Оффлайн, новая тенденция облачных сервисов

в 17:02, , рубрики: Облачные вычисления, облачные сервисы, оффлайн, Песочница, управление проектами, метки: , ,

Облачные сервисы предстали прекрасной возможностью сделать онлайн приложения доступными через любую точку выхода в Интернет с основных устройств: компьютера, смартфона или планшета. По данным самого последнего исследования, проведенного в 2012 году Everest Group и Cloud Connect, уже 57% компаний считают себя пользователями приложений SaaS (Software as a Service) и 38% — пользователями решений типа PaaS (Platform as a Service). Однако, в большинстве отзывов, полученных от клиентов этих сервисов, отмечается, что невозможность использования программы в «облаках» при отсутствии доступа к Интернету – главная загвоздка в развитии данной технологии. Таким образом, сегодняшняя цель облачных сервисов — это оффлайн, то есть сделать приложения SaaS пригодными к использованию, когда нет никакого доступа к Интернету. Проблема напрямую касается продуктивности пользователей на предприятии, поскольку выигрыш в производительности был основным обещанием при переходе приложений к «облакам».

Почему оффлайн стал ключевой темой 2012 года, в то время как приложения SaaS, доступные через сеть, уже существуют, да и веб-стандарт HTML 5 предусмотрен именно для такого типа приложений? Просто-напросто все детали сегодня в сборе: возможность создавать на основе тех же стандартных технологий то же «облачное» приложение с частью оффлайн для трех основных устройств (компьютера, смартфона, планшета), для основных веб-браузеров, а также возможность распространять их на рынке.

I Тенденции рынка

Случай типичного использования оффлайн в компании

Случай типичного использования оффлайн касается передвигающихся пользователей, которым приходится сталкиваться с разрывами соединения между разными точками доступа сети Интернет. Таковы будни менеджера по продажам, использующего CRM-системы: он обращается к локальной сети своей компании, при перемещении – к сети 3G, на вокзале или в аэропорту – к Wifi, у клиента – к его локальной сети, если последняя доступна. При этом ему, возможно, понадобится воспользоваться длинным перелетом или поездкой на поезде для обновления базы клиентов, что осуществимо при условии, что его CRM-система, чаще всего программное обеспечение совместного пользования, совместима с режимом оффлайн. Как только доступ к Интернету найден, новые данные будут синхронизированы с «облачным» приложением. Под синхронизацией подразумевается, что все изменения, внесенные во время сессии оффлайн, «дошли» до приложения, расположенного в «облаках», а оно, в свою очередь, займется их синхронизацией с другими пользователями.

Оффлайн и мобильность

При взгляде на описанный случай, очевидно, что оффлайн более важен для смартфонов и планшетов. Сегодня можно использовать приложения оффлайн на основных смартфонах. Так, приложение Evernote для заметок позволяет пользователю иметь доступ к его записям в «облаках» и на мобильном телефоне. Отдельные версии iPhone, iPad, Android и Windows 7 также поддерживают оффлайн для премиум-пользователей, что дает возможность редактировать записи при отсутствии веб-доступа. Этот режим оффлайн доступен для большинства так называемых «родных» клиентов основных мобильных платформ (как Apple Store для iPhone), присутствующих на рынке, в особенности благодаря возможности локально хранить данные приложения.

Chrome Web Store

Мобильные платформы занимают определенное место на рынке: Apple Store – для iPhone и iPad, Android Marketplace (переименованный Google Play) — для смартфонов Android. Веб-приложениям было нужно собственное место на рынке и по возможности с выбором, предлагающим оффлайн. Интернет-магазин Chrome Web Store, запущенный компанией Google в конце 2010 года, с этого года предлагает издателям приложений, доступных в «облаках», указывать, поддерживают ли их инструменты режим оффлайн. Газета New York Times, например, предоставляет секцию оффлайн своего информационного сайта. Помимо просто новостного портала и его просмотра оффлайн, существуют инструменты Google Apps, как-то: Gmail, Google Calendar и Google Docs; они включают все функции по редактированию электронного письма или документа в режиме оффлайн с последующей синхронизацией данных.

К сведению, во время ежегодной конференции Google I/O 2012 компания Google объявила, что ее веб-браузер Chrome насчитывает 310 миллионов активных пользователей! К сведению, на конец 2011 года у Chrome Web Store было чуть более 30 миллионов активных пользователей.

II Технологии режима оффлайн

Ведущая технология режима оффлайн — HTML5, новый веб-стандарт, поддерживаемый самыми последними версиями всех браузеров, доступных на рынке. Стоит отметить, что оффлайн возможен благодаря HTML5, но это только одна из инноваций, позволяющая этот режим.
Для оффлайна каждый браузер поддерживает первый уровень локального кэша. Принцип локального кэша существовал всегда, начиная с cookies. Впоследствии каждый браузер обратился к расширениям или специфичным плагинам (plug-in), а значит, частным. Что изменилось сегодня, так это существование настоящих веб-стандартов для локального хранения данных, но особенно предоставление этих возможностей через технический интерфейс (API, Application Programming Interface), простой и стандартный.

Локальная база данных

Локальное сохранение данных началось со стандарта Application Cache, суть которого лежит в сохранении логики приложения, а также его пользовательского интерфейса. Сегодня можно пойти еще дальше: захватить новые данные, генерируемые пользователем на его устройстве, и сохранить их локально. Существуют различные стандарты локальных баз данных, среди которых самым распространенным был Web SQL, пока от него не отказался Консорциум всемирной паутины (W3C), организация по разработке веб- стандартов.

Хорошая новость: главные браузеры рынка объявили о поддержке IndexedDB как нового стандарта локальной базы данных. Так, IndexedDB поддерживается браузерами Firefox, Chrome и Internet Explorer, начиная с 10-й версии.

Обнаружение и синхронизация данных

Помимо доступности стандартов, при создании приложения оффлайн можно оснастить и другими опциями. Пользовательская информация об обнаружении оффлайн — одна из них. Этот первый уровень информации особенно важен, когда речь идет об инструменте совместного пользования или нескольких участниках, изменяющих один и тот же объект (например, текущие задачи по проекту клиента). Это позволяет пользователю знать, что внесенные им изменения сохранятся, но будут видны другим пользователям, как только появится доступ к веб-сети.

Случай совместного использования облачных сервисов

Как только связь восстанавливается, данные синхронизируются с «облачным» приложением. Для веб-приложений совместного пользования, как GroupCamp, суть синхронизации отличается от таковой программ личного пользования типа Evernote или Gmail, которые нацелены на единого пользователя. Существует несколько подступов к этой проблеме:

1. Всегда обновлять измененные данные.
2. Предлагать синхронизацию данных с указанием пользователю числа объектов (например, новые контакты, созданные в режиме оффлайн в CRM-приложении совместного пользования). Пользователь может выбрать продолжение синхронизации или отказаться от нее.
3. Не разрешать изменения добавочного типа: например, разрешить менеджеру по продажам добавить запись в документе клиента, но не разрешить изменение записи во время синхронизации данных, измененных оффлайн, так что данные не пропадут. Другой вариант: не позволять вносить изменения, если объект уже был изменен другим пользователем во время сессии оффлайн.
4. Чтобы пользователи принимали в расчет синхронизацию и временные разрывы, к которым она может привести, сообщать пользователям, каким способом был изменен объект, и предоставлять о дате изменения пользователем и дате осуществленной синхронизации (эти даты различаются в случае режима оффлайн).

В качестве заключения

Совместимость приложений группового пользования с режимом оффлайн ставит вопрос о новых локальных базах данных, поскольку будет необходимо обрабатывать большой объем информации, дублированной на разных устройствах пользователя. Другая не менее важная проблема — возможность эксплуатировать и поддерживать то же «облачное» приложение, различные характеристики в управлении режима оффлайн при переходе от одного устройства к другому, то есть, например, от iPhone к смартфону.

Автор: Tsymbal

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js