MyTb — мой первый стартап, мои первые грабли

в 8:19, , рубрики: sturtup, стартапы, управление проектами, метки: ,

Добрый день. Сегодня я хотел бы рассказать вам про мой стартап mytb.ru

Предыстория

Первый стартап — это всегда много ошибок. Во всяком случае, у меня так. Я 3 года работал как фрилансер: создавал, продвигал и поддерживал сайты разным заказчикам, и всегда были моменты, когда я думал, что они все делают неправильно. Тут не так, тут нужно было совсем по-другому. Было ощущение, что я мог бы развить их бизнес гораздо лучше, чем они. Особенно когда начитаешься книг про стартапы и маркетинг. Сразу как-то глаза открываются, и видишь, что люди что-то не то делают. Чувствуешь себя умней, чем остальные, тебе же теперь известны новые кейсы, ты многое узнал из книг и думаешь, что знаешь как надо. (Боже, как я ошибался =))

Но это всего лишь мое мнение, мои домыслы, ничем не подтвержденные знания, пока я не сделал что-то сам, не применил так сказать знания на практике. Последнее время появилось очень много вебинаров, книг, конференций о стартапах. И везде звучит вопрос, «как найти идею для стартапа». Гуру нам отвечают «идей полно, каждая проблема это скрытая возможность!». Я с ними полностью согласен, но я задал бы им немного иной вопрос, как найти идею, которая бы тебя захватила. Проблем действительно полно, особенно в России, и решение любой проблемы — это потенциальная возможность создать стартап, решающий данную проблему.

Что-то я отвлекся от своей истории. Подытожим, были амбиции, было прочтено множество книг о бизнесе и маркетинге, было прослушано много вебинаров на эту тему. Надо искать идею! Как только захотел что-то создать, тут же начал