Как понять, хочешь и сможешь ли ты быть менеджером?

в 10:54, , рубрики: human resources, Песочница, управление проектами, метки: ,

Добрый день, хаброобщество.

Мой пост — отклик на многочисленные публикации в стиле «Менеджер vs технический специалист. Блуждание души».

Я работник одела управления проектами ИТ одного из министерств. В мои обязанности входит две задачи: администрирование продукта нового проекта и, собственно, пока продукт в стадии разработки, ведение всех вопросов, лежащих в плоскости проекта и моей компетенции.

В отделе нас трое: начальник и двое специалистов, к коим я и отношусь. Три серьёзных проекта плюс несколько небольших. Это моя стартовая точка к росту в ПМ. Да-да, я очень хочу стать менеджером. Дальше небольшая история о том, как я осознал, чего хочу от работы.

Всё началось ещё со школы. Нет, я не был старостой. Я был очень силён в математике, легко всё схватывал и получал огромное удовольствие от того, что разъяснял, как решаются те или иные задачи и наблюдал как люди, для которых я старался, могли в дальнейшем самостоятельно их решать. Я не был отличником. Я был выше среднего (проблема с языками). Так я сделал свой первый и осознанный выбор профессии — преподаватель.

Первый год обучения увлёк меня программирование на Delphi. Я писал небольшие утилитки, которые мне необходимы были для облегчения общения с компьютером. Вы ничего не подумайте, я с компьютером был на ты (с того момента, как летом между 10 и 11 классами в руки мне попал Resource Hacker, тогда я в серьёз начал интересоваться архитектурой ПК и структурой Windows). Способность к самостоятельной генерации задач для решения быстро иссякла, т.к. не было в них потребности. В это время меня увлекла научная работа на кафедре. Самая настоящая научная работа, кототорая сопровождала меня всё моё время обучения.

На 2-м курсе меня познакомили с хабром. С тех самых пор я стал завсегдатаем сообщества. Параллельно начал искать интересные блоги и порталы, где были IT-дайжесты. Delphi я использовал всё реже и реже. Научка стала съедать львиную долю моего университетского и не только времени. Я начал представлять себя через 5 лет среди матёрых учёных или преподавателей нашей кафедры, ведь можно тогда совмещать два любимых мне занятия.

Тихо мирно текла моя жизнь. На 3-м курсе, точнее летом между 3-м и 4-м курсов я женился. Казалось бы, личная жизнь не имеет отношения к работе, но это сыграло важную роль в становлении меня тем, кем я являюсь по сей день.

На четвёртом курсе я увлёкся web-технологиями. Выбрал за основу Drupal (спасибо!) и от него начал плясать. Постепенно, пытаясь разобраться в работе модулей, я начал вникать в мир php. Там html и css незаметно подтянулись. Занимался я на уровне хобби и делал для друзей сайты визитки. Я рисовать особо не умею, поэтому все изображения были вытянуты из инета. Вроде бы должно быть стыдно, однако ни я, ни мои друзья не претендовали на использование этих работ для коммерческой деятельности.

Конец 4-го курса стал переломным. Отработал уже n-ое количество практических часов в школе, я пришёл к пониманию того, что многочисленные «реформы» превратили ту среду, где я хотел работать на благо общества, в нечто невыразительное и ужасающее. Так предо мной стала проблема переориентации. После долгого раздумья предо мной выстроились две дороги. Нет, не из желтого кирпича. Куда привели бы меня они я тогда не знал. Выбор лежал между научной работой в исследовательском институте и миром ИТ. Этот выбор помогла мне сделать моя возлюбленная, заставив всё-таки разобраться, что больше всего мне нравится кроме преподавательской деятельности.

