. Монтажные работы.
Чаще всего монтажные работы начинаются еще до окончания процесса подготовки проектной документации. Обычно это происходит сразу после того как готовы планы кабельных трасс. И это несет за собой ряд серьезных проблем. Обычно документация на данном этапе «сырая», потому как очень тяжело качественно отследить все нюансы, которые будут видны только в конце процесса проектирования. Ведь то что для проектировщика пара линий на бумаги и пара тройка кликов мыши на компьютере, то для монтажника может быть 100 метров кабельных трасс из которых 50м в штрабе, 50 м нужно прикрепить на бетонное основание при этом нужно проделать 4 отверстия в бетонных стенах толщиной в полметра. И вообще может оказаться так, что на пути прокладки вообще была произведена окончательная отделка. Важная часть любого монтажа это авторский надзор. Проектировщик обязан бывать на объекте и точка. Это необходимо как для качественного выполнения монтажа, так и для своевременного исправления ошибок в проекте. Все трассы должны быть в обязательном порядке промаркированы согласно проекта с 2-х сторон. Потому как объем кабеля который закладывается в стены в проектах домашней автоматизации гораздо выше, чем в классической схеме. Маркировка должна производится при помощи бирок, чтобы обрезав кабель можно было перевесить бирку выше. При игнорировании данного важного момента перед монтажом шкафа управления необходимо будет производить «прозвонку» кабеля. Поверьте. Это адский труд. На некоторых объектах кабели прозванивали по 3-4 раза. Не спрашивайте зачем. Я все равно не знаю ответа, но это было. При проведении работ следует вести исполнительную документацию в виде выданной на руки бригадиру монтажников полноценной копии проектной документации, в которую будут вестись пометки и записи об отклонениях от проекта. А они поверьте опыту есть всегда. Когда монтаж завершится заказчик или его представитель запросят у Вас копию этой документации(в большинстве случаев это вообще является одним из пунктов договора на монтаж). Если она велась аккуратно и своевременно, то проблем не возникнет, если нет, то я Вам гарантирую проблемы при сдаче объекта.
4. Сборка и монтаж шкафа управления.
Наравне с монтажными работами одним из самых важных элементов реализации проекта является сборка шкафа управления. Практика показала, что шкаф нельзя качественно собрать на строящемся объекте при помощи 2,5 электромонтажников из ближнего зарубежья. Шкаф должны собирать и тестировать специалисты в цеху имеющем достаточное количество оборудования для проведения данных работ. По возможности (а возможности может и не быть) необходимо использовать проходные клеммы. Это сильно упростит расключение отходящих линий на объекте. Все проводники внутри шкафа должны быть промаркированы сборщик должен предоставить исполнительную схему, которая может отличатся от схемы имеющейся в изначальном проекте. Шкаф управления привозится на объект после проведения окончательных отделочных работ в помещении, где он должен будет установлен. Количество шкафов управления может быть разное. Минимум один, максимум зависит от конкретной ситуации и зависит от конфигурации объекта. Тянуть большое количество силовых линий в одну точку трудоемко и нерентабельно(кабеля уходит больше), но в то же время Вам ни один архитектор или дизайнер не позволит устраивать в каждом углу дома по щитовой. В любом случае это должно обсуждаться с архитектором и сверятся с планами смежных инженерных проектов на этапе проектирования иначе это может вызвать серьезную конфликтную ситуацию.
5. Монтаж светильников, оконечных устройств и сенсоров.
Пожалуй самая простой этап в реализации проекта. Данная задача выполняется уже после чистовой отделки объекта. И чаще всего заканчивается после сдачи. Но и тут присутствует пара подводных камней. До начала проведения всех монтажных работ рекомендую получить от поставщиков или самому выполнить все технологические карты по монтажу светильников, прочих оконечных устройств, сенсоров и передать данные карты прорабу отделочников. Дабы они заранее предусмотрели все необходимые отверстия и ниши в потолке и стенах. Сейчас популярны различного рода подвесные и натяжные потолки. в натяжных потолках необходимо предусматривать соответствующие крепления для устройств, а в подвесных потолках либо отверстия либо каркас усиления. светильники и другие устройства могут иметь еще и собственные особенности монтажа. Например встраиваемые галогенные светильники в металлическом корпусе имеют особенность расширятся по мере нагрева и если неправильно произвести отделку, то штукатурка начнет трескаться. Некоторые устройства требуют углубленной или нестандартной монтажной коробки. Все устройства требующие предварительной настройки, такой например, как прошивка физического адреса(KNX) необходимо заранее настроить и промаркировать согласно проекта, чтобы монтажник ставил по месту сразу конкретное, предназначенное для этого места устройство.
6. Программирование, настройка и пусконаладка системы.
Начинается данный этап задолго до окончания монтажа. На основании основного технического задания программист пишет собственное детализированное техническое задание в котором прописывает все интерфейсы и алгоритмы работы системы. Если необходимо ТЗ дополняется эскизами интерфейсов устройств. Желательно прописать действие каждого сенсора и кнопки, чтобы потом не было вопросов по поводу того, что то или иное устройство работает «неправильно». Данное техническое задание согласуется с заказчиком. Разработка начинается сразу после того как готова рабочая документация на проект. Из подводных камней могу отметить следующее. Программиста надо назначить на проект сразу после подписания договора даже несмотря на то, что он реально приступит к работе только через месяц или два. Фактически проектировщик должен держать программиста в курсе всех принимаемых им технических решений, дабы избежать всех подводных камней связанных с программированием и конфигурированием тех или иных устройств и упростить его работу. По мере готовности тех или иных модулей и частей программы начинается процесс пусконаладки на объекте. Распределенные системы автоматизации могут запускаться и сдаваться заказчику по частям. В буквальном смысле по комнатам. Последний этап отладки программ тесно связан со сдачей объекта. Но даже после фактической сдачи объекта возможны выезды для устранения ошибок и выполнения различного рода пожеланий заказчика по корректировке алгоритмов и поведения системы. Все эти моменты необходимо оговаривать на этапе заключения договора с заказчиком в виде срока гарантийного, сервисного обслуживания, а также указать условия и расценки на дополнительные работы по программированию, монтажу и прочим моментам.
Четвертая часть будет про трудности интеграции систем автоматизации.

Автор: telnov

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js