- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Это — передача для тех, кому интересна предпринимательская деятельность в сфере ИТ, новые бизнес-модели и все, что связано с управлением проектами, медиа и производством контента.
В этом выпуске: Мария Подлеснова — основатель Rusbase — онлайн-издания о технологиях. Мы обсудили историю компании, рабочие процессы, инсайты и новый проект Spinon.
[3]
Минутный видеотизер этого выпуска в Facebook [4] и на IGTV [5]
Какая у вас была аудитория на самом старте? Как вы развивались? Как вам удалось придать первый импульс для этого проекта?
В этом августе мы плавно перешли отметку в 1,5 миллиона уникальных читателей в месяц.
Мы создали компанию в 2012 году, но медиа запустили только в апреле 2015 года. Изначально Rusbase стартовал с посылом, что мы будем делать русский Crunchbase [8] или AngelList [9].
Акцент был на сервисы и базы данных. Новостям не планировали уделять много внимания.
Сервис назывался Rusbase Partners Program [10] — это была база инвесторов и стартапов. Еще у нас был календарь мероприятий [11]. Мы были уверены, что фонды и стартапы за это будут платить деньги, и первые годы они действительно платили. Затем был кризис 2014 года, и вся инвестиционная активность начала сворачиваться. Поэтому инвесторы проекта предложили делать медиа. Тогда у нас работала Элина Кириллова [12] и ещё две девочки: Маша и Кристина. И мы запустили издание.
Когда на Rusbase были только сервисы, у нас было 12 тысяч посетителей в месяц. В начале существования медиа в 2015 году — 50 тысяч человек. К августу 2016-го пользователей стало 500 тысяч. Мы никогда не покупали трафик и не делали отдельной рекламы.
Мы просто начали готовить материалы и привлекать авторов.
Сначала в издании мы занимались рерайтом, потому что в России не было достаточного количества контента. Затем мы начали писать про российскую действительность и делать интервью. Важным шагом для нас стал отход от венчурной темы. Стало понятно, что в России это узкая тема, о которой читает 20 тысяч человек. Поэтому надо было писать и про технологии, и про бизнес.
Сегодня мы делаем ставку на эти темы. Нам не важно, чем вы занимаетесь. У вас может быть палатка с шаурмой или автомойка, но мы можем про вас написать. Единственное условие: в бизнесе должна быть технологическая составляющая. Например, анализ данных о клиентах.
Мы не отказываемся писать про компании из реального сектора экономики, но хотим уделять больше внимания бизнесу на основе технологий. Наш слоган: «Слезаем с нефтяной иглы». Он связан с тем, что мы хотим показывать и рассказывать, как зарабатывать на технологиях.
И это относится не только к IT-сфере. Раньше нашей целевой аудиторией были инвесторы и стартапы. Сегодня — это любой человек, который связан с технологиями или бизнесом в России.
Пусть это будут даже покемоны или криптовалюты.
Есть темы, которые мы развиваем сами, например RecTech [13] или SexTech. Это — какие-то новые ниши в технологиях, про которые мало кто спрашивает. Все могут говорить об IoT, но когда ты выпускаешь большой лонгрид про этот рынок в России, у тебя будет 4–5 тысяч прочтений.
Если ты напишешь про покемонов или Тинькова, у тебя будут совершенно другие цифры.
Запись подкаста в коворкинге tceh — фотоэкскурсия по локации в Instagram [14]
Вторая большая группа сервисов — это каталоги. У нас есть афиша событий [11], B2B-магазин [15], Rusbase.EDU [16] и Rusbase.CHANCE [17] — тоже бесплатные сервисы. Для этих разделов мы вручную собираем полезную информацию. Например, когда мне говорят, что в России нет денег, я всех отправляю заглянуть в рубрику CHANCE. В ней мы собираем все акселерационные программы, хакатоны, скаутинги, грантовые программы и стажировки.
Это не какой-то высокотехнологичный сервис, а агрегация правильного контента в правильном месте. Живет и база сделок. Снова никакого rocket science — мы каждый месяц кропотливо собираем ссылки на все сделки. Но когда ты заходишь в этот раздел, у тебя возникает wow-эффект, потому что ты видишь все публичные сделки более чем за 6 лет. Это удобно, потому что это простой инструмент сортировки. Например, при его помощи можно найти все соглашения в области food tech за последние пять лет. Это ещё и хороший SEO-трафик.
Но есть и свои минусы. Как я понимаю, первая проблема связана с нашей темой бизнеса, и она не возникает на Хабре и vc.ru. В авторском контенте сложно проверить все факты, как мы это делаем в редакционных материалах. Например, автор делает обзор мнений десяти экспертов и приходит с этим к нам. Но у нас нет возможности проверить все эти факты и мнения. Из-за таких авторских колонок у нас возникает больше всего скандальных историй.
Есть и вторая сложность. Как только выходит авторская колонка, она попадает в соцсети и все подписчики почему-то думают, что это реклама. Понятно, что у автора материала должно стоять имя и название компании. Но из-за этого люди часто считают, что эти колонки проплачены.
В целом UGC-контент — это очень хорошая часть трафика и контента для Rusbase. Но мы не хотим переходить полностью на авторские материалы.
Еще один наш подкаст — GLPH.Media [18] — аудио в iTunes [19], веб-версия [20] и текстовый транскрипт на Хабре [21]
Я не верю в аудиоформат. Возможно, потому, что я сама никогда не слушаю подкасты. Я считаю, что в какой-то момент текст выигрывает. Главное — правильно расставить акценты.
Мы очень часто делаем расшифровки. Например, была очень необычная история с выступлением Сергея Солонина. Видео с лекции в школе MACS висело неделю в Facebook Сергея, и никто это не смотрел. А мы сделали расшифровку выступления [22], и получился огромный инфоповод на весь рынок.
Я очень сильно верю в видео, и я бы хотела создать собственный продакшн. Для нас это пока дорого. Возможно, собственное видеопроизводство будет нашим следующим большим шагом. Это важная имиджевая история, которой я готова заниматься круглые сутки, но на неё пока нет бюджета. Сейчас всё видео мы делаем с внешним продакшном. Причем мы работаем с выпускником Rusbase: основательница видеопродакшна раньше была у нас UGC-редактором.
Чаще всего кто-то приводит работать своих друзей и знакомых, поэтому у нас сохраняется большая преемственность. Даже наш чат называется Rusbase Family, а все люди уходят без конфликтов. Ключевой фактор для отбора новых сотрудников — желание работать именно в Rusbase. Это важно, потому что у нашего проекта специфическая тематика.
Из этого вытекает, что чаще всего сотрудников мы выращиваем внутри. Нам сложно найти сотрудника извне. Поэтому в случае выбора между старым сотрудником и новым мы предпочтем отправить «старичка» на курсы и дотянуть до новой должности.
Что вы проводите и зачем?
Мария Подлеснова в Facebook [24]
Первая проблема — наличие платежеспособной аудитории. На мероприятия по финтеху и анализу данных люди готовы покупать билеты по 15–25 тысяч, и других подобных тем в России я пока не вижу. Если раньше бюджет на мероприятие формировался из продажи билетов и денег спонсоров, то сейчас спонсорство уходит. Поэтому средняя стоимость билета увеличилась.
Вторая — количество контента.
Компании на каждом углу говорят, что у них есть классные кейсы в big data. Ты приходишь и спрашиваешь: как организация применила новую технологию на своих данных? В чем уникальность решения? Какие результаты? И ничего. В итоге получается, что только у 10–15 компаний реально что-то работает, и они могут об этом рассказать.
Помимо крупных мероприятий, мы проводим speed dating’и. Это бесплатно. Мы делаем это, чтобы «выгуливать» свою аудиторию инвесторов и стартапов. Например, весной мы делали встречу по технологиям искусственного интеллекта, и это было очень круто. Инвесторов пришло больше, чем стартапов. Такие мероприятия возникают очень спонтанно: мы решаем, что пора нам всех собрать, выбираем тему и встречаемся. Это дружеские вечера, которые мы проводим не ради денег.
Первый — люди просто хотят нанять айтишников. Это самое простое. Второй — корпорация искренне хочет внедрить или купить какую-то технологию. В этом случае компания чаще всего хочет стать клиентом стартапа и внедрить его решение в свой процесс. Третья история — это сделки по слиянию и запуск новых пилотов. Это сложно, тяжело.
На это идут очень мало российских компаний.
Spinon [25] мы делаем вместе с Настей Атькиной [26]. Это — компания, которая работает «свахой» для корпораций и молодых команд. У нас нет никакой рекламы и ни одной исходящей продажи. Все компании-клиенты приходят по рекомендации других наших клиентов. В этом нет никакого волшебства, просто мы круто делаем свою работу.
Выглядит это так. Приходит любая компания и просит сделать ей классно. Нам дают задачи, и мы придумываем формат. Чаще всего компании хотят делать хакатоны, потому что это модно. Но они не всегда нужны, и в последние два раза я даже отговаривала компании делать хакатоны. Такой формат создания продуктов не выстреливает. В моем опыте нет ни одного кейса, когда созданное на хакатоне решение выросло в стартап, компанию или пилот.
Чаще всего мы используем публичный скаутинг и решаем проблему общего пиара. Если компания занимается инновационными технологиями, ей нужно, чтобы она была видна на этом рынке. Поэтому Spinon покупает рекламу на Rusbase, Хабре, vc.ru и других площадках.
Новый проект — Spinon [25]
Мы выступаем как агентство, которое размещает правильную информацию в правильных местах. Мы владеем огромным сообществом технологических предпринимателей с разным стеком. Поэтому мы используем не только баннерную рекламу, но и личные приглашения, а также поиск вручную.
Это умение появилось за счет работы в технологической индустрии, но это абсолютно отдельный бизнес, который денежно поддерживает Rusbase.
С другой стороны, стартапы часто не могут развернуть свою модель на больших мощностях корпорации. Получается, что есть корпорация и есть деньги, но ты захлебываешься и не можешь масштабироваться. Поэтому получается так мало историй запуска классных пилотов.
За четыре года мы почти не видели таких случаев. Единственный отчасти подходящий кейс — скаутинг для Альфа-банка по системам распознавания текстов, аудио и видео, который был в 2015 году. Но такое решение Альфа-банк запустил только в начале 2018. Мы связались с фаундером, и он сначала не вспомнил, что компания познакомилась с банком у нас.
Процесс запуска всегда происходит слишком долго и слишком тяжело. За это время из корпораций могут уйти люди, которые отвечали за этот проект. У нас нет выстроенного процесса построения взаимодействия стартапов и крупных компаний, но мы пытаемся это сделать.
Сейчас мы занимаемся проектом с QIWI, и я надеюсь, что у нас что-то получится. Хотя и там мы уперлись в человеческий фактор. Возможно, нужно просто больше пробовать и учиться, потому что «волшебной пилюли» не существует.
Автор: VSCE
Источник [33]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-proektami/293626
Ссылки в тексте:
[1] подписаться и прослушать подкаст в iTunes: https://itunes.apple.com/ru/podcast/vsce/id1410854336
[2] прослушать в веб-версии: http://vigorousspace.co/vsce/2
[3] Image: https://habr.com/company/vsce/blog/424109/
[4] в Facebook: https://www.facebook.com/m1try/videos/1668008059976413/
[5] на IGTV: https://www.instagram.com/tv/Bn7wGlcgz_Z/
[6] dmitrykabanov: https://habr.com/users/dmitrykabanov/
[7] Rusbase: https://rb.ru/about/
[8] Crunchbase: https://en.wikipedia.org/wiki/Crunchbase
[9] AngelList: https://en.wikipedia.org/wiki/AngelList
[10] Rusbase Partners Program: https://rb.ru/pipeline/
[11] календарь мероприятий: https://rb.ru/events/
[12] Элина Кириллова: https://www.facebook.com/eliakirillova
[13] RecTech: https://www.forbes.com/sites/alisoncoleman/2017/10/29/the-rec-tech-revolution-four-startups-shaking-up-the-way-you-get-hired/
[14] фотоэкскурсия по локации в Instagram: https://www.instagram.com/p/BjvDKfhg1vp/
[15] B2B-магазин: https://rb.ru/services/
[16] Rusbase.EDU: https://rb.ru/edu/
[17] Rusbase.CHANCE: https://rb.ru/chance/
[18] Image: https://t.me/glphmedia
[19] аудио в iTunes: https://itunes.apple.com/ru/podcast/glph-media/id1435713366
[20] веб-версия: http://vigorousspace.co/glph/1
[21] текстовый транскрипт на Хабре: https://habr.com/company/vsce/blog/423447/
[22] сделали расшифровку выступления: https://rb.ru/story/solonin-lecture/
[23] Света Зыкова: https://www.facebook.com/sv.zykova
[24] Мария Подлеснова в Facebook: https://www.facebook.com/podlesnova
[25] Spinon: https://spinon.company/
[26] Настей Атькиной: https://www.facebook.com/aatkina
[27] Image: https://t.me/vscemedia/6
[28] iTunes: https://itunes.apple.com/ru/podcast/2-%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0-rb-ru/id1410854336?i=1000420078002&l=en&mt=2
[29] FB: https://www.facebook.com/m1try/videos/1610946865682533/
[30] IGTV: https://www.instagram.com/tv/BmNMUnqAthD/
[31] FB: https://www.facebook.com/m1try/videos/1671164589660760/
[32] IGTV: https://www.instagram.com/tv/BoEzraJg9k_/
[33] Источник: https://habr.com/post/424109/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=424109
Нажмите здесь для печати.