Играем в машинки по-взрослому: как мы стали поставщиками IT-решений для крупнейших автомобильных концернов

в 14:03, , рубрики: remoto, автомобили, бизнес-модели, Блог компании Bright Box, по для автодилеров, по для автомобиля, умные автомобили, Управление продуктом, управление проектами, метки: ,

Работа на стыке инженерных технологий и программирования — это будущее. Уже сейчас множество стартапов объединяют в своих командах разработчиков и технарей, чтобы конструировать, например, роботов и дронов.

Немного в стороне стоит автомобилестроение, в котором в основном преобладают консервативные настроения. Исключением, наверное, является только Tesla Илона Маска. Бренды не пускают сторонних разработчиков к своим технологиям и развивают их внутри компаний, справедливо опасаясь промышленного шпионажа.

Однако, уже сейчас существуют стартапы, которые тратят много времени и сил на разработку устройств, увеличивающих возможности автомобилей.

Играем в машинки по-взрослому: как мы стали поставщиками IT-решений для крупнейших автомобильных концернов - 1

Это рассказ о компании Bright Box и Connected Car платформе Remoto. О технологиях, которые мы используем, и о том, чем отличается процесс разработки в нашей компании от других.

История Bright Box

Bright Box — российский стартап, специализирующийся на разработке технологических решений для автобизнеса. На рынке мы известны прежде всего двумя продуктами:

  • Dealer Mobility — платформа для автодилеров и их клиентов, которая с помощью мобильного приложения и телематики позволяет увеличить жизненный цикл клиента, повысить частоту заездов в сервис и качественно улучшить взаимодействие с клиентами
  • Remoto — Connected Car платформа для удаленного управления автомобилем при помощи смартфона.

Компанию основали Иван Мишанин и Александр Димченко в 2012 году. До этого они вместе работали в компании BrightConsult директором по развитию бизнеса и директором департамента портальных решений соответственно и, когда её продали немецкому разработчику ERP-систем для автодилеров Incadea, Иван и Александр приняли решение уйти и создать собственный стартап.

Первым инвестором новоиспеченной компании стал их бывший начальник Иннокентий Белоцкий вместе с партнерами по фонду «Cloud4Auto Ventures». В отличие от большинства стартапов, в Bright Box в первую очередь было сформировано подразделение по заказной разработке софта, которое быстро стало прибыльным и смогло покрыть все издержки на содержание компании. Привлеченные инвестиции тратились только на разработку первого продукта — Dealer Mobility.

Dealer Mobility помогает в решении вопросов маркетинга, продаж, послепродажного обслуживания. Приложение устанавливается на смартфоны клиентов автодилеров, сообщает обо всех акциях и  помогает отправить заявку на обслуживание. Основатели компании по прошлой работе хорошо изучили одну из главных проблем дилерских центров: когда доходит до сервиса, клиенты предпочитают обращаться к более дешевым неофициалам. На третье ТО к официальному дилеру уже почти никто не приезжает. Чтобы удержать клиента, ему надо вовремя звонить, писать и делать спецпредложения. Dealer Mobility решает эту проблему, причём её использование автомобилистам абсолютно ничего не стоит, за установки платят дилеры.

В 2013 году Bright Box успешно запустила первую версию приложения, очень быстро набрала клиентов и стала безоговорочным лидером в этой нише. В тоже время наша команда начала разработку нового проекта — Remoto. По задумке это решение позволяло удаленно со смартфона управлять своим автомобилем из любой точки мира.

На тот момент у Bright Box не было никакой экспертизы в разработке подобных устройств со стороны «железа», но зато нашлись подрядчики, которые разработали схему необходимого устройства, и два завода в России и Китае, которые согласились его собрать. В тоже время проектом заинтересовалась компания КИА Моторс Россия, которая согласилась стать пилотным клиентом.

Следующие шесть месяцев ушли на разработку мобильного приложения, первой партии из 1000 устройств и прошивки к нему, чтобы к концу 2013 первая партия Remoto смогла попасть на полки ко всем дилерам КИА в РФ.

К настоящему времени мы адаптировали свои технологии для множества автомобильных брендов, в том числе за пределами России. Например, новое решение Nissan SmartCar на Ближнем Востоке основывается на платформе Remoto. Полиция Дубая сотрудничает с Bright Box и Nissan Middle East в создании нового технологического сервиса обеспечения безопасности на дорогах.

Наши разработки используются для обеспечения безопасности и контроля за состоянием автомобилей в Европе и Азии. Также мы активно сотрудничаем с Телеком-компаниями. Например, для обеспечения высококачественного уровня коммуникации Remoto в СНГ мы работаем с компанией «Вымпелком».

Remoto

Играем в машинки по-взрослому: как мы стали поставщиками IT-решений для крупнейших автомобильных концернов - 2

Remoto — это очень сложный технологический проект. Перед началом разработки аналитики Bright Box провели опрос автовладельцев. Выяснилось, что в первую очередь им требуется удаленное управление блокировкой дверей, климат-контролем и, конечно, поиск автомобиля с оповещениями об ударах или эвакуации.

И если с последними требованиями проблем не было, так как уже довольно давно существуют технологии и мобильные приложения, которые позволяют собирать информацию о состоянии автомобиля, то вот с реальным управлением системами авто дело обстояло куда сложнее. Штатно управлением со смартфона оснащают свои машины лишь немногие производители. Например Volvo с Volvo on Call или BMW с ConnectedDrive. Но установка первой системы стоит от 1000 евро (плюс дорогая подписка), а вторая не работает на территории России. Таким образом конкуренции в этой нише у Remoto практически и не было.

Начиная разработку Remoto, нам пришлось в кратчайшие сроки собирать специальную команду инженеров — Лабораторию Remoto. По задумке разработчиков проектируемая система как минимум должна уметь безопасно (через защищённый канал связи) заводить двигатель, открывать двери и багажник, управлять температурой и включать свет.

Чтобы обеспечить эти возможности не достаточно просто подключиться к стандартному диагностическому разъему. Необходимо знать протоколы, по которым общаются между собой модули автомобилей. Причём автопроизводители зачастую не стремятся открыть перед стартапами спецификации своих протоколов.

Сейчас большинство сотрудников в компании — инженеры. Bright Box разрабатывает весь стек технологий оборудования, встроенного программного обеспечения и серверной инфраструктуры мобильного приложения.

Наше сообщество разработчиков представлено командами по 5-6 человек, которые владеют этими стеками и занимаются наборами конкретных задач. Эти команды кросс-функциональны — в каждой есть специалисты, представляющие несколько стеков.

Remoto разрабатывается как большая платформа силами всех разработчиков, а в дальнейшем под каждого клиента создается отдельная команда, которая эту платформу адаптирует под требования автопроизводителя. Для контроля качества в Bright Box есть подразделение полевых тестировщиков.

Играем в машинки по-взрослому: как мы стали поставщиками IT-решений для крупнейших автомобильных концернов - 3

Стек технологий — Microsoft

В основе нашего первого продукта Dealer Mobility стояла облачная платформа Microsoft Azure, так что при разработке Remoto у нас не было сомнений в выборе технологического стека. Изначально же было две основные причины пользоваться сервисами корпорации из Редмонда:

1. Историческая. Bright Box было проще и дешевле взять в аренду нужные сервисы, чем покупать лицензии. А, накопив большое количество технической экспертизы и опыта работы с продуктами Microsoft, нет смысла изменять надежным технологиям в работе над собственными проектами.

2. Поддержка. Microsoft гарантирует высокий (24/7) уровень надежности и доступности важных сервисов для потребителя практически в любой точке мира. Чтобы самим обеспечить такой же уровень, необходимо инвестировать огромные средства в инфраструктуру по всему миру, нанимать специальных инженеров, обслуживать оборудование.

Играем в машинки по-взрослому: как мы стали поставщиками IT-решений для крупнейших автомобильных концернов - 4
Схема кликабельна

Мы используем PaaS и инфраструктурные компоненты Azure. Среди PaaS-компонентов стоит выделить Cloud сервисы и различные технологии хранения данных — блобы, SQL Database. Также используются средства распределенного кэширования (Azure Redis Cache) и компонентами для хранения неструктурированных данных, т.е. данных телеметрии, поступающих с автомобиля.

Если рассмотреть инфраструктурные компоненты, то наши разработчики используют технологии виртуализации Microsoft Azure, на которых расположены приложения. На них выполняются определенные бизнес-операции: обрабатываются данные, строятся отчеты.

В разработке Remoto используется широкий спектр технологий:

  • Платформа .NET — для разработки серверного программного обеспечения и для обработки данных;
  • Для анализа, обработки и выделения структурированных данных из массивов используются такие общепринятые Big Data технологии, как R, Python и Hadoop;
  • Для Embedded разработки — C++ языки программирования и низкоуровневые фреймворки и операционные системы: RTOS, на базе которой работают блоки;
  • Технологии и протоколы, которые созданы для интернета вещей. MQTT как протокол обмена данными между автомобильной и серверно-облачной инфраструктурой и обменом данными между мобильными приложениями и облачной инфраструктурой.
  • Для хранения данных используются различные системы в зависимости от задач — как решения от Microsoft, так и различные Open Source решения. Кеширование данных — это в основном Redis кластеры, для бизнес-данных и данных клиентов используется  Microsoft SQL Server. Для работы с географическими данными — PostgreSQL с расширениями Postgis и pgRouting. Для хранения больших объемов данных логов и тайм серий, по которым не требуется осуществлять сложные динамические запросы, используются Azure Tables и Apache Cassandra. В тех же местах где требуется гибкая аналитика данных и желательно более компактное хранение внедряется колоночная базы данных ClickHouse. Для хранения больших объемов неструктурированных и полуструктурированных данных используется HDFS совместимая система Azure Data Lake.

Все данные идут потоком через Azure Event Hubs и далее обрабатываются с помощью Azure Stream Analytics тем самым осуществляется горячий анализ данных.
В тоже время данные из потоков и других источников собираются в хранилище Azure Data Lake где далее их обрабатывают с помощью Azure Data Lake Analytics.
Также часть аналитики осуществляется на Apache Spark кластере. Для экспериментов с данными в основном используются Python/F#. совместно с Jupiter Notebook для хранения и запуска которых используется сервис Azure Notebooks.

Что мы делаем с большими данными

Каждый год Bright Box собирает эксабайт данных со своей платформы Remoto. Полученная информация не персонализирована, она становится анонимной, после чего обрабатывается для извлечения из нее каких-то закономерностей и паттернов. Данные используются автопроизводителями для нескольких задач.

Первая — отслеживание качества продаваемых автомобилей. Remoto собирает всю информацию о дефектах, анализирует их, и передаёт автопроизводителям. Это помогает им разобраться в их причинах и устранить в следующих версиях автомобилей.

Второе — использование полученных данных для анализа поведения своих клиентов и формирования тех или иных предложений и рекомендаций для них о том, как им использовать и обслуживать автомобиль. Система подсказывает в какое время лучше сделать ТО, когда лучше поехать на диагностику к дилеру, если наблюдаются какие-либо проблемы тех или иных бортовых систем автомобиля.

Третья задача — анализ стиля и привычек вождения клиента. Такие данные используются для предоставления в страховые компании и учитываются при расчете стоимости страховки. Также с ними можно повышать уровень заботы о клиенте, тем самым привязывая его к себе на максимально долгий период времени. Все делается ради того, чтобы клиент оставался лояльным как можно дольше.

Одним из наших последних достижений является сотрудничество с полицией Дубаи. Bright Box и Nissan создали новую службу безопасности дорожного движения под названием Smart Response, первую в своем роде на Ближнем Востоке. Система анализирует движение, предупреждает об авариях и дорожных пробках.

Играем в машинки по-взрослому

За плечами Bright Box стоит внушительный опыт в разработке программного обеспечения и автомобильной инженерии, которым мы дорожим. Нам нравится то, что мы делаем и те вызовы, с которыми сталкиваемся. Например, недавно мы анонсировали разработку системы беспилотного вождения автомобиля, работающей с применением обучающейся на сгенерированных кадрах из компьютерных игр и реальных кадрах съемки с улиц нейросети компьютерного зрения.
Remoto Pilot – наша новая система беспилотного вождения автомобиля, позволяющая в режиме реального времени автомобилю обнаруживать и объезжать препятствия, ездить по заранее спланированной траектории, гарантирующая безопасное и надежное вождение по полосе.

Bright Box — это работа на стыке инженерии, программирования, облачных технологий и big data. Это по-настоящему взрослые игры в машинки. Мы создаём технологии, на которые смогли замахнуться лишь крупные зарубежные бренды. Аналогов в России просто нет. Наши сотрудники получают огромный международный и межотраслевой опыт и работают с тех сферах, которые будут актуальны уже в ближайшем будущем. Присоединяйтесь!

Нам нужны:

Project Manager
QA специалист / Инженер по тестированию
Presale Consultant
Системный аналитик

Играем в машинки по-взрослому: как мы стали поставщиками IT-решений для крупнейших автомобильных концернов - 5

Автор: Bright Box

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля