- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Компании встречаются разные. Бывают такие, где выстроена строгая и глубокая иерархия управления, и где вопрос самореализации сотрудников связан в первую очередь с продвижением вверх по карьерной лестнице. Бывают наоборот организации с плоской структурой, у которых в пронизанном лучами солнечного света офисном воздухе постоянно витает дух равенства и братства. Говоря о первых приходящих в голову образах, наверняка вы уже представили себе небоскреб крупной и бюрократизированной корпорации с одной стороны, и цветущий среди холмов Кремниевой долины стартап — с другой. В то же время британские ученые доподлинно доказали, что мир не черно-белый, и что большинство компаний в той или иной степени живут на стыке этих двух метафор – механизма и семьи. Вполне вероятно, что в одной из таких работаете и вы.
Однако речь сегодня пойдет вовсе не об организациях как таковых, а о пластике. Менеджмент, как известно, не очень-то любит материальные методы мотивации сотрудников (и правильно делает), зато очень любит различного рода пластиковые награды, статуэтки и плашки, призванные оценить успехи. Между тем, главное правило при проведении подобных мероприятий – «Не навреди!».
В голове возникает два сценария. Сценарий первый – это такой себе Начальник с большой буквы «Н», развалившийся в черном кожаном кресле. Он слегка прокручивается на его ножке то влево, то вправо, поблескивая бретелями подтяжек и вдохновленно мусоля кончик авторучки во рту. Коварный план почти созрел в лысеющей голове. Уже завтра менеджеру среднего звена Анатолию будет спущена задача — связаться с рекламной фирмой и заказать у них коробку акриловых статуэток. Нет никакого смысла тратиться на годовые премии, ведь куда дешевле и выразительнее наградить передовиков производства памятными сувенирами, которые будучи выставлены возле рабочих мониторов, не только станут предметом гордости владельца, но и мотиватором для остальных работать больше, лучше и качественнее за те же деньги.
Другой сценарий – это небольшая фирма, неспешно промышляющая аутсорсингом, снимающая три комнаты в бизнес-центре класса «А» и не нарадующаяся на свой крепкий и дружный коллектив. Директор – энергичный молодой человек, он любит сидеть в обнимку со своим Макбуком в мягкой «груше», вешать на стены инвертированные портреты Мерлин Монро и вообще вести себя крайне прогрессивно. Обсуждение с Анатолием, два раза программистом на Питоне и по совместительству CTO, проходит в этот раз как никогда бурно и оживленно. Идея сделать для выдающихся сотрудников памятные награды захватывает и будоражит. Креатив так и прет – круглые или квадратные, стекло или хрусталь, с золотой пластиной или серебряной, «Лучшему Скрам-мастеру» или «Программист года»? А ведь можно даже корпоратив закатить под это дело! У бассейна? Да конечно у бассейна, а как же иначе!
Наверняка вам кажется, что гражданин с редеющими волосами — мудак, а фанат «пу-пу-пи-ду» — молодец. Однако это не так. Оба — одного поля ягоды, а причина всему – конкуренция.
Мы живем в конкурентной среде – это факт. Принципы меритократии глубоко въелись в современное общество. С одной стороны – это хорошо, иначе мы бы все еще жили в мире сословий, каст, рабского труда и неравных возможностей. С другой – плохо, потому что мы стали слишком сильно сконцентрированы на собственном благополучии. Это выражается на уровне личности, на уровне бизнеса и даже на уровне геополитики. «Я и он», «мы и они», «свои и чужие» — все это никуда не ушло, только теперь эти «он», «они» и «чужие» не заданы константами в момент нашего рождения. Перешел на новую должность — и у тебя новый конкурент ступенькой выше, перешел в другую компанию — и нужно соревноваться с другими игроками на рынке, переехал – и, глядишь, через пяток лет болеешь уже за совсем другую сборную на чемпионате мира.
В то же время все мы знаем, какая чудесная магия творится, порой, в некоторых коллективах софтверных фирм. Слаженные, сплоченные, кристаллизованные команды показывают чудеса производительности и получают колоссальное удовольствие от работы. По результатам некоторых исследований лучшие команды превосходят худшие в 28 раз! Однако есть одна вещь, которая очень легко может как разладить команду, так и в целом испортить атмосферу в компании. И вещь эта – конкуренция.
И действительно. Но прежде, чем ответить на этот вопрос, важно обозначить, чем же плоха конкуренция в коллективах.
Да вы и сами, наверное, уже догадались. Раздавая вроде бы безобидные статуэтки за заслуги перед отечеством, очень легко сделать это неправильно и взрастить побеги конкуренции даже в самом здоровом коллективе. «Вася – лучший программист? Вы смеетесь? Да у него такой код только потому, что это я его после него чищу!». «Это Петя-то у нас работник месяца? Да он болел три недели, а я прикрывал его сопливую задницу!». «Коля написал больше всего строк кода? И за это медаль? Я вам в следующий раз по полслова буду на новую строчку переносить, посмотрим, у кого какие показатели будут!» Итог печален: код при ревью никто не исправляет, выбывших из строя членов команды никто не хочет подменять, а листинги превратились в бесконечные простыни, скроенные из практически пустых страниц. Это фиаско, братан!
Наконец-то, любимый раздел Чернышевского. Конечно, как уже было упомянуто в начале, мир не черно-белый. В каком-то виде умеренная конкуренция существовать вполне может, главное не придавать ей первостепенного значения, не переборщить. Если вам непременно хочется оставить сотрудникам на память что-то кроме приятных воспоминаний о своей организации, попробуйте прислушаться к следующим советам:
Ну а что делать, если статуэтку «Лучшего из лучших» вручили вам? Поборите искушение, выбросьте ее ко всем чертям и простите своего начальника – возможно, он сделал это не со зла.
Автор: Cromathaar
Источник [1]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-personalom/265552
Ссылки в тексте:
[1] Источник: https://habrahabr.ru/post/339990/
Нажмите здесь для печати.