«Иди туда, не знаю куда и принеси мне то, не знаю что» или «5 Whys — как лекарство против Muda»

в 21:29, , рубрики: анализ требований, бизнес-анализ, разработка требований, управление проектами, метки: , , ,

image

5 Whys — как лекарство против Muda

...«Муда» как любые действия, которые не добавляют ценности, не могут и не должны быть неизбежными, а значит, они должны непрерывно устраняться…
Масааки Имаи «Гемба Кайдзен»

Понаблюдав можно заметить, что в повседневной жизни мы имеем дело с “цепочками создания ценности”, т.е. выполняем различные действия, направленные на достижение целей. Очень часто наши цели являются отправными точками для достижения других целей. Часто мы выполняем действия даже не подразумевая “зачем?”, таким образом тратя время и силы на действия не приносящие ценности (Muda) или тратя силы и время на результаты, которые того и не стоят…

В данной статье речь пойдет о простой в применении — технике, позволяющей организовать процесс выявления целей, лежащих в основе действий людей в рамках изучаемого рабочего процесса (например, процесса в рамках которого планируется применять программный продукт).
Другими словами — эта техника позволит сформировать понимание “цепочек создания ценностей” в рамках которой должен выполнять свои функции и “наш будущий/текущий продукт”.

5 Whys — Что это?

Техника анализа причинно-следственных связей лежащих в основе возникших проблем, цель которой — выяснить ключевую проблему.
Техника была разработана — Sakichi Toyoda и применялась в рамках the Toyota Motor Corporation.

Суть техники — пять раз задать вопрос “Почему?”, каждый последующий вопрос задается по отношению к полученному ответу. С типовым примером вы можете ознакомиться тут: Example.

Почему 5 раз? Считается, что этого в 90% случаях достаточно для выяснения первопричины, но практика показывает, что все зависит от качества вопросов и ответов, т.е. до ключевой проблемы можно дойти и раньше, а можно и вовсе уйти в “сторону”.

5 Whys — в бизнес-анализе…

Мы рассмотрим адаптацию этой техники для разработки “полезного” программного продукта.
Вместо вопроса “Почему?” мы будем использовать вопрос “Зачем?”, чтобы последовательно выяснять “цепочку создания ценности” в рамках анализируемого процесса.

Пример 1: заявка на проведение лабораторных исследований в рамках клиники

Врач формирует заявку на проведение лабораторных исследований для пациента

Цепочка создания ценностей 1 — выполнение заявки

  • чтобы лаборант провел исследования в соответствии с заявкой от врача
  • чтобы лаборант задокументировал результаты и предоставил их врачу
  • чтобы врач проанализировал результаты и сделал выводы о заболевании
  • чтобы врач разработал курс лечения для лечения заболевания
  • чтобы пациент выполнил курс лечения и выздоровел

Цепочка создания ценностей 2 — контроль выполнения заявки

  • чтобы медсестра видела, что для пациента, за которым она наблюдает добавлена заявка
  • чтобы медсестра осуществляла периодический контроль за статусом заявки
  • чтобы медсестра при длительном невыполнении заявки позвонила в лабораторию
  • чтобы уточнить причины невыполнения (задержки выполнения) заявки
  • чтобы в конечном итоге заявка была выполнена

Пример 2: документирование отчета о встрече с клиентом

Менеджер по продажам находит профиль клиента, с которым провел встречу или беседу

  • чтобы задокументировать результаты встречи или беседы
  • чтобы с этими данными мог ознакомиться другой менеджер, который захочет связаться с этим же клиентом
  • чтобы быть в курсе последних новостей
  • чтобы не раздражать клиентов повторными вопросами
  • чтобы содержательно провести следующую встречу

Технику 5 Whys можно применять для создания различных “срезов” в рамках анализа “цепочки создания ценности”, так как одно действие может иметь одну и более целей, т.о. создавая отдельную ветвь “цепочки создания ценности”.

Заключение

Техника очень проста для понимания, но не так проста для применения.
В процессе накопления опыта и при правильных исходных данных (знание предметной области, в рамках которой приходится выяснять цепочки ценностей, умение формулировать вопросы). Эта техника становится незаменимой для создания осмысленного и лаконичного описания контекста и требований к продукту. А самое главное — вы не потеряете конечной цели и не будете тратить свои силы и время на действия, не приносящие ценности Muda, а будете тратить их на создание осмысленного продукта.

Автор: Leningradez

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля