- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Мир IT сегодня не похож ни на одну из других отраслей — над кодом приложений, игр, корпоративных решений, сервисов работают увлечённые, грамотные ребята. Программисты и инженеры, дизайнеры и тестировщики, системные администраторы и новомодные DevOps превращают идеи в программное обеспечение, которым пользуются миллионы людей. Они вдохновенно пишут код, разрабатывают алгоритмы, готовят макеты и соединяют это в работоспособные полезные механизмы. Мы, пользователи Хабра, часто говорим о разработке, администрировании, новых технологиях и языках программирования, зарубаемся в жарких спорах о преимуществах одного стека над другим, но забываем о важном звене в любой IT-компании — менеджерах проектов и продуктов. А между тем не факт, что завтра именно вам не предложат отойти от дел программерских и стать менеджером. Мотивация? Стоит ли? Потолок? Карьерный тупик? Новый горизонт? Давайте разбираться.
[1]
Менеджер в ИТ — это почти всегда человек-оркестр. Но всегда ли слаженно он играет?
Мы внедряем свою CRM-систему [2] и поэтому имеем не только опыт развития своих собственных менеджеров (это, в основном, гибриды с програмистами — ближе к тимлидам) в RegionSoft Developer Studio [2], но и встречаемся с чужими менеджерами ИТ-проектов (и не ИТ тоже, но это другая история). За много лет нам удалось выявить ряд типичных признаков менеджеров «с плохим характером».
Увы, часто случается так, что в менеджеры ИТ-компаний попадают люди с неплохим экономическим, юридическим, управленческим образованием, но без знания технического бэкграунда. Они могут стараться, применять психологические приёмы, посещать тренинги и проводить ультра длинные совещания, но получать не только нулевой результат, но и зарабатывать ненависть в компании. Программисты считают менеджера бездельником, менеджер опасается озлобленных технарей. И на то есть основательные причины.
Некоторые менеджеры так и думают, что на входе какая-то идея, на выходе величайшее в мире ПО, а посередине — магия. Не-а, обычно великая идея, долгая-нудная-сложная разработка и продукт, который ещё и конкуренты опередили. И вот как раз классный менеджер и толковые разработчики этот продукт ведут к GREAT :-)
Клиент всегда прав, даже когда точно не прав. Почему-то волшебная формула «клиент всегда прав» из ритейла и сервиса перекочевала в том числе в разработку. Менеджер, призванный работать в том числе на стороне клиента, превращается не в адвоката клиентских интересов, а в кивающего божка, таскающего самые бредовые задачи от клиента с пометкой срочно-важно. И, конечно же, без составленного и подписанного ТЗ.
Игнорирование личностных аспектов — ошибка, которую может допустить любой менеджер, в том числе технарь. Ни в коем случае не стоит игнорировать тот факт, что вы работаете в окружении людей — а значит, в окружении личности, характера, настроения, мотивации. И если не учитывать эти особенности внутри команды, можно получить эффект ядерной мини-бомбы внутри коллектива. Заденет всех.
Неумение расставлять приоритеты приводит к однозначным срывам сроков проекта, сумбурности в разработке, брошенным делам, неразобранному бэклогу и переполненному багтрекеру. Разработка как любое инженерное дело не терпит хаоса.
Тотальный контроль и микроменеджмент — болезни управления, которые могут напасть на каждого. Нет ничего хуже, чем менеджер. стремящийся заменить каждого на рабочем месте и готовый влезть в каждый этап разработки.
Отсутствие ретроспектив — отличный способ снизить мотивацию команды и качество разработки. Если менеджер по какой-то причине избегает анализа ошибок, проделанной работы, боится похвалить или призвать к качественным изменениям, он неизбежно получит команду, не знающую, каким курсом она движется.
Игнорирование лучших практик. Чужие успехи, находки и преимущества порой трудно признать. Однако в работе подобное поведение фатально — если не принимать во внимание лучшие практики, можно отстать от конкурентов и по сути потерять все преимущества. Если менеджер боится признать лучшее и активно внедрять это, проект обречён.
Есть ещё один аспект работы менеджера, приводящий к негативным последствиям, — стремление создать дружную команду даже в ущерб эффективности и продуктивности. В погоне за комфортным психологическим климатом в коллективе и полной неконфликтности менеджер загоняет проект в ранг «дружеской посиделки», на которой всем хорошо, но работа не делается. Рано или поздно это обязательно приводит к конфликтам и глубокому управленческому кризису.
Конечно, все эти качества редко сочетаются в одном менеджере, но каждое из них уже способно пошатнуть проект на пути к цели. Тем не менее, это не утопия — такие управленцы встречались в работе практически каждому из нас. Какой выход? Вырастить Бабу-Ягу в своём коллективе и перевести в менеджеры лучшего программиста, знающего проект до каждого символа кода? Вариант! Но так ли это просто — пересесть из кресла программиста или инженера в кресло менеджера?
Если говорить о карьерных сдвигах хорошего, очень хорошего и талантливого программиста, то нельзя сказать об однозначном преимуществе роста в менеджеры. Есть несколько путей развития для программиста, который вырос в проекте до профессионального максимума.
Особое мнение — главный разработчик RegionSoft Developer Studio [2] рассказывает о своём опыте работы с менеджерами и программистами.
На мой взгляд, программисты и менеджеры — это совершенно разные сущности, которые практически противоположны друг другу. Я не знаю ни одного программера, который стал бы хорошим менеджером. Руководителем отдела разработки, тимлидом — да, а чтобы работать в том числе на продвижение и работу с клиентами — не знаю таких. Программисты действительно достаточно пассивны в плане общения — нередко молчаливые, упёртые, суровые интроверты, немногословные, не любят, когда их дергают и сами дергаться тоже не любят. Менеджер должен быть экстравертом, любить общаться, решать задачи, планировать и проявлять инициативу — конечно, рядом с психотипом большинства программистов, это категорически разные типы.Но есть одна важная фишка. Если в человеке сочетаются черты и программиста, и менеджера — то из такого сотрудника получается идеальный руководитель проектов или даже менеджер экспертного уровня. Но такое встречается крайне редко.
Менеджер экспертного уровня — это всегда звезда в любой команде, потому что он и умеет работать «продвиженцем» и знает предмет вопроса изнутри. Это как Королев, когда он возглавил КБ для разработки ракеты. Если бы он сам эти детские ракетки и самолёты не запускал и не конструировал, он бы никогда не смог управлять целым КБ и не создал бы ракету, способную покорить космос.
От менеджера нужны лидерские качества, чтобы сплотить вокруг себя команду и суметь ей управлять, ставить задачи, планировать достижение промежуточных результатов и т.д. И, безусловно, в разработке ПО, в технической сфере это особенно важно.
Переход из разработчиков в менеджеры разработки — это карьерный рост с точки зрения и общества, и руководителя, и коллектива. Это повышение заработной платы, новые задачи и новая ответственность. Но разработчик не всегда готов забросить код и приступить к новым обязанностям — хотя бы просто потому что программировать ему нравится гораздо больше. Эта позиция заслуживает огромного уважения (и повышения зарплаты — да-да, господа руководители, это свидетельство почти что патологической лояльности продукту и оно дорого стоит!), но мы всё же остановимся на более распространённой ситуации: зарплата манит, новые задачи будоражат и вы почти согласны стать менеджером, но с чего начать? Как встать на этот путь и стать на нём эффективным, а не попасть в ловушку принципа Питера [3]?
Любая смена деятельности как внутри компании, так и вне её — это определённый стресс, сопряженный с множеством вопросов и сомнений. Даже если вы знаете проект много лет, всё равно вам предстоит посмотреть и на него, и на команду с другой стороны, обратиться к новым сторонам взаимодействия, стать руководителем своих коллег, стать лидером. Важно сразу осознать несколько моментов, которые помогут собраться и приступить к работе «с той ноги».
Как по мне, нет причин для беспокойства
С автоматизацией можно перестараться. В теории. На практике ощущается вечная недоавтоматизация.
И да, вам придётся столкнуться с этой картинкой в жизни :-)
Главное — очень-очень любить свой продукт. Иногда, конечно, вопреки :-)
Итак, вы менеджер. Долгое время вы были разработчиком, инженером, многому научились в проекте. Теперь вы получаете новый опыт, ответственность и деньги в обмен на огромный объём работы, много давления и необходимость принимать сложные решения. Вы видите возможности и можете влиять на развитие бизнеса.
Есть несколько вещей, которые нужно принять в роли менеджера: риски, умение прислушиваться к критике и реагировать на неё, новая мера ответственности, умение принимать жёсткие и иногда непопулярные решения. Придётся стать лидером своей же команды. Впрочем, если вы доросли до менеджера разработки, скорее всего, вы уже были неформальным лидером.
Главный страх менеджера, бывшего в недавнем прошлом разработчиком, — это потерять квалификацию, технические навыки, отстать от нововведений в стеке. Этот страх оправдан, но зависит всецело от вас. Менеджер должен быть на острие технологий и максимально разбираться во всех инструментах. Благо сейчас информации очень много и она легко доступна.
Но каким бы крутым программистом вы бы ни были, заступая на работу менеджером, необходимо много учиться нюансам и тонкостям работы. Есть несколько способов получить квинтэссенцию чужого опыта и стартовать быстро.
Можно выбрать наставника, можно углубиться в учебники и книги, и это правильные решения. Но это и потеря времени. Поэтому лучше поучиться — но вопрос, где. MBA — это долго, дорого и, увы, далеко не всегда то, что нужно. Поэтому стоит обратиться к другим возможностям получить квинтэссенцию чужого опыта.
Но в целом все способы хороши, особенно если их смешивать с толковыми книгами и блогами реальных практиков ИТ-менеджмента. Главное, помнить, что вы должны стать лидером, а не
«айти-бюрократом».
Наш пока живой Телеграм-канал BizBreeze [5]. Всякое про CRM и бизнес, по уму, без копипаста и на 90% без рекламы. Подписывайтесь.
Автор: RegionSoft
Источник [6]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-personalom/283490
Ссылки в тексте:
[1] Image: https://habr.com/company/regionsoft/blog/414675/
[2] CRM-систему: http://www.regionsoft.ru/
[3] принципа Питера: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF_%D0%9F%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0
[4] мозги: http://www.braintools.ru
[5] Наш пока живой Телеграм-канал BizBreeze: https://t.me/bizbreeze
[6] Источник: https://habr.com/post/414675/?utm_campaign=414675
Нажмите здесь для печати.