- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
...«Муда» как любые действия, которые не добавляют ценности, не могут и не должны быть неизбежными, а значит, они должны непрерывно устраняться…
Масааки Имаи «Гемба Кайдзен»
Понаблюдав можно заметить, что в повседневной жизни мы имеем дело с “цепочками создания ценности”, т.е. выполняем различные действия, направленные на достижение целей. Очень часто наши цели являются отправными точками для достижения других целей. Часто мы выполняем действия даже не подразумевая “зачем?”, таким образом тратя время и силы на действия не приносящие ценности (Muda [1]) или тратя силы и время на результаты, которые того и не стоят…
В данной статье речь пойдет о простой в применении — технике, позволяющей организовать процесс выявления целей, лежащих в основе действий людей в рамках изучаемого рабочего процесса (например, процесса в рамках которого планируется применять программный продукт).
Другими словами — эта техника позволит сформировать понимание “цепочек создания ценностей” в рамках которой должен выполнять свои функции и “наш будущий/текущий продукт”.
Техника анализа причинно-следственных связей лежащих в основе возникших проблем, цель которой — выяснить ключевую проблему.
Техника была разработана — Sakichi Toyoda и применялась в рамках the Toyota Motor Corporation.
Суть техники — пять раз задать вопрос “Почему?”, каждый последующий вопрос задается по отношению к полученному ответу. С типовым примером вы можете ознакомиться тут: Example [2].
Почему 5 раз? Считается, что этого в 90% случаях достаточно для выяснения первопричины, но практика показывает, что все зависит от качества вопросов и ответов, т.е. до ключевой проблемы можно дойти и раньше, а можно и вовсе уйти в “сторону”.
Мы рассмотрим адаптацию этой техники для разработки “полезного” программного продукта.
Вместо вопроса “Почему?” мы будем использовать вопрос “Зачем?”, чтобы последовательно выяснять “цепочку создания ценности” в рамках анализируемого процесса.
Пример 1: заявка на проведение лабораторных исследований в рамках клиники
Врач формирует заявку на проведение лабораторных исследований для пациента
Цепочка создания ценностей 1 — выполнение заявки
Цепочка создания ценностей 2 — контроль выполнения заявки
Пример 2: документирование отчета о встрече с клиентом
Менеджер по продажам находит профиль клиента, с которым провел встречу или беседу
Технику 5 Whys можно применять для создания различных “срезов” в рамках анализа “цепочки создания ценности”, так как одно действие может иметь одну и более целей, т.о. создавая отдельную ветвь “цепочки создания ценности”.
Техника очень проста для понимания, но не так проста для применения.
В процессе накопления опыта и при правильных исходных данных (знание предметной области, в рамках которой приходится выяснять цепочки ценностей, умение формулировать вопросы). Эта техника становится незаменимой для создания осмысленного и лаконичного описания контекста и требований к продукту. А самое главное — вы не потеряете конечной цели и не будете тратить свои силы и время на действия, не приносящие ценности Muda, а будете тратить их на создание осмысленного продукта.
Автор: Leningradez
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-proektami/16172
Ссылки в тексте:
[1] Muda: http://en.wikipedia.org/wiki/Muda_(Japanese_term)
[2] Example: http://en.wikipedia.org/wiki/5_Whys
Нажмите здесь для печати.