Куда идет рынок рекрутмента в России? Западные ветры

в 7:40, , рубрики: Блог компании Рекрутинговая компания iChar, кадры, международный рынок труда, подбор персонала, рекрутинг, тренды, управление персоналом

image


Вот уже более десяти лет 20 сентября рекрутеры отмечают свой профессиональный праздник, а самому рынку рекрутмента в России уже больше четверти века. Но среди профессионалов о рынке HR консалтинга все еще принято говорить, как о рынке незрелом и не до конца сформировавшемся. Для создания полноценной индустрии 25 лет, конечно, недостаточно, особенно в такой огромной стране, как наша. Даже в Москве, столице нашей родины и главном деловом центре России существует немногим более 300 агентств, тогда как только в одном Лондоне их более 15 000, то есть в ПЯТЬДЕСЯТ раз больше!

Пациент скорее жив, чем мертв

Некоторые положительные тенденции рынка рекрутмента в России уже есть – кадровые агентства стали серьезными игроками в консалтинговом бизнесе, сформировалось определенное профессиональное сообщество, кандидаты перестали бояться встреч с рекрутерами, а корпорации – и давно не только западные — выделяют отдельную строку бюджета на оплату рекрутинговых услуг.
Но по основному показателю развития рынка рекрутмента (количество кандидатов, трудоустроенных через агентства относительно общего числа трудоустройств), Россия крайне далека от мировых стандартов. Так, например, согласно международному исследованию социальной сети LinkedIn за 2015 год (по опросам более 4 000 профессионалов, отвечающих за внутренний подбор в различных корпорациях), в Великобритании более половины трудоустройств в компании происходят через профессиональные агентства. Это один из самых высоких показателей в мире, в США цифра, кстати, заметно ниже – всего 28%. Конечно, к этой статистике нужно подходить с осторожностью, но для России даже таких данных найти невозможно.
Источник: https://business.linkedin.com/talent-solutions/resources/recruiting-tips/global-recruiting-trends-home

Откуда формируется такой высокий процент проникновения услуг рекрутмента в западных странах? С одной стороны, конечно, это общая тенденция передавать непрофильные для компании функции на аутсорсинг, то есть – специализированным партнерам и подрядчикам. В высоко конкурентной среде, где идет постоянная борьба за качество, компании предпочитают заплатить и сэкономить время для того, чтобы сконцентрироваться на своем основном бизнесе.
Если надеяться, что российский бизнес будет пусть и очень медленно, но все же развиваться по западному образцу, то с некоторой осторожностью мы можем предположить, что и в сфере рынка услуг по подбору персонала в нашей стране можно будет проследить тенденции, характерные для высокоразвитых стран.

Тренды — 2015

1. Увеличение объема обрабатываемой информации при поиске кандидатов.


Интернет и социальные медиа оказывают огромное влияние на методы и механизмы как поиска работы, так и привлечения кандидатов. Еще несколько лет назад сбор рекомендаций по телефону был чуть ли не единственным способом собрать информацию о кандидате, то сегодня и для рекрутера, и для работодателя появляются новые источники: страницы в социальных сетях, профили на форумах и блогах, комментарии в профессиональных сообществах.
Аналогично, социальные сети становятся важнейшим каналом коммуникации для работодателей и сильнейшим инструментом продвижения собственного бренда. Позиция Digital Officer – то есть сотрудника, отвечающего за коммуникацию через онлайн площадки — постепенно появляется и в российском списке вакансий.
Новые каналы коммуникации с кандидатами увеличивают охват аудитории: с одной стороны, у рекрутеров появляется выбор и возможность донести информацию до большого количества потенциальных кандидатов в «один клик». Но есть и обратная сторона медали: резко возрастающее число заявок, обращений и резюме, которые необходимо рассматривать, сортировать и на которые нужно отвечать.

2.Рост числа специализированных агентств


Из 15 000 упомянутых лондонских кадровых компаний большая часть – это узкоспециализированные агентства. Специализация бывает разная, и может зависеть от сферы бизнеса, для которого работает агентство – например, химическая промышленность, а может отталкиваться от профиля предоставляемых специалистов – например, агентство осуществляет подбор только бухгалтеров.
В России такая тенденция стала прослеживаться относительно недавно и сначала проявлялась в том, что крупные кадровые компании стали создавать внутри общих отделов подбора узконаправленные подразделения. А вот отдельные специализированные агентства по подбору (если не считать ниши поиска домашнего персонала – нянь и помощниц по хозяйству) первыми появились в передовом сегменте нашей экономики – в сфере IT.
Однако даже у самого продвинутого российского IT-рекрутмент агентства пока еще нет такого подхода, который характерен для американского рынка.
Недавно сотрудники петербургского агентства iСhar подбирали кандидатов Data Scientists для международной аутсорсинговой IT компании. Эта сфера только развивается в России, и специалистов пока немного. Заказчик, который сам находится в США, испытывал волнение при начале работы и был удивлен, когда подходящий специалист был найден. Почему?
Оказалось, что отдавать такой сложный даже по американским меркам заказ «всего лишь» в специализированное IT агентство для заказчика было непривычно: IT рекрутеры в США редко получают в работу такие вакансии, т.к. в этом сегменте специализируются отдельные “Data Scientist рекрутеры”, которые настолько хорошо знают предметную область, что дружат годами с представителями профессии, знают, кто и где работает… Такому рекрутеру не нужно искать кандидата и представление кандидата таким рекрутером равноценно рекомендации от работодателя, настолько уважают и доверяют мнению узкоспециализированного рекрутера клиенты.

3. Вне офиса: победа мобильных технологий


Во всем мире профессионалы отмечают – люди все чаще и чаще решают задачи с помощью мобильных телефонов. Если еще десять лет назад отсутствие офисного «городского» телефонного номера ставило репутацию компании под вопрос, то сегодня стало привычным указывать на визитке логин в Skype.
Переговоры, встречи, семинары – все можно провести, не включая компьютер и не тратя время на дорогу. С развитием мобильных технологий все больше рабочих процессов можно вести вне офиса, и поиск работы не исключение.
Портал поиска работы без собственного приложения обречен быть на вторых ролях даже в России. Как и во всех развивающихся странах, даже в глухих деревнях нашей необъятной Родины можно встретить безработного со смартфоном последнего поколения…

4. Видео-революция: изменение формата резюме и объявлений о вакансиях.


Сотрудники кадровых агентств в России достаточно давно практикуют проведение видео-интервью по Skype, но только сравнительно недавно к этому способу стали с доверием относиться и сами HR-ы. Как всегда, первопроходцами стали IT компании, в первую очередь, американские, для которых подобный способ коммуникаций уже давно привычен.
Однако мировой тренд идет дальше – сегодня все чаще вместо сухих объявлений о вакансиях компании публикуют видео-обращения к будущим кандидатам. Продвинутые пользователи уже сегодня начинают создавать свое резюме в формате видео-презентаций: это быстро, просто и хорошо запоминается.
Хотите узнать будущее – спросите IT специалиста

Не только в России, но и во всем мире IT бизнес опережает другие сферы экономики по «продвинутости» и уровню проникновения современных технологий. Многие глобальные тенденции в сфере подбора персонала зародились именно в IT компаниях, откуда получили распространение в другие сегменты бизнеса.
Однако парадоксально — сколько ни говорилось в последнее время о том, что скоро весь подбор персонала будет автоматизирован и уйдет в Интернет, а рекрутинговые агентства станут никому не нужны, на деле оказывается ровно наоборот: сегодня помощь профессионалов нужна еще сильнее, и сотрудники 15 000 лондонских кадровых компаний не сидят без работы.

http://www.talentculture.com/talent-management/5-key-recruitment-trends-for-2015/
http://www.standbytalent.com/10-digital-recruiting-trends-2015/

Автор: Рекрутинговая компания iChar

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля