ПО для бизнеса. Что это такое и как выбирать

в 0:26, , рубрики: Исследования и прогнозы в IT, по для бизнеса, управление проектами, метки:

О том, что такое BPMS системы, т.е. программы для управления бизнесом, я уже писал ранее. Также я подробно рассматривал, что такое CRM-системы и как их правильно выбирать. А сейчас я хочу поговорить о программном обеспечении для бизнеса в общем. О том, какие программы относятся к этой категории, а какие — нет, как их отличать и на что обращать внимание при выборе.

Что такое ПО для бизнеса

Четкого определения ПО для бизнеса, наверное, не существует. А потому попробуем его создать самостоятельно.

Программное обеспечение для бизнеса – это любые программы и сервисы, благодаря которым компания, которая их использует, извлекает прибыль.

Бизнес создается, в первую очередь, для получения прибыли. А любой программный продукт, созданный для решения тех или иных бизнес вопросов, который при этом прямо или косвенно способствует увеличению прибыли, является продуктом для бизнеса. И также, если программа никак не влияет на прибыль компании, ее можно будет отнести к любой категории, кроме программного обеспечения для бизнеса. Чуть ниже я продемонстрирую эту разницу на примерах.

Увеличение прибыли можно получить двумя способами:

  1. Увеличить оборот при неизменных затратах. К такому программному обеспечению относятся, в первую очередь, различные CRM системы, а также программы ERP. В результате грамотного внедрения CRM, отдел продаж начинает работать эффективнее, заявки и запросы от клиентов не теряются, средний чек растет просто за счет повышения контроля качества каждого менеджера. А внедрение ПО помогает руководителю выявить «тонкие» места в построении бизнес-процессов, исключить дублирование функций, оптимизировать работу, повысить эффективность всех процессов и увеличить в итоге прибыль при неизменных затратах.
  2. Сократить расходы при сохранении оборота. Здесь самым ярким примером будут helpdesk системы, внедрение которых позволяет эффективнее работать с клиентами и партнерами, автоматизировать процессы оформления заявок, создания пакета документов и т.д. В результате с тем же объемом работы, что и ранее успешно может справляться меньше количество сотрудников. И даже при увеличении объемов продаж дополнительные рабочие места создавать не придется.

Теперь рассмотрим правила выбора по для бизнеса детальнее, исходя из того, с какими именно ситуациями вы можете столкнуться.

Что НЕ является ПО для бизнеса

Очевидно, что различные игровые и развлекательные программы, служебные утилиты для обслуживания компьютеров, заставки, «оптимизаторы», виджеты не имеют никакого отношения к программам для бизнеса.

Немного сложнее с другими видами программ. Например, электронные ежедневники, предназначенные для личного использования, всевозможные мессенджеры и многие другие программные продукты могут прямо или косвенно способствовать увеличению прибыли, но на самом деле, к программам для бизнеса они не имеют никакого отношения, так как создавались совсем для других целей.

Какие программы чаще всего «маскируются» под продукты для бизнеса, но не являются такими?

Полезность именно для вашего бизнеса, или что будет, если использовать ПО не для вашего бизнеса

Существуют программные продукты, которые создавались действительно для извлечения прибыли, но их работа эффективна совсем в другом сегменте.

Например, различные специализированные helpdesk и системы управления проектами, предназначенные для IT-компаний, иногда пытаются приспособить для сопровождения продаж совсем в других секторах экономики.

Лично я не единожды видел, как программный продукт Microsoft Project пытаются применить для контроля продаж самых разных товаров, начиная от сектора B2B и оканчивая продуктами народного потребления. Казалось бы, все очень похоже: начало и финал сделки, заказчик, ответственный менеджер и т.д. Но если для сопровождения проектов эта программа подходит идеально, ведь именно для этой цели она и создавалась, то в продажах проявляется значительный перечень недочетов. Например, в Microsoft Project вы не сможете зафиксировать цену и сумму сделки, а также разные этапы и взаимодействия, которые происходят в процессе заключения сделки по продаже товара.

Результат такого нецелевого использования:

  • Контроль работы отдела продаж – недостаточен, так как руководство не может своевременно получить и отследить полную информацию по каждой сделке. Нет нужных отчетов, часть важной информации отсутствует.
  • Менеджер (продавец) вынужден вручную вносить в систему или записывать отдельно важную информацию. Недостаточная автоматизация приводит к неэффективному использованию рабочего времени и к различным проблемам, связанным с человеческим фактором.

Оценить, насколько такая система может повысить эффективность бизнеса также крайне затруднительно. Наряду с плюсами имеется много минусов, а потому и назвать подобное применение системы программой для бизнеса нельзя.

Продукты, которые позиционируют себя как ПО для бизнеса, но не являются таковыми

Сейчас самые разные системы, предназначенные для управления задачами, хранения файлов и многие другие предлагают бизнес-тарифы. Они так и позиционируют свой продукт: тарифы для физических и юридических лиц.

На самом деле, эта бизнес-модель строится на обычном заблуждении, корни которого уходят в повседневную жизнь.

Помните, чем обычная мясорубка отличается от промышленной? Размерами, мощностью, применением более прочных материалов и т.д. Аналогичное правило действует для бытового и профессионального электроинструмента и во многих других случаях.

Это же привычное правило разработчики программного обеспечения переносят на тарифы в своих продуктах. Так, при покупке бизнес-тарифа в сервисе хранения паролей вы получаете возможность сохранить большее число сайтов, подключить к своему аккаунту других пользователей. А при выборе бизнес-тарифа для хранения файлов вам предоставляется больший объем дискового пространства «в облаках», отсутствие ограничений на максимальный размер файлов, более высокая скорость обмена данными.

На самом деле, это все – не более чем маркетинговый ход, призванный привлечь внимание к расширенным пакетам. В реальности дополнительные возможности правильно было бы назвать тарифом «Премиум», так как к бизнесу они имеют очень малое отношение, все эти функции просто позволяют эффективнее использовать продукт.

Например, многие органайзеры и планировщики задач, бесплатные версии которых применяют для личных целей, пишут, что в случае приобретения бизнес-тарифа вы получите возможность управлять командой.

При выборе такого планировщика нужно понимать, что любой бизнес – это, прежде всего, деньги. И любые действия, связанные с движением денежных средств, должны четко регламентироваться, логироваться и контролироваться.

Планировщик должен иметь высокую степень защиты данных, систему прав доступа разных пользователей, инструменты контроля и отчетности и т.д. Если всего этого нет, то программу недопустимо использовать в бизнесе, это просто игрушка, которая прекрасно подойдет для команды друзей, студенческого коллектива и других подобных целей.

Как выбирать программное обеспечение для бизнеса

При выборе любого программного обеспечения нужно очень четко понимать, какие задачи оно должно решать в обязательном порядке, каким критериям соответствовать, какие параметры для вас являются ключевыми.

Давайте разберемся, на основе каких параметров чаще всего производится выбор программного обеспечения, и какие «подводные камни» могут ждать при выборе по тому или другому параметру.

Какую задачу вы будете решать

При выборе любого программного обеспечения очень важно выбирать, в первую очередь, не красивую или интересную программу, а искать решение той или иной проблемы. Это может быть автоматизация управления продажами, управление производством, создание удобной системы учета товаров, автоматизация работы бухгалтерии и т.д.

Итак, первым делом нужно четко сформулировать задачу, которую будет решать программный продукт.

Определяем класс системы

Важно понимать, что для решения разных типов задач следует использовать различные программные продукты. Так, если перед вами стоит задача, получать в любой момент времени актуальные остатки товаров и совершать продажи со склада, вам потребуется система складского и товарного учета. Если вы хотите оптимизировать работу с клиентами, нужно внедрять CRM-систему. Бухгалтерии потребуются программы для автоматизации движения средств и отчетности. А для получения актуальной аналитики управления производственными процессами, выбирать программу производственного учета.

Здесь очень важно понимать, что именно вам нужно, и ограничивать выбор программными продуктами, которые относятся к подходящему для ваших целей классу систем.

Важно понимать, что не существует эффективных программных систем, которые идеально совмещали бы все и сразу. Некоторые крупные проекты пытаются позиционировать себя как универсальные системы, но на самом деле, попытки объединить в себе слишком много направлений, снижают качество и гибкость работы с каждой отдельно взятой задачей.

А потому лучше всего ограничить выбор программами, которые предназначены для решения поставленной вами задачи, а не гнаться за универсальностью или широким набором функций.

Конечно, вы можете включить в список подходящих программ и такие, «универсальные» продукты, но всегда надо помнить, что они имеют собственные ограничения.

Ярким примером таких программ можно назвать популярный сервис LastPass, популярное online-хранилище паролей. Бесплатная версия доступна каждому, и в 99% случаев ее более чем достаточно для удобной работы. Премиум дает чуть больше возможностей и требуется премуещственно любителям мобильного интернета. Но сервис пошел дальше и создал LastPass Enterprise – сервис для корпоративных клиентов, который позволяет объединять все корпоративные пароли в общее хранилище, где разные пользователи получают доступ только к своим паролям, а руководство может назначать, менять пароли или органичивать через применение паролей права доступа. Казалось бы, удобно. Но, как показывает практика:

  • Если вы отключили доступ сотруднику к определенным ресурсам, потребуется также удалить учетную запись или сменить пароль на этом ресурсе, так как любой пользователь LastPass может посмотреть и скопировать себе доступные пароли, т.е. простое отключение в LastPass не дает нужный уровень безопасности. Как итог, применение корпоративного LastPass не только не сокращает, но даже увеличивает объем работы человека, ответственного за информационную безопасность.
  • LastPass Enterprise – приложение платное, т.е. компания сама оплачивает программу, которая требует дополнительных затрат времени ответсвенного специалиста, но не дает никаких преимуществ в сравнении с привычной схемой: пароль создается в нужной программе и передается лично сотруднику, который, в свою очередь, сам решает, запоминает он этот пароль, пишет в блокнотике или пользуется бесплатным вариантом LastPass.

Конечно, бывают случаи, когда и LastPass Enterprise может стать приложением для бизнеса. Например, для крупной компании, которая занимается созданием и наполнением сайтов. Возможность из одного места создавать в больших количествах доступы для контент-менеджеров и других специалистов позволяет экономить время проект-менеджера, что, понятно, повышает эффективность работы и прибыль компании. Но эти случаи – единичные. Чаще всего применение LastPass Enterprise оказывается лишними затратами.

Еще один яркий пример такого ПО не для бизнеса – это также популярное хранилище Dropbox, которое также имеет платный пакет для бизнеса. Да, само по себе хранилище удобное, многим нравится. Но очень сложно представить себе такой бизнес, которому потребуется «в облаках» на чужих серверах хранить террабайты информации и обмениваться ею в таких объемах. Т… е. все возможности, коорыми пользуются покупатели бизнес-пакетов Dropbox, можно реализовать в бесплатной версии или через другие какие-то сервисы, которые уже имеются в распоряжении компании.

Рассмотрим еще один пример, это таск-менеджер Asana. В определенный период времени я столкнулся с этим сервисом, так как руководитель бизнеса нуждался в средствах для совместной работы и контроля выполнения различных задач, и для этих целей рассматривал три варианта: Asana, Битрикс 24 и Redmine. Причем, заказчик склонялся к Asana просто потому, что ему понравился интерфейс.

На самом деле, применение этой системы в условиях бизнеса крайне нежелательно. Да, в платной версии этот таск-менеджер позволяет работать командой. Но здесь нет качественного и продуманного логирования, нет возможности каким-то образом дорабатывать систему и адаптирвоать ее под особенности конкретного бизнеса, нет API, т.е. возможности интегрировать систему с другими программными продуктами. В результате я убедил руководство компании, что в качестве ПО для бизнеса Asana не подходит. И мы в результате внедряли Redmine.

Важно: при выборе ПО для бизнеса ничто не может заменить опыт специалиста, который знаком с разным программным обеспечением. Даже IT-специалист, если он не изучал различные варианты ПО для тех или иных бизнес-задач, может не заметить вовремя важные для будущей работы недостатки. А потому при любом сомнении лучше получить профессиональную консультацию. Это выгоднее, чем потом заново внедрять другую систему

.

Выбор программного продукта

К этому этапу у вас уже должен быть составлен некий перечень программных продуктов, которые могут подойти для решения поставленной задачи. Критериев отбора той или иной программы может быть очень много, о них я расскажу немного ниже.

Лучше всего выбирать ПО для бизнеса, основываясь на тех факторах, которые важнее всего именно для вашего коллектива. Например, если многие ваши сотрудники уже умеют работать с той или иной программой, на нее стоит обратить особое внимание, так как вы сэкономите время и средства на обучении.

Также очень важно, чтобы программа без доработок могла решать как можно больше задач в рамках поставленной перед вами проблемы. Кроме того, стоит обращать внимание на цену, ведь бизнес – это, прежде всего, деньги, и ни один бизнесмен не станет платить больше, если можно получить то же самое, за меньшую сумму.

Какими бы принципами вы ни руководствовались при выборе конкретной программы, помните самое главное: время на воплощение в жизнь этого этапа должно быть строго ограничено!

Многие компании допускают большую ошибку, затягивая процесс выбора ПО для бизнеса практически до бесконечности. Конечно, хочется выбрать лучшее. Понятно, что сложно делать выбор, в том случае если вы не разбираетесь в вопросе. Но на самом деле, если вы проводили отбор по методу, который я вам предложил в этой статье, т.е. двигались от проблемы к ее решению, то какой бы продукт из составленного списка вы ни выбрали, он будет помощником в вашем бизнесе. И лучше воплотить в жизнь нужное, пусть даже не идеальное решение и получать с его помощью больше прибыли, чем тратить время на многочисленные сравнения, консультации, размышления, при этом каждый день, теряя реальную прибыль.

Выбор исполнителя или компании-исполнителя

Самое главное, что вы должны понимать: выбор самого продукта и выбор исполнителя для его внедрения – равнозначны. Выбрав хороший программный продукт и не совсем компетентного поставщика услуг, вы можете столкнуться с разными неприятными ситуациями, например, не сможете полностью провести внедрение программного обеспечения и адаптацию его к условиям работы вашего бизнеса. В итоге получится, что средства на покупку программы были потрачены впустую, так как пользоваться ей вы не сможете.

А если вы выбрали хорошего исполнителя, но при этом программный продукт подобрали неверно, затраты, которые вы понесли на покупку программы, скорее всего, также окажутся ненужными, так как хороший добросовестный исполнитель объяснит вам, в чем недостатки той или иной системы для вашего бизнеса и предложит оптимальный вариант.

А потому при выборе исполнителя нужно ориентироваться, прежде всего, на его знания и опыт, которые подтверждаются репутацией. Кроме того, очень важно, чтобы этот специалист хорошо знал выбранный вами программный продукт и сумел настроить его таким образом, чтобы система могла решать весь необходимый вам перечень задач.

Не совершайте ошибки многих бизнесменов: не устраивайте кастинги и не пытайтесь выбирать исполнителя, ориентируясь исключительно на цену.

Если вы собрались внедрять какую-то специфическую систему, казалось бы, оптимальным будет решение воспользоваться услугами специалиста из числа разработчиков или партнеров этого продукта, просто потому, что эти люди знают программу и сумеют ее настроить. На самом деле, это далеко не всегда верно.

В России сложилась парадоксальная ситуация, можно сказать, «азиатская». Бизнесмены при выборе исполнителя очень часто ориентируются на значки (медальки), которые студии выкладывают на сайтах и в портфолио: партнер того, партнер этого, золотой серебряный партнер. Но надо понимать, что значок получает компания, а сдает экзамены определенный человек. И далеко не факт, что именно тот, кто сдавал экзамены, будет работать с вами. А значит, высок риск связаться с человеком не компетентным.

Популярные программные продукты изучает широкий круг программистов, здесь выбор хороших специалистов будет шире. И все же обязательно уточните, есть ли в портфеле исполнителя успешный опыт внедрения выбранной вами системы, знание нужной программы и опыт – самые
главные составляющие успеха.

Помните: качество не бывает дешевым, а вы не столь богаты, чтобы покупать услуги по заниженным ценам.

Критерии выбора программного обеспечения для бизнеса

Как я уже упоминал, программное обеспечение выбирают по самым разным параметрам, начиная от перечня конкретных возможностей и оканчивая ценой и методом оплаты программного продукта. Но перед тем как разобраться с каждым критерием отдельно, я бы хотел уберечь вас от некоторых распространенных ошибок.

Аббревиатуры: доверяй, но проверяй

Сегодня очень популярными стали английские аббревиатуры, которые используют как в названиях, так и в описаниях программных продуктов. Если речь заходит об автоматизации бизнеса, то чаще всего это:

CRM (Customer Relationship Management) — прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками (клиентами), в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с
ними, установления и улучшения бизнес-процессов и последующего анализа результатов. © Википедия

ERP (англ. Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия) — организационная стратегия интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности. ERP-система — конкретный программный пакет, реализующий стратегию ERP. © Википедия

При этом за красивыми названиями с этими популярными аббревиатурами может скрываться что угодно. Так, под заголовком «CRM-система» очень часто прячется программный продукт, совмещающий систему планирования проектов и обмена данными между сотрудниками, т.е. некий виртуальный офис, в котором непосредственно работе с продажами уделяется не так много внимания, как это предполагается в настоящей CRM-системе.

А когда пишут о выборе ERP-системы, во многих случаях вообще подразумевают многопрофильную систему учета, в которой объединяются CRM, управление проектами и другие функции, не смотря на то, что на самом деле, все это не имеет к понятию ERP никакого отношения. Как следует из приведенного выше определения, ERP-система предназначена для аналитики и общего управления бизнесом на уровне предприятием в целом.

И если удобную для работы CRM-систему может выбрать непосредственно руководитель бизнеса из нескольких сходных по функционалу продуктов, то грамотный выбор ERP-системы возможен только силами опытного специалиста.

Открытый и закрытый код

Любые программные системы делятся на несколько категорий:

  1. Система с закрытым кодом, т.е. программный продукт, доработки в котором возможны только силами разработчиков.
  2. Система с открытым кодом, т.е. программа, дорабатывать которую может любой программист.
  3. Система с частично открытым кодом, т.е. продукт, в котором ядро и некоторые ключевые компоненты имеют закрытый код и могут дорабатываться только разработчиками, а большая часть пользовательских компонентов может быть доработана любым программистом.

Самыми непрактичными лично я считаю системы с закрытым кодом, в который только разработчик может вносить правки. Даже если сейчас вы получили программу, идеально соответствующую вашим потребностям, при любых, даже самых мелких изменениях в работе вашего бизнеса программный продукт придется менять.

Удобнее всего работать с программными системами с открытым кодом. Такие программы можно идеально настроить под особенности того или иного бизнеса, а в случае необходимости вам также будут доступны любые корректировки, для чего достаточно просто выбрать хорошего исполнителя.

С подобными системами я сталкивался при работе с зарубежными партнерами. В последние годы я активно работал с финнами, итальянцами, немцами. И везде наблюдал очень старые системы автоматизации бизнеса. Первое время я ужасался, ведь в сравнении с отечественными разработками, которые обновляются по нескольку раз в год, эти программы выглядели не слишком привлекательно и казались «морально устаревшими».

Настоящую причину применения столь старых систем я понял далеко не сразу. А ведь она проста и полностью подчинена требованиям целесообразности:

Каждая из этих старых систем идеально настроена под требования определенного бизнеса.

И не важно, насколько современно выглядит интерфейс программного продукта, как давно компания начала его использовать и насколько она нравится сотрудникам. Важно, что система идеально подходит под все нужды компании, а руководство получает всю необходимую для эффективного управления информацию.

Частично открытый код — самый распространенный вариант. Многие системы позволяют настраивать сделки, процессы, задачи, интегрировать программный продукт с другими системами и многое другое. Этот подход позволяет разработчикам контролировать продажи и распространение программы, т.е. получать прибыль и бороться с «пиратством», а покупателям достаточно гибко настраивать программу для нужд компании.

Цена и тип программного продукта: Saas и Standalone

Любое программное обеспечение сегодня делится на два вида по типу лицензии и особенностям дальнейшей работы с продуктом:

  1. Saas – это «облачные» технологии, при которых программный продукт находится на серверах разработчика. Чаще всего там же хранятся и данные клиента. В этом случае оплата производится ежемесячно небольшими суммами. При этом вы получаете постоянное техническое обслуживание и обновления от разработчика, помощь, место на серверах и т.д.
  2. Standalone – это покупка «коробочного» решения, т.е. вы один раз покупаете программный продукт, получаете к нему полный доступ, но установка программы на компьютеры, покупка и поддержка серверов для хранения данных становятся зоной ответственности покупателя. Также и возможные доработки производятся либо силами покупателя, либо – за отдельную плату.

Чтобы рассчитать, какой из программных продуктов окажется выгоднее, нужно учитывать не только стоимость программы, но также и возможные сопутствующие расходы, в число которых при выборе решения Standalone нужно обязательно включить покупку или аренду серверов, а также техническое обслуживание оборудования и программы (резервное копирование, проверка целостности баз данных и пр.). В результате ежемесячная оплата Saas-решений зачастую оказывается более привлекательной. Впрочем, случаи бывают разные, да и не всегда решение зависит только от цены. Иногда важнее конфиденциальность, возможность работать без подключения к сети Интернет или еще какие-то соображения.

Возможности интеграции системы

Этот параметр во многом связан с наличием открытого кода, но все же его стоит выделить отдельно, так как интеграция – это очень важно. Суть в том, чтобы вы смогли наладить совместную работу и автоматический обмен данными между разными системами, которые вы уже применяете и планируете применять в компании. Это может быть обмен списком клиентов, а также информацией о заказах между системой CRM и системой учета 1С, может быть получение заявок с сайта в автоматическом режиме, работа с телефонией через CRM-систему и т.д.

Надежность программного продукта

Лучше всего выбирать один из широко известных программных продуктов, которые имеют собственную историю. Чем моложе программа, тем выше вероятность, что в ней будет много не выявленных ошибок. Чем большее число людей пользуется программным продуктом, тем меньше недочетов в нем остается, тем больше ошибок уже исправлено.

Безопасность и настройка доступов

Любое ПО для бизнеса должно иметь настраиваемый уровень доступа для разных сотрудников, а также отличаться высокой степенью безопасности хранения и передачи данных. Сегодня значительное число пользователей передают информацию через Интернет и пользуются для решения бизнес-задач «облачными» SAAS-решениями. А потому вопросы безопасности должны быть на одном из первых мест.

Формирование отчетности

Любая управленческая отчетность необходима для принятия решений. И возможность формировать все необходимые отчеты, а также создавать в сжатые сроки новые, которые помогут посмотреть на работу компании с другой точки зрения, очень важна для эффективной работы. Даже самая удобная система, в которой не предусмотрен широкий перечень отчетов, будет проигрывать менее красочной, но с хорошо развитой аналитикой.

Качественная работа на мобильных устройствах

Любой современный программный продукт должен эффективно работать не только на стационарных десктопах, но и на различных мобильных устройствах. Этого требует современный ритм жизни и стиль ведения бизнеса. Конечно, в определенных случаях это требование не является обязательным, но лучше, чтобы мобильная версия была уже сегодня.

Наличие сообщества продукта

Качественный программный продукт обычно имеет хорошо развитое сообщество. Наличие сообщества позволяет быстро найти специалиста в случае необходимости, а также получить совет и решение многих проблем.

Резюме

ПО для бизнеса обязательно должно приносить прибыль либо при помощи повышения объемов продаж, либо благодаря снижению расходов компании. А потому грамотное внедрение подобных программ всегда окупается и даже становится прибыльным.

Очень важно при этом не только подобрать хорошую систему, но и качественно настроить ее, чтобы она действительно помогала автоматизировать бизнес-процессы, свойственные той или иной компании.

Многие системы не плохи сами по себе, а плохи тем, что их не до конца внедрили. А потому, какую бы систему и исполнителя вы ни выбрали, необходимо всегда планировать все этапы внедрения и доводить процесс до конца. Только в этом случае ваши затраты на автоматизацию работы будут окупаться и приносить прибыль.

С уважением, Кинзябулатов Рамиль.

Автор: JustRamil

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля