Наш долгий путь к команде мечты

в 11:50, , рубрики: hr-процесс, Блог компании Зарцын и партнеры, Законодательство и IT-бизнес, Карьера в IT-индустрии, команда, команда стартапа, коммерческая тайна, консалтинг, отношения с коллегами, подбор кадров, подбор персонала, работа в команде, Развитие стартапа, управление проектами, юристы, юристы для IT

Когда вы создаете свой бизнес, вы начинаете болеть этой идеей и вам кажется, что так должны делать все. Особенно это касается ваших сотрудников. Думаете что они тоже ДОЛЖНЫ сидеть до ночи, любить клиентов да и просто любить работать. Ведь они прикасаются к великому и прекрасному детищу.

Но сразу набрать команду мечты, которая будет слаженно и эффективно работать, очень трудно (вернее, почти невозможно).

Поделимся своим опытом и проблемами, с которыми столкнулись мы при формировании dream team.

Наш долгий путь к команде мечты - 1

Проблема № 1: сильные или ведомые

Для консалтинга сотрудники – это главный актив. В этом и сила, и опасность.
С одной стороны, вам не нужны производственные запасы, склады, а только люди, которые умеют работать. Вам нужны гении – такие же, как вы. С другой стороны, это может дать сотрудникам легко и непринужденно увести ваш бизнес. Например, для юридического консалтинга истории исхода целыми отделами далеко не редкость.

Поэтому собственник, понимая риски, оказывается перед выбором: набрать сильных и развивать их (осознавая риск ухода в «свободное плавание») либо набирать очень средних, но легкоуправляемых (которые точно не уйдут).

Каждый выбирает для себя свой путь, но работая с сильными вы точно выведете бизнес вверх (хотя и с рисками, но, куда без этого).

Как защитить себя?

Если вы решили качать амбициозного сотрудника до уровня «гений», пожалуй, разумным будет заключение ученического договора, который обяжет сотрудника отработать определенное количество времени после оплаты обучения (повышения квалификации). В случае увольнения по инициативе работника он возмещает затраты на обучение.

Проблема № 2: найти сотрудника

Амбициозным будет сотрудник или пассивным, его нужно сначала найти. Вы начинаете поиск и думаете только о том, чтобы быстро закрыть вакансию и начать работать? Неверный ход мыслей.

Для начала нужно продираться сквозь «тернии» резюме, в которых указан вымышленный опыт, а порой и образование, нет сопроводительных писем (если ресурс, на котором размещено резюме, требует сопроводительное письмо, соискатели ставят любой символ или приветствие). Вам будут приходить резюме совсем не соответствующие вакансии – ни по названию (нам на вакансию юриста приходили резюме «менеджеров », «водителей» и даже «стрелка»).

Назначая время собеседования, будьте готовы к тому, что соискатель не выйдет на связь или, уже получив офер, не выйдет на работу. Причем это будут вполне адекватные на первый взгляд люди. Но это вопрос воспитания, конечно. Бывает, что соискатели на вакансию курьера или уборщицы ведут себя с большим тактом, чем «ведущий юрист».

Кстати, однажды к нам на собеседование пришел парень с реальным опытом работы не более одного года. При этом последние 4 месяца он отработал в очень большой и известной консалтинговой компании на должности ведущего юриста! Оказалось, что, отчаявшись искать работу с маленьким опытом работы, он «нарисовал» опыт в 5 лет, почитал пару кейсов и впечатлил работодателя. Правда, с реальной работой не задалось и нам пришлось расстаться.

Как защитить себя?

Пожалуй, только проверять и пробовать. Перед тем как принимать кандидата на работу, не поленитесь посмотреть его профили в соцсетях (можно обнаружить много интересного) и собрать рекомендации. Да-да, именно их профили и профили их друзей расскажут больше и правдивее, чем резюме.

Кстати, короткое тестовое задание тоже лишним не будет. Но и оно, увы, еще ничего не гарантирует. Если приняли на работу, обязательно установите испытательный срок. Помните, что он не может быть больше 3 месяцев (за исключением некоторых должностей, по которым он может достигать 6).

Проблема № 3: они уходят с коммерческой тайной

Наработки в консалтинге – вещь крайне важная. Шаблоны документов, внутренние регламенты, алгоритмы, чек-листы по процессам – все это делает работу более эффективной.

Именно поэтому клиенты идут к тем, кто уже работал с аналогичными кейсами – они знают не только теорию, но умеют обходить подводные камни.
Ну и клиентская база, конечно, ценный актив.

И если, в один прекрасный день, все это всплывет у конкурентов, будет неприятно. Но так бывает…

Как защитить себя?

Ввести в компании режим коммерческой тайны, чтобы отбить желание передавать «секретики», ну и при желании предъявить иск такому двойному агенту.

Наш долгий путь к команде мечты - 2

Проблема № 4: они становятся конкурентами

Помните анекдот про работника, который спустя время сказал начальнику «на кнопку я один нажимаю, а прибыль мы делим пополам»? В жизни у работника ощущение несправедливости возникает очень легко. Ему вдруг начинает казаться, что клиенты приходят сами, бренд возникает быстро, да и прибыль обязательно потечет рекой. А если так, то зачем работать на кого-то?

И сначала он перестает работать на вашу фирму (начинает срывать дедлайны, забывать про задачи), а после разбора полетов говорит, что хочет уйти. Ждите: через пару недель он появится на горизонте в виде главы новой зеркальной компании-конкурента.

Как защитить себя?

А никак. Порадоваться, что сумели вдохновить кого-то на новые свершения. И пожалеть его, вошедшего в страшный мир собственного бизнеса без выходных, отпусков и вообще нормального рабочего графика. Затем погордиться собой, ведь именно вы его всему научили, и работать дальше.

Проблема № 5: они уходят к клиентам

Такое бывает часто: сначала он ведет этого клиента, а потом уходит в инхаус (поняв, что консалтинг совсем «не его»). В общем-то страшного в этом ничего нет – и такое случается. Хотя иногда это может быть злоупотреблением со стороны клиента, который переманил вашего сотрудника, в которого вы вложили время, силы и деньги (вы ведь гениев растите, помните?).

Как защитить себя?

Во-первых, расставайтесь со всеми достойно. Если сотрудник ушел, он не стал вам врагом. Поищите в сложившейся ситуации плюсы, и снова порадуйтесь за сотрудника и за клиента тоже. Во-вторых, предусмотрите в договоре с клиентом взаимные обязательства не брать бывших сотрудников друг друга.

Эпилог

Все эти «старшилки» окупаются. Вы поймете это, когда вам удастся найти действительно заинтересованных в работе людей. Тогда совместная деятельность превращается в удовольствие. Если правильно подобрать команду, то в офисе не будет места пустым разговорам, жалобам и отсиживанию положенных часов. Но найти дримтим очень нелегко. Надеемся, у вас получится подобрать тот самый коллектив, который вместе с вами поведет компанию к новым вершинам.

Автор: Зарцын и партнеры

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js