Антропоморфизм и маркетинг

в 10:59, , рубрики: usability, антропоморфизм, брендинг, дизайн, интернет-маркетинг, Исследования и прогнозы в IT, маркетинговая стратегия, Управление продуктом, управление проектами

Одной из самых интересных особенностей мировосприятия обычного человека является Антропоморфизм — одушевление всех наблюдаемых объектов. Как вы помните, издревле у людей персонажи сказок разговаривали с ветром и солнцем, а социальные институты для увеличения экономического роста — приносили человеческие жертвы дождю или молнии. Но только явлениями природы дело не ограничивается, прошли тысячелетия, а в современной культуре и искусстве мы с вами до сих пор очень любим наделять человеческой душой животных и технику, предметы быта и произведения искусства. Это, по всей видимости, в нас уже неискоренимо.

image

Так вот, оказывается, ваши клиенты и покупатели способны наделять образом человеческой души любой продукт или услугу, в том числе ваш веб-сайт или даже печатный рекламный буклет. И вот дальше начинается самое интересное.

Как известно, психология подавляющего большинства млекопитающих склонна от природы к подчинению, то есть, говоря проще, заключается только в том, чтобы найти себе самого крутого лидера (вожака, альфа-самца), присягнуть его воле и, с чувством оптимизма и уверенности в завтрашнем сытом дне, понемногу неосознанно лепить культ своего вождя, воздавая ему почести за достигнутые заслуги и за обеспечение личной безопасности. Конечно, всегда существует также и мизерное меньшинство, которое собственно поджидает, пока текущий Акелла состарится, дабы немедленно ввязаться в грызню за вакантное место вожака, но вот как раз эти самые 5% с точки зрения маркетинга нам в данном тексте будут не интересны, так как именно они совершенно не поддаются очарованию культа нового вождя, мечтая навязать нам свой собственный культ.

Существует спорное утверждение (с которым лично я склонен согласится), о том, что каждый раз все вот эти изобретения «особого пути» вроде духовных практик, религий, и прочих культов были просто очередной попыткой более физически слабых особей придумать себе альтернативную иерархию сугубо для гамма-самцов. Именно так, не имеющие шанса в открытом поединке с текущим вожаком, — получали реальную власть и ресурсы «обходным маневром», записав в «рабы божии» всех, кто попутно является еще и рабами своего вожакаханакнязя. Причем, создав эту самую новую структуру, бывшие адепты Добра и Света начинают точно также яростно подминать под себя ресурсы и подавлять малейшее инакомыслие, и средневековая инквизиция — ярчайший пример того, что все и всегда делается только ради власти, но не во имя наступления всеобщей Эры Добра и Бескорыстия.

Здесь попутно буду вынужден прояснить одно заблуждение. Многие люди отчего-то убеждены, что стать альфа-лидером можно просто по праву рождения от именитого отца (или, в случае с товаром -от уже раскрученного бренда). К сожалению, нет ничего более далекого от реальности; и харизма, физическая сила как и способности к власти, не передаются половым путем. История знает сотни случаев, когда сыновья известных правителей были непригодны командовать даже собственной семьей, а то и вовсе отказывались от любой борьбы за выживание, декларируя полный отказ от власти и собственных животных желаний (гуглить принца Гаутаму), а выходцы из крестьян становились королями и даже императорами (гуглить Лю Бана). Качественное обучение в детстве также абсолютно не влияет на судьбу настоящих лидеров, так как внутренняя способность к самообучению у отдельно взятого человека куда важнее, чем уровень его педагога или дизайн ученической парты (гуглить Ломоносова). Так что культ сугубо внешних первопричин или бытовых обстоятельств для становления будущего лидера будем считать путем блуждающего во мраке.

Кстати, вот исходя из этого заблудшего пути мы и сегодня наблюдаем с вами чрезмерно-болезненный культ дизайна и usability, якобы, способный альтернативным путем, через магическую алхимию нужных цветов и сочетаний исходных элементов интерфейса внезапно заполучить власть над умами обывателей и заставить их переметнуться в новую ментальную проекцию образа собственного счастья даже для самого дрянного и никому не нужного изначально продукта. Однако, зачастую на практике все эти попытки обрести себе новых адептов-клиентов обречены на провал, и причина здесь проста и банальна — ваш товар, если сорвать с него все маски и одеяния, просто не способен покорять сердца и властвовать над умами. Истинный властитель даже в пижаме останется лидером, а шут, надевший корону — останется шутом. Самый расчудесный дизайн кнопки и миллион страниц сайта со всеми существующими ключевиками в мире — не поможет истинной сути вашего гамма-продукта магическим образом мутировать до альфы. Как же быть? Вот идеальный пример из истории:

image

Как оказалось, продвигать виски в Лондоне не так уж просто, если у тебя нет больших денег. Здесь непривычным было употребление виски — люди предпочитали пить джин, ром и бренди. Но со временем Dewar’s понемногу начал занимать выгодные позиции на британском рынке. Для этого использовалась интересная стратегия: нанимались тайные покупатели, которые ходили в пабы и просили наливать им только виски от Дюаров. Конечно, оказывалось, что в продаже нет этого виски. Разочарованные псевдопокупатели уходили. Через некоторое время появлялся Томми и предлагал с ним сотрудничать. Хозяин заведения на тот момент уже был знаком с напитком и знал, что он востребован, поэтому Дюар получал новый контракт о сотрудничестве.

Обратите пристальное внимание, как никому не известный товар изначально позиционируется как «альфа-самец» на рынке, пришедший заполучить себе «законную власть и самок» по праву сильного.

Наверняка, вы все сейчас уже напряглись и ждете сейчас от меня примера айфона, чтобы показать рассмотреть еще одну успешную стратегию вывода альфа-товара на серый и унылый рынок. Да, это все так, но образ уж слишком уж банальный, а ведь есть еще более интересный пример, показывающий вам поведение непосредственно человека, формирующего продукт нового уровня качества (то есть образ идеальных вас, сразу после прочтения и усвоения данной статьи) - и это Мэджик Джонсон. В качестве первогодки придя в одну из самых великих команд НБА, он сразу, с первой же секунды повел себя как главная звезда среди этого созвездия заслуженных звезд. Он полностью руководил атакой, при ошибках кричал на партнеров в два раза старше себя и улыбаясь, хвалил за их успехи. Он пришел не просто поиграть, а доминировать в лиге, на всем баскетбольном рынке, на телеканалах и в букмекерских конторах.

image

«Преимущество разыгрывающего ростом в 6 футов 10 дюймов в том, что он способен видеть поверх голов оппонентов. Я помню ту первую тренировку Ирвина с „Лейкерс“, когда он отдал мне передачу, которую я попросту не успел увидеть. Я даже не был открыт, и ни один здравомыслящий человек не попытался бы отдать мне мяч в той ситуации. Однако он увидел возможность для паса и попал мячом мне в голову. Спустя пару минут Ирвин не глядя отдал передачу между оппонентов, которая вновь попала мне по голове. Тут-то я понял, что либо нужно всегда быть готовым к его передачам, либо ты попросту не получишь мяч. Тренер хотел, чтобы Мэджик притерся к нам, но правда заключалась в том, что именно нам всем предстояло притереться к нему», — вспоминал форвард «Лейкерс» Джамаал Уилкс.

Нам предстояло притереться к нему. Нам к нему. НАМ. К. НЕМУ. Посмакуйте, пожалуйста, эту фразу, ведь именно в ней содержится все существующее Дао маркетинга, а вне его расположена лишь пустая болтовня и заблудшие тени. Нам к нему. Не играть по чужим правилам, не придти с готовностью подчиниться. Руководить игрой, рынком, правилами, требованиями, задавать новый формат взаимодействия, явить миру неизвестные доселе принципы взаимодействия вашего продукта и его потребителя, стать НАД существующим положением вещей. Знаю, что с первого раза это тяжело, поэтому не поленитесь перечитать этот абзац еще раз сначала, ведь все равно ничего ценнее за сегодня вам в рунете уже будет не найти. Нам к нему, черт их всех дери!!!

Подведем неутешительные итоги: одна из самых популярных на сегодня и, по совместительству же одна самых ошибочных стратегий — это начинать бизнес сразу с создания вебсайта, плана продаж, набора ключевиков и дизайна баннеров. Так идут на поклон свежекупленные рабы к своему господину с просьбой подать хоть немного крошек на пропитание с барского стола, «ибо житие мое...» Стоит прямо сейчас задуматься о том, как можно из вашего уникального коммерческого предложения спланировать создание человечеству ментального образа нового культа, дать страждущим сердцам новый материальный образ вождя, одушевленного товара-лидера, владельцы которого будут с радостью отдавать свои сердца в безраздельное владение вашему новому бренду.

Автор: protogui

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля