ТМ в гостях у Booking.com

в 10:33, , рубрики: Booking, booking.com, Блог компании ТechMedia, наши в городе, офисы компаний, управление персоналом, Управление продуктом, управление разработкой

Наш отдел разработки и управления проектами как-то раз решил поехать куда-нибудь на ТМ-билдинг. Каждый ткнул пальцем в карту и так получилось, что все попали в Амстердам. В целом всё прошло прекрасно, мы отлично провели время, а заодно заглянули в гости в офис Booking.com — компании, услугами которой пользуются многие сотрудники ТМ. Там же работают многие хабрапользователи, в числе которых и CurlyBrace, благодаря которому мы смогли посетить офис.

ТМ в гостях у Booking.com - 1

Booking.com — это система интернет-бронирования отелей, которой в этом году исполняется ни много, ни мало, а 21 год. На сегодняшний день она агрегирует сотни тысяч отелей в сотне стран, проводит миллионы броней, имеет миллиардные обороты — вот это всё. Штаб-квартира компании находится как раз в Амстердаме, а если быть более точным, то почти в сердце города — на площади голландского живописца Рембрандта (Rembrandtplein).

ТМ в гостях у Booking.com - 2

Само здание выглядит то ли как собор, то ли как Биг-Бен: тонны мрачного узкого кирпича и башня с часами на крыше.

ТМ в гостях у Booking.com - 3

А вот с другого ракурса здание Booking.com выглядит как современный бизнес-центр (как оно и есть на самом деле).

ТМ в гостях у Booking.com - 4

Booking.com занимает целых 5 этажей здания, весьма нескромно потесняя BNP Parisbas. Буквы «The bank» на входной табличке — это в первую очередь название самого здания, хотя в нём когда-то и правда располагался банк (в подвале до сих пор есть бункеры с массивными толстыми дверями).

Вообще, офис представляет собой несколько зданий в центре Амстердама, но мы зашли только в главное. На входе нас встретила приветливая Eugenia Kondryn, русскоговорящая девушка из рекрутмента, которую весь последующий час мы расспрашивали про работу компании, так что дальше будут не просто фотографии офиса, а винегрет из фотографий и её ответов на наши вопросы.

ТМ в гостях у Booking.com - 5
Ресепшн выполнен в стиле внешнего оформления — на стене из камня гостей встречает стилизованная карта мира и яркая неоновая надпись, которая благодаря бликам на потолке, не кажется чужеродной.

Офис по большей части представляет собой опенспейсы, которые так распространены в компаниях подобного масштаба. Несмотря на большое количество команд, «своих кабинетов» очень немного.

ТМ в гостях у Booking.com - 6

Q: Когда вы берёте на работу сотрудника, он сразу попадает в определённую команду?

A: Не совсем. Найм происходит непосредственно в компанию, на этапе HR мы не можем обещать, в какой конкретной команде окажется сотрудник. Он только знает, что придёт работать в Booking.com. За две недели до начала работы он получает письмо от лидера команды, который как раз описывает сотруднику специфику его будущей работы.

Конечно, если кто-то вдруг не захочет работать именно в этой команде, он может перейти в другую. Мы хотим, чтобы человек работал в одной команде хотя бы три месяца (в идеале — не менее полугода) — меньше не имеет смысла, так как только месяц он будет вникать в свои задачи.

Этапов собеседований несколько — есть и онлайн-тест, и телефонное интервью, и личное. С момента обращения до непосредственно самого найма проходит около месяца, если отбросить бюрократические моменты вроде получения визы.

Q: Как построена иерархия в командах?

A: В некоторых командах есть тимлид, где-то его нет. Если несколько команд работают над одной задачей, они объединяются в трек, в таком случае назначается старший тимлид (Software Development Manager). Последний больше работает с людским ресурсом, нежели занимается разработкой. Помимо тимлида, в команде присутствует дизайнер, менеджер проекта и два разработчика.

Q: Как разработчики осуществляют таск-менеджмент?

A: Это зависит от команды, каждая выбирает тот софт, который ей больше подходит. Мы используем Jira. Общались в Slack, но как-то «не срослось», его не использовал никто, кроме дизайнеров и мобильных разработчиков, тем более Slack не поддерживает такое количество пользователей и слишком дорого обходится (хотя чат всё ещё жив и часть команд использует его для коммуникации). Внутри компании используется Facebook at Work, внутри команды — WhatsApp и другие мессенджеры  - все, как обычно.

ТМ в гостях у Booking.com - 7

Но в то же время в офисе есть огромное количество всевозможных местечек, где можно либо уединиться, либо собраться компанией. Столики, кресла, пуфики:

ТМ в гостях у Booking.com - 8

Q: Много ли девушек работает в Booking.com?

A: 22% от общего количества сотрудников. В дизайне их немного больше, чем в разработке.

ТМ в гостях у Booking.com - 9

ТМ в гостях у Booking.com - 10

ТМ в гостях у Booking.com - 11

ТМ в гостях у Booking.com - 12

ТМ в гостях у Booking.com - 13

ТМ в гостях у Booking.com - 14
Для тех, кто скучает по железнодорожной романтике

Q: Как вам жители Нидерландов в качестве разработчиков?

A: Нидерландцы не столько разработчики, сколько «ремесленники». Им отлично подходит финансовая сфера, управление проектами, но всё, что подразумевает собой усидчивость и решение проблем — в большинстве случаев это не их конёк. Поэтому так получилось, что разработчиков родом из Нидерландов у нас не очень много. Хотя создатели Booking.com нидерландцы, они всё же больше управленцы. Дизайнеры у нас работают тоже со всего мира. Команда интернациональная (на первом месте американцы и англичане), Россия входит в пятёрку самых популярных направлений, откуда в Booking.com «стекаются» разработчики.

Сейчас у нас работают люди из 64 стран, из них 1 500 разработчиков, они образуют небольшие команды по 4-6 человек. Каких-либо конкретных задач «сверху» не поступает, команды сами генерируют задачи, придумывают идеи и реализуют их, в том числе идеи из готового «банка идей». Если после теста идея оказывается жизнеспособной, её внедряют — главное, чтобы она не противоречила общей миссии компании и была коммерчески выгодной.

В офисе уникально сочетаются современные материалы, хайтек и натуральное дерево (например, на потолке).

ТМ в гостях у Booking.com - 15

Q: Какие основные языки программирования у вас используются в разработке? В бэкенде, например.

A: Мы используем Perl, также Java и Python.

Q: А во фронтенде?

A: Всё, как обычно — Javascript, HTML/CSS.

Q: Что насчёт дизайна — как он придумывается, какие технологии используются?

A: Наши дизайнеры — немного и фронтенд-разработчики, примерно 40% своего времени они занимаются написанием кода. Сервера у нас полностью свои, их около 25 000. Дата-центров пять, они находятся в Амстердаме, Лас-Вегасе, Германии, Великобритании, один есть и в Москве.

Дизайнеры используют тот софт, который им по душе, нет какого-то обязательного ПО вроде Sketch или продуктов от Adobe. Они занимаются только продуктом — например, если нужно оформить «сувенирную» и печатную продукцию, то для этих целей может использоваться сторонний подрядчик (хотя иногда делается и самостоятельно — силами продуктовых и бренд-дизайнеров компании). Все дизайнеры универсальны: есть, конечно, команды, которые требуют больше вмешательства со стороны дизайнеров, а также те, кому нравится делать что-то одно, а не другое. На определенном этапе мы стараемся выявлять таких сотрудников, чтобы они занимались тем, чем нравится.

У нас есть специальные люди, которые отвечают за исследование поведения пользователей (user researchers), они достаточно плотно интегрированы в команду. Они часто ездят в командировки и смотрят, как пользователи взаимодействуют с Booking.com. Также у нас достаточно развитая система мониторинга.

Q: Влияет ли большое количество отдельных команд на «однородность» интерфейса?

A: На этот случай у нас есть гайдлайны, кроме которых мы стараемся решать это с помощью коммуникации и вовлечения. Например дизайнеры, работающие над определённым продуктом, периодически проводят внутренние мини-конференции, где показывают и рассказывают о проделанной работе. Также у дизайнеров есть своя ежемесячная рассылка со всеми свежими наработками.

Почти у каждого сотрудника — по 2-3 монитора. Всюду — маркерные доски с коммерческой тайной рабочими надписями и совсем нерабочими стикерами.

ТМ в гостях у Booking.com - 16
Типичное стационарное рабочее место сотрудника

Q: Вот пришёл к вам на работу сотрудник, ему нужно обустроить рабочее место. Как компания это обеспечивает?

A: В том письме, которое он получает за две недели до начала работы, сотрудник должен сказать, какая ему нужна платформа, сколько мониторов и так далее. Он может сам выбрать операционную систему и оборудование.

ТМ в гостях у Booking.com - 17

Q: Как сотрудники добираются до офиса?

A: Мы поощряем приобретение велосипеда, многие добираются на общественном транспорте, в том числе из пригорода. Практики компенсации времени, затраченного сотрудником на дорогу, в отличие от той же Франции, в Нидерландах нет. Однако издержки на транспорт покрываются материально.

Желающие могут пройти или проехать по велодорожке — ну а что, раз такая провокация! Тем более Амстердам — родина велосипедов.

ТМ в гостях у Booking.com - 18

ТМ в гостях у Booking.com - 19
В Амстердаме иногда сложно определить, есть на самом деле суслик или нет

Офис не перегружен мебелью, мягкими лежаками и прочими капсулами сна, всё довольно аскетично и функционально — и работать комфортно, и передохнуть приятно. Из развлечений мы встретили бильярд и настольный теннис (которые, в отличие от многих других офисов, не просто так стоят, а в них действительно играют). Между прочим, отличные виды спорта для смены обстановки и быстрой перезагрузки.

ТМ в гостях у Booking.com - 20

Вместо автоматов с газировкой и печенками — кофемашины и такие вот ящики с фруктами:

ТМ в гостях у Booking.com - 21

У одной из кофемашин мы нашли свободный столик, где продолжили распросы:

ТМ в гостях у Booking.com - 22
Большая удача — встретить в офисе одновременно Денискина, Валерия Леонтьева и Фреда Дёрста.

По периметру офиса — окна «в пол», благодаря чему в офисе светло, а за окном всегда есть что посмотреть.

ТМ в гостях у Booking.com - 23

Для особенно любознательных в одной из столовых нашлась обзорная точка с шикарной оптикой — можно любоваться как на девушек с легендарной улицы (но это не точно), так и просто на окружающий мир и крыши, которые будто нарисованы на страницах сказок Андерсена.

Q: Сколько по времени работают сотрудники?

A: Офис открыт с 7 до 21 часа, у нас нет какого-то правила, что каждый должен приходить к конкретному времени. В Нидерландах люди не работают целый день и круглые сутки, здесь очень важно соблюдать баланс между работой и личной жизнью. Тем не менее сотрудники выполняют свои задачи эффективно. Они грамотно распределяют задачи, выбирают, что делать в первую очередь, а что оставить напоследок, чтобы уложиться в рабочие часы.

Чтобы следить за нагрузкой, сетью и каналами связи 24/7, у нас есть офисы в Сингапуре и Сиэтле. Удаленных сотрудников в технологическом департаменте нет.

ТМ в гостях у Booking.com - 24

Q: Сколько в среднем обходится жилье в Амстердаме?

A: Однокомнатная квартира в неплохом районе Амстердама стоит 1200-1500 евро в месяц. Это не центр, поскольку он не считается хорошим районом — там много людей и мало пространства. В квартиру в старой части города и диван нормально не занесешь, что говорить о нормальной жизнедеятельности. Есть хорошие районы за центральной станцией.

Я живу не в Амстердаме, а в Харлеме, добираюсь до работы на электричке примерно 40 минут. Поезда ходят каждые 10 минут.

В офисе много зелени: фикусы, сциндапсус, аспарагус, гладиолусы, герберы, эти, как их… блин, ну учил же… Ладно, в общем зелень в офисе присутствует и это здорово.

В конце экскурсии мы поднялись на крышу, где также есть некоторое количество рабочих мест. Правда, в тот день в Амстердаме было холодно, поэтому террасы оказались пустыми. Но представьте, как же хорошо работать, сидя на крыше и глядя на окружающий город.

ТМ в гостях у Booking.com - 25

ТМ в гостях у Booking.com - 26

ТМ в гостях у Booking.com - 27

ТМ в гостях у Booking.com - 28

Q: Какой налог на доходы в Нидерландах?

A: В среднем 27%. Налоги высокие, но государство предусматривает льготы для приезжих разработчиков.

ТМ в гостях у Booking.com - 29

Q: У вас есть какая-то глобальная стратегия, по которой движется компания?

A: Разумеется, у нас есть бизнес-процессы и понимание того, что мы хотим делать. В то же время сейчас основная миссия компании — помощь людям в познавании мира, раньше же это была просто помощь в бронировании мест, где они могут остановиться. Сейчас мы смотрим на эту задачу более широко и хотим давать людям больше, чем просто жильё для бронирования. Миссия компании время от времени корректируется, и действия команд не должны ей противоречить.

Q: Вы мониторите зарплаты по отрасли?

A: Да, соответствующий мониторинг производится, но без использования каких-либо сервисов — все в ручном режиме. Если открывается новая вакансия, о которой нам известно не так много, мы заказываем внешний анализ, но в основном в этом направлении работают рекрутеры.

Q: Предусмотрены ли какие-то программы для новичков?

A: Первый и третий понедельник месяца у новичков есть три дня адаптации — в это время они получают оборудование для работы, знакомятся с другими новыми сотрудниками, узнают лучше саму компанию. В какой-то момент к ним приходит тимлид или ментор, который берет их за руку и идет знакомить с командой. Здесь все немного осложняется тем, что Booking.com интернациональный, поэтому строятся не просто межличностные отношения, но и межнациональные, мы этому содействуем. Также помогаем обустроиться в новой стране и найти жилье, сделать это не менее важно, ведь зачастую у сотрудника это шестой-седьмой день в стране.

Поначалу сотрудник активно общается с командой, обсуждает идеи и то, чем может быть ей полезен. Начальный этап заключается больше в общении.

Q: Допустим, через 2-3 года сотрудник «заскучал» на своём рабочем месте. Какие действия предпринимает HR-отдел в таком случае?

A: При желании он может перейти в другую команду. Мы мониторим, как сотрудник ощущает себя в коллективе (элементарно спрашиваем, как у него дела, как себя чувствует, в какой области хочет развиваться), каждый квартал, то есть цикл гораздо короче, чем 2-3 года.

Рабочие места весьма комфортные. Помещения получают большую дозу естественного солнечного света, поэтому глаза не устают, а настроение не становится чернее тучи.

ТМ в гостях у Booking.com - 30

Q: HR-отдел как-то оценивает сотрудников?

A: Здесь есть очень интересный момент — в Booking.com считают, что если ты ошибаешься, значит, ты работаешь. Если сотрудник не допустил ни одной ошибки за квартал, это «вызывает подозрения».

Q: Как вы понимаете, что сотрудник «растёт» на своём месте?

A: У нас есть определенные индикаторы. Например, каждый квартал члены команды оценивают работу сотрудника, оценивает также тимлид или ментор. Иногда фидбек получают сразу от нескольких команд, с которыми работник взаимодействовал — например, в рекрутменте. Процесс автоматизирован с помощью утилиты наподобие 360 degree под названием Impraise. По этому и другим индикаторам (meets performance standards, exceeds performance standards, doesn’t achieve performance standards) оценивается размер годового бонуса. В среднем разработчик за год может получить вознаграждение в размере 60 — 75 тысяч евро. Эта сумма до налогов.

Q: Кто устанавливает сроки на реализацию идей?

A: Сами сотрудники, точнее внутри своей команды. У нас нет такого понятия, как дедлайн, он есть только в подразделениях, которые занимаются разработкой мобильных приложений — у них есть релизы, которые нужно подготовить к конкретной дате, и так далее. При этом команда оценивает задачу перед тем, как приступить к ней, соотносит свои силы и требования самой задачи.

Q: Компания быстро растет, меняется ли от этого её состав? Становится больше программистов?

A: Подразделение, которое занимается развитием продукта (это и разработчики, и дизайнеры, и менеджеры проекта), растет пропорционально самой компании. Технологический департамент составляет 10% всей компании, остальные 90% занимаются продвижением, финансами, поддержкой, продажами и т.д.

Q: Вы мониторите сотрудников в социальных сетях? Поменял анкету в Facebook, выложил фото в Instagram и так далее.

A: Такого нет.

От галерей офиса из стекла может легко закружиться голова — но вид завораживает и даже в какой-то мере расслабляет. Попробовал передать всё головокружение момента на фото. Для пущего эффекта можно поскроллить мышкой туда-сюда.

ТМ в гостях у Booking.com - 31

На самом деле фотографий очень много, вот вам ещё порция прямо из офиса

ТМ в гостях у Booking.com - 32

ТМ в гостях у Booking.com - 33

Q: Практикуются ли стимулирующие меры для сотрудников?

A: Да. Например, 8% добавляются к зарплате сотрудника, чтобы он мог съездить в отпуск, это практикуется в Нидерландах. Есть скидка на абонемент в спортзал, в том числе бесплатный небольшой фитнес-клуб в самой компании, компенсация издержек на транспорт, бесплатные ланчи с 12 до 14. Также предоставляется частичная компенсация при покупке велосипеда, причем неважно какого.

Q: По каким причинам происходит увольнение сотрудников?

A: Здесь не так всё просто. Компания не может вот так взять и осуществить увольнение, тем более после ухода сотрудник может вернуться обратно в течение двух недель без объяснения причин, даже если уход был согласован с работодателем. Если даже сотрудник работает не на том уровне, который от него требуется, компания обязана предоставить ему обучение, повышение квалификации, либо перевести его на другую должность. Мы в Booking.com предоставляем своим сотрудникам бессрочный контракт — это лучшее предложение, которое они могут получить. Поэтому и к выбору сотрудников компания относится довольно щепетильно.

Q: Как вы проводите время вне работы?

A: В январе мы привозим всех сотрудников (15 тысяч человек) со всего мира в центральный офис в Амстердаме. Устраивается большая конференция на два дня — такой своеобразный тимбилдинг. Выступают руководители, сотрудники общаются между собой, участвуют в тренингах, отдыхают.

У нас также есть бюджет на те случаи, когда сотрудник хочет выступить на какой-либо конференции. Много путешествует HR-отдел. Мы всячески поощряем подобные инициативы. Конференции проводятся и в России — например, на том же HighLoad. Правда, все осложняется тем, что приехать могут в основном только русскоговорящие из-за головной боли с визами.

Q: У вас в Амстердаме практикуются разнообразные развлечения. Если, например, сотрудник захочет чего-то «такого», как руководство к этому отнесётся?

A: У нас это строго запрещено. Курить и пить в офисе нельзя, если только в последнем случае это не какое-либо мероприятие, которое устраивает компания. Однако никто не мониторит, в каком состоянии находится сотрудник, поскольку подобных прецедентов не было.

ТМ в гостях у Booking.com - 34

Даже серые стены коридора здесь выглядят уютно и приветливо — офис современный во всём и очень здорово контрастирует с винтажным видом здания.

Q: Что думаете насчёт конкурентов?

A: У нас больше частных объектов недвижимости, чем у того же Airbnb. Да, они быстрорастущие конкуренты, но у нас совершенно другая бизнес-модель. Есть мнение, что Booking.com занимается только отелями, но на самом деле у нас много и апартаментов, просто на контрасте с отелями они не так бросаются в глаза.

ТМ в гостях у Booking.com - 35

На самом деле вопросов было больше, но часть из них были не столько о работе, сколько про сам Амстердам, в то время как время было ограничено. Поэтому если у вас остались какие-то вопросы — задавайте их в комментариях, надеемся, сотрудники Booking.com на них поотвечают.

Читайте также:

Офис компании Avito: work hard, play hard

Автор: Boomburum

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js