- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
«Попался. Предатель. Ржунимагу». Как-то так реагируют люди, узнав, что у меня iPhone. И вот стою я перед вами, уличенный в пользовании продуктом конкурента — и признаю себя виновным.
Но, если отложить в сторону блогеров с их постами в духе «попался», на деле есть реальные причины для того, чтобы пользоваться продуктами/сервисами помимо тех, что сделаны вами (или компанией, где вы когда-то работали). Можно написать хоть тысячу твитов, но, думаю, это всё равно все знают. Подход, применяемый во многих отраслях — недооценивать или даже чураться конкуренции — подробно описан и изучен, и выводы, к которым он приводит, говорят о том, что конкуренция это хорошо.
Способность учиться у конкурентов не только необходимо развить у всей команды разработчиков продукта, но она также может быть своего рода навыком, который имеет смысл оттачивать. Давайте в деталях рассмотрим всё, что касается использования продуктов конкурентов.
То, что продукты конкурентов нужно использовать – очевидный факт. Вам нужно знать, с чем вас сравнивают потребители/компании, принимая решение о покупке. Они будут учитывать множество факторов, и вам стоит их знать — с точки зрения их важности не только для продаж и маркетинга, но и для процесса проектирования ваших продуктов.
Легко попасть в ловушку и начать составлять сравнительные списки характеристик или же клонировать продукты конкурентов — возможно, именно для этого вы отслеживаете конкуренцию. Но этот метод весьма слаб. Часть планирования вашего продукта/услуги — это создание вашего уникального ценностного предложения: может быть, это функциональные возможности, цена, реализация или, например, оформление?
Не достаточно просто стать таким же, как конкурент (возможно, более авторитетный), и в изучении конкурентов лишь ради паразитирования на их ценностных предложениях толку нет. В целом, если в последний момент вы просто добавите к плану разработки своего продукта «классную фишку» от конкурента, для покупателей это не сработает и вдобавок будет шито белыми нитками. Это и есть разработка «на основе сравнительного списка».
Разработка продукта — сложная задача. Магии здесь нет. И, что еще хуже, большинство людей, создавая продукты одной «категории», черпают озарения, идеи и технологии из одних и тех же источников. Продукты, имеющие большой успех, часто могут отличаться от второсортных, плетущихся далеко позади, лишь несколькими особенностями из тысяч.
Изучение конкурента дает возможность оценить свой выбор в совершенно ином контексте. Когда вы принимаете решения касаемо продукта, вы делаете это в условиях вашей компании, стратегии, бизнес-модели и людей/талантов. А что если поменять что-либо из этого? Это то, что знание конкуренции позволяет вам сделать, и в основном — бесплатно (не нужны ни консультанты, ни сверхсекретные исследования).
Что значит хорошо изучить конкурентов? Каковы распространенные ошибки?
При изучении конкуренции есть несколько распространенных техник, применяемых из наилучших побуждений. При этом есть способы проведения конкурентного анализа, после которых всё равно остаётся много вопросов.
Что еще хуже, конкурентный анализ может проводиться небрежно или в духе «давайте скорее с этим разделаемся». При таком подходе теряется, быть может, самый ценный источник информации для долгосрочного проектирования продукта.
Есть множество потенциальных проблем, и вот несколько примеров тех, которые мне встречались:
Есть причина, почему Паттон часто ссылался на трактат Фукдида «История Пелопоннесской войны». Это тщательный и вдумчивый анализ, который выходит за рамки рассказа, кто в какой битве победил, вместо этого проникая в умы, культуру и мыслительные процессы людей. Конкуренция в бизнесе — не война и не должна ею считаться, ни буквально, ни образно (по крайней мере, ставки относительно невысоки, и бизнес — это нескончаемая серия схваток и сражений, а не стремление «покончить» со всем этим раз и навсегда). Тем не менее, очень важно вдумываться и понимать тактику, процесс принятия решений, распределение ресурсов, и т.д.
Вот несколько техник, которые часто применяются совместно с использованием продукта. Самое главное, конечно – применять продукт в качестве основного инструмента везде, где предполагается его использование, и таким образом, как было заложено при его разработке. Есть ряд способов поделиться такими сырыми данными, выявленными во время изучения продукта:
Конечно, независимо от подхода, непременно запишите результаты своей работы (записывать означает обдумывать!) и поделитесь с командой (обучение через обмен знаниями [2]).
Это лишь некоторые распространенные подводные камни и подходы к конкурентному анализу. Их гораздо больше. Можете смело делиться своими любимыми подходами в комментариях (у Стивена, конечно, да и здесь тоже, мы ему передадим — прим. пер.).
В конце концов, изучение конкурентов — это работа для всей команды. Людям, которые непосредственно выполняют саму работу, необходимо изучать конкуренцию – это важно. Это задача не для административного персонала и не для тех, кто не участвует в разработке. Руководство изучает конкуренцию, а не просто получает отчеты по конкурентам. Эксперты в сферах знания, которые задействует продукт, должны углубиться в детали конкуренции («железо», софт, подсистемы, периферия, API и т.д.).
Будьте одержимы исследованием конкурентов. Всегда. Это никогда не было так актуально, как в быстро развивающемся и динамичном мире продуктов, где информация разлетается мгновенно, а размах и сложность огромны, как никогда.
Автор: AIVolkov
Источник [3]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-proektami/26387
Ссылки в тексте:
[1] мышление: http://www.braintools.ru
[2] обучение через обмен знаниями: http://blog.unit6.ru/2013/01/learning-by-sharing.html
[3] Источник: http://habrahabr.ru/post/168311/
Нажмите здесь для печати.