Т.к. я решил идти в ИТ сферу, то дипломный проект взял себе очень сложный и разносторонний. Результатом диплома должно было стать написание и опубликование научно-методических материалов для будущих поколений студентов. Было тяжело. Предо мной стояло четыре цели и не было дано путей, с помощью которых эти задачи можно было решить. Задачи были разбиты на подзадачи. Некоторые подзадачи были разбиты на ещё более мелкие, те в свою очередь были упорядочены и объединены для экономии времени и ресурсов. Четыре вопроса, лежащие пусть и в одной плоскости, но далеко друг от друга. В срочном порядке приходилось подтягивать знания. Всё моё время разделилось на 3 этапа: день, вечер и ночь, — утром я мог хоть немного поспать. Днем эксперимент, вечером обработка и описание результатов, ночью сопоставление с ранее полученными. В выходные я отдыхал и посвящал время семье. Всё резко выпадало из головы в субботу утром и также стремительно возвращалось в понедельник. Со мной работало ещё 3 человека (2 непосредственно и 1 над смежной своей работой). Им приходилось делегировать часть работы, иначе я бы свихнулся и всё завалил. Меня не смущало, что люди с которыми я непосредственно работал — преподаватели нашей кафедры — люди намного старше меня. Все мы в одной лодке. Тогда я начал замечать, что разделять и делегировать, а затем собирать и обрабатывать у меня получается довольно успешно. Таким образом от абстрактной задачи до конкретного результата (публикация 2-х и подготовка к публикации ещё 2-х научно-методических материала общим объёмом почти 300 стр.) прошло 4 месяца. Почти все задачи приходилось вести параллельно, т.к. работать каждый день за какой-то конкретной установкой я не мог. Постоянный спор с научным руководителем по поводу методов исследования, необходимости тех или иных ресурсов, результатов работы и сроком сдачи отчётов стало обыденностью. Работа была тяжёлая, мои сокурсники смотрели на меня как на идиота, я сам порой себя так чувствовал, т.к. очень сильно уставал, но эта работа приносила мне огромное моральное удовлетворение. Мне нравилось чувствовать себя причастным к проекту, при этом причастность не на уровне исполнителя, а на уровне координатора работы. Мне важно было знать всё что происходит не только по нашему проекту, но и по проектам моих коллег, т.к. надо было выстраивать план работ минимум на неделю и согласовывать его с теми людьми, кто мог бы использовать нужно нам оборудование. Именно тогда-то я, честолюбивый экстраверт, и понял, чем хочу заниматься.

После окончания учёбы я распределился в ИТ отдел одного из госуправлений. Системное администрирование было моей обязанностью (как именно я туда попал — это отдельная и очень длинная песня). Т.к. я всегда жажду новых знаний и навыков то список выполняемых мною функций быстро разросся. Я был единственным в команде, кто хотел модернизировать технологию обслуживания пользователей. Пришлось потратить большое количество времени, чтобы заразить коллег мыслью о полученной выгоде (речь идёт о уменьшении времени выполнения определённого набора функций). Частично модернизацию разума и подходов работы удалось осуществить (идея Help Desk'а, которая перешла в стадию тестирования нашим отделом, начатая база знаний, новые, прогрессивные подходы к администрированию, создание заинтересованности в чём-то новом). Проработал я на этой должности 5 месяцев – и меня заметили в центральном аппарате нашего министерства. Предложили работу в отделе управления ИТ-проектами. Я долго не размышлял. Разница по деньгам не компенсировала прирост объёма работы, но это совсем иной уровень и опыт работы. И мне моя новая работа нравится гораздо больше, а это главное.

Вся идея в том, что цепочка «разработчик — менеджер» выглядит противоестественно, но имеет право на существование. Я не знаю менеджера, который бы сразу занял позицию руководителя, но я знаю менеджеров, которые ушли в разработчиков, просто на стадии учёбы они поняли, что им проще и удобнее выполнять поручения, чем принимать решения и делегировать работу.

За свои не многочисленные годы я перепробовал многое: учить, выполнять научную работу, участвовать в проектировании научного оборудования, вести передачу на интернет-радио, сочинять слоганы, убеждать людей в покупке какого-либо продукта, быть разработчиком, быть курьером и грузчиком, прогнозировать и планировать и многое-многое другое. Всё это помогло получить большое количество различных навыков и знаний, а также определиться — чем именно я хочу заниматься. И к этому я буду стремиться.

ИМХО – нельзя со студенческой скамьи стать менеджером. Нельзя этому научиться по книгам. Всё это может дать лишь базис для развития и общее понимание вещей, которые творятся вокруг. Для того, чтобы стать руководителем нужно прийти к осознанию тех трудностей, которые возникнут, быть готовым светить всем и зажигать в умах своих подчинённых свои идеи, уметь выслушивать идеи, их конструктивно обсуждать и воплощать в жизнь стоящие, стараться поддерживать дружеские отношения, но не бояться поручать работу и наказывать за её невыполнение. Ну и поощрять, разумеется.
Очень надеюсь, что эта публикация поможет кому-то решить вопрос его будущего.

Автор: Aisu_Kuge

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля