- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Не хочу учиться, хочу…

Не хочу учиться, хочу… - 1
Глядя по сторонам кажется, что только ленивый сегодня не ищет свободного программиста в свои стройные ряды. Тут и там на страницах прессы разнокалиберные бренды анонсируют массовый призыв разработчиков всех мастей. Но где их взять и что с ними делать? Взгляд Parallels [1] под катом.

Вообще, Parallels [1] больше 10 лет занимается подготовкой инженеров на базе собственной кафедры МФТИ. Помимо нее, есть учебные программы на базе ВШЭ, МГТУ им.Баумана, Таллинского технического и Мальтийского университетов. Реализуется полноценная академическая программа, включающая лекции, лабораторные, научные и исследовательские работы. В активе кафедры более 600 выпускников, часть из которых работает в Parallels и родственных компаниях. Другими словами, шик, блеск, красота! Посмотрите только, какую мы лабораторию построили к новому учебному году на базе МГТУ им.Баумана.

Не хочу учиться, хочу… - 2
Не хочу учиться, хочу… - 3

Зачем все это? Сколько стоит дообучение современного программиста? И чему стоит научиться в ближайшее время? Все это в ответах директора академических программ Parallels Антона Дяйкина.

Не хочу учиться, хочу… - 4

— Как ты оцениваешь уровень образовательных программ ведущих технических вузов? Физтех, например, или Бауманка?
— Уровень программ в вузах первой линии, к которым, безусловно, мы можем отнести МФТИ, МГТУ им.Баумана, МГУ, ВШЭ, ИТМО и еще два-три университета, которые на слуху, очень высокий. Нет смысла в плохой подготовке студентов. Выпускники не получат надлежащих знаний, не смогут устроиться в хорошие компании, авторитет вузов будет подорван. Говорить где учиться хуже, где лучше, я бы не стал, все зависит от конкретной программы и от конкретных людей.

— Куда и на какие факультеты имеет смысл сегодня поступать? Чему стоит учиться?
— Например, в ВШЭ есть факультет компьютерных наук. При этом, существует стереотип, что данный вуз готовит исключительно экономистов. Это не так. Это большой университет, сохранивший свое историческое наименование, которое и привязывает его к экономике. Регулярно бываю в этом вузе, встречаю там преподавателей из МФТИ, Бауманки, и даже членов Академии наук. Традиционно, уверенно чувствуют себя МФТИ, МГТУ им.Баумана. Или возьмем, например, Иннополис. Образование там стоит очень дорого (Прим. «в среднем 1,2 млн руб в год»). Тем не менее, они находят свою аудиторию. Туда приезжают люди, желающие учиться в комфортных условиях, в определенной изоляции, пусть даже дорого. Т.е. люди, которые стремятся сосредоточиться на той деятельности, которая им интересна, являющаяся основной целью их жизни. Иными словами, у каждого вуза есть своя ниша. Если говорить о программах и направлениях, то весьма популярны сейчас computer science, AI, VR.

— На твой взгляд, как долго продлится эта популярность ИТ?
— Максимум десять лет.

— А потом?
— Далее все это сойдет на нет в связи с тем, что труд программистов в том виде, в котором он сейчас существует, не будет востребован. Машины смогут обрабатывать основной массив задач. Потребуются люди, способные четко и корректно формулировать для машины задачи. Сейчас появились некоторые статьи на эту тему. В будущем IT-индустрии будут требоваться не столько сами программисты, сколько люди, совмещающие в себе гуманитарную подготовку и математическую базу, логику, способности к программированию высокого уровня. На данный момент такие люди мало востребованы. У нас вообще принято делить людей на технарей и гуманитариев. На самом деле, при правильной подготовке, в детях с малых лет можно развивать и то и другое. Я не раз встречал людей, которых школа определила в гуманитарии, но в реальности они совмещали в себе физику и лирику. Именно они способны увлечь за собой других людей, понять техническую сторону любого сложнейшего вопроса.

— Скажи, зачем Parallels образовательные проекты?
— Дело в том, что компания-разработчик в любом направлении занимает свою, достаточно обособленную нишу. Нет универсальных специалистов в ИТ-сфере. Есть много специализаций. Люди пишут софт под Android, iOS, macOS, Windows, WEB и тд. Узкий специалист вряд ли сможет легко и быстро переключиться между направлениями. В связи с этим, у каждой компании есть свои, достаточно специфические задачи по подготовке кадров уже со студенческой скамьи.

Мотивация простая, если мы придем в вуз на последних курсах и будем привлекать в свои ряды обычных выпускников, придется вкладывать время и деньги в их доподготовку. Второе, работа программиста весьма специфическая, на стыке творчества, математики и логики. Это решение сложнейших и многочисленных задач. Человек, высококлассный специалист в ИТ-сфере, это необычный человек, фактически, обладающий сверхспособностями. Его нельзя просто откуда-то взять и за короткое время подготовить. Наша деятельность в МФТИ, МГТУ им.Баумана и других вузах позволяет нам работать с одаренными детьми, которые уже прошли жесточайший отбор. Это талантливые ребята, способные выполнять очень сложные задачи, что собственно, нам и требуется. И уже внутри этих вузов, благодаря тому, что у нас работает наша образовательная программа, мы из этих одаренных и талантливых людей выбираем и готовим под наши задачи тех ребят, которые нам интересны. Наверное, будет не совсем корректно так говорить, но по сути, мы выбираем лучших из лучших, тех, кто наиболее нам подходит.

Мы начинаем работать с третьего курса, когда студент получает базовую подготовку. При этом, Parallels согласовывает свои образовательные модули с педагогами, работающими на первом и втором курсах. Наша программа более сложная, нежели стандартная вузовская и требует определенной предварительной подготовки. В результате на третьем курсе к нам приходят те ребята, которые заинтересованы в работе именно у нас. Мы никого дополнительно не мотивируем деньгами, рассказами о заоблачных перспективах. Студенты привлекаются исключительно нашими людьми и тематиками, над которыми предстоит работать. После второго курса студент делает осознанный выбор. Он либо к нам приходит, либо выбирает другое направление. Таким образом, мы получаем мотивированных людей. Им интересно заниматься тем, чем мы занимается. Мотивация здесь ключевой фактор. Если человек мотивирован, ему будет проще выполнять даже очень сложные задачи.

— Как все происходит?
— Когда, например, ребята приходят к нам на кафедру, им никто и никогда не ставит никаких условий. Обязательств после обучения оставаться в Parallels тоже нет. Наша основная задача – сохранить мотивацию. Те люди, которые ее утрачивают, обычно уходят в другие компании, получив при этом отличную подготовку от наших менторов-практиков. Те, кто остаются с нами, растут и развиваются внутри Parallels. Обычно людям нравится атмосфера в компании, нравятся люди, с которыми они начинают работать с третьего курса и до окончания магистратуры. Кстати, среди руководителей Parallels существенная часть — выпускники нашей кафедры.

— У тебя же огромный опыт работы в академической среде. В свое время ты преподавал в ВШЭ. По роду деятельности часто встречался и встречаешься со студентами из разных вузов. В чем, на твой взгляд, слабые стороны современных студентов?
— Как я уже говорил, практически во всех вузах, с которыми мы работаем, очень жесткий отбор. Студенты в большинстве случаев – яркие, талантливые люди. При этом, если говорить о слабых сторонах, то я бы отметил неспособность некоторых ребят фокусироваться на чем-либо продолжительное время. Вузы заинтересованы в том, чтобы студенты участвовали в разнообразных конкурсах, чемпионатах и прочих соревнованиях. Чтобы они выигрывали и побеждали. Это огромная имиджевая составляющая для вуза. Для решения подобных задач требуются вполне определенные навыки. Поэтому часть образовательных программ нацелена на развитие соревновательных навыков. Ребят готовят к решению сложных, но непродолжительных по времени задач. Это, как учить человека очень быстро решать ребусы или математические задачи. Если это продолжается на протяжении нескольких лет, то потом такому человеку просто не интересно работать над долгосрочными и тяжелыми тематиками. Это то, с чем мы сталкиваемся сегодня. Несмотря на наличие казалось-бы определенной базы интересных нам специалистов, далеко не все они способны к совместному марафону.

— Так в чем проблема?
— Наша компания работает с операционными системами, с очень сложными задачами, для решения которых, иногда требуется от нескольких месяцев до нескольких лет. К примеру, наш основной продукт, Parallels Desktop, достаточно большой и сложный внутри. Многие работы связаны с отладкой и актуализацией операционных систем в соответствии с постоянными изменениями. Это тяжелые и долгоиграющие вопросы, над которыми необходимо качественно и системно работать.

Далеко не все разработчики способны пройти всю марафонскую дистанцию на высокой скорости, не потеряв в качестве продукта. Можно это сравнить с подготовкой бойцов в специальных подразделениях. Кросс, полоса препятствий и спарринг в полный контакт. Остаются лучшие из лучших. На этом фоне намного проще решать какие-то краткосрочные задачи, видеть результат здесь и сейчас. Написал какую-то программу, на экране появилась кнопка, человек получил удовольствие от того, что он это увидел. В нашем случае большие группы программистов работают над большими задачами в течение продолжительного времени. Раз в полгода случается релиз и да, это достижение. Но до этого, день за днем, малыми шажками, ты идешь к нему в компании таких же, как и ты, амбициозных и талантливых людей. Это нельзя сделать за короткое время, нельзя сделать за неделю и даже за месяц. Таким образом, дело даже не в профессиональной подготовке студентов. Во всех названных мною вузах она достаточно высокая. Речь, в персональных качествах конкретных людей.

— А как много тех, которые учились, но не дошли до конца?
— Подобное случается, но крайне редко. В наших группах такое практически не случается?

— Почему? Вытягиваете?
— Нет. В прошлом выпуске был студент-льготник, который начинал хорошо, но потом потерял интерес к учебе и сейчас ушел в академический отпуск. Это абсолютное исключение из правил. Все остальные ребята, которых отбирает МФТИ, те кто приходит туда учится, еще со школьной скамьи понимают куда они идут. Они очень замотивированные. Ребята готовы трудится много. МФТИ – особый вуз. Он еще и находится отдельно от городской среды. Фактически кампус, со своей атмосферой, способствующей образовательному процессу.

— А отличаются современные студенты от студентов пяти или десятилетней давности?
— Безусловно. Скажем на рубеже двухтысячных многие хотели быть бандитами. Был даже какой-то ореол героизма над представителями этой категории граждан. По прошествии времени, даже те, кто когда-то подходил под определение «криминал», хотят для своих детей качественного образования в серьезных вузах. Эта тенденция заметна в целом по стране. Далеко не все способны реализовать свои желания. Несмотря на то, что ЕГЭ облегчил поступление талантливых детей в вузы. Тем не менее, для того, чтобы соответствовать требованиям этих учебных заведений и учиться в них, нужно получить базовую подготовку еще в школе, а далеко не везде это получается. Вообще если брать студентов вузов «первой линии», о которых я говорил ранее, это очень мотивированные люди, готовые учиться днем и ночью. Что собственно они и делают.

— Ты говоришь про бюджетников или коммерсантов?
— Про всех. Сейчас разницы между бюджетом и коммерцией практически нет. Если мы возьмем Физтех, то здесь платников практически нет, если возьмем Бауманку, там их много, если Вышку, там их огромное количество, при этом огромное количество бюджетников. Во всех этих университетах ни преподаватели, ни образовательные программы не делят студентов на платников и бюджетников. Отчисляют и тех, и других за некачественное освоение учебных программ. Так что нет смысла стремиться туда, если не планировать надлежаще и очень много трудиться.

— А что касается самого образовательного процесса?
— На самом деле, можно говорить о том, что, приходя в компанию после выпуска из обычного рядового вуза, бывший студент использует процентов 20 знаний данных ему в университете. Все остальное – практика. В случае с МФТИ все несколько иначе. Есть базовая, академическая подготовка, в течение двух лет и далее в течение двух-четырех лет – это обучение на базовой кафедре с четкой привязкой к конкретному направлению, предприятию или компании. Базовые кафедры имеют специализацию, направленную на подготовку специалистов, востребованных в этих компаниях. Это реально практикоориентированное обучение.

— В заключении хотелось бы спросить, кому будет сложно на базовой кафедре Parallels?
— Не скажу чего-то нового, наверное. Людям не готовым ориентироваться на высочайшее качество своего труда у нас будет невыносимо. Второй момент, на который стоит обратить внимание – это способность работать в команде. Многие задачи требуют коллективных усилий. Это как в футболе, команде нужны звезды, но даже они без партнеров на поле бессильны. Еще от вас потребуется усидчивость и способность долговременно над чем-то работать.

З.Ы. Про кафедру можно почитать здесь [2].

Не хочу учиться, хочу… - 5

Автор: SmirkinDA

Источник [3]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-personalom/264049

Ссылки в тексте:

[1] Parallels: https://ru.wikipedia.org/wiki/Parallels

[2] здесь: http://dati.mipt.ru/

[3] Источник: https://habrahabr.ru/post/338194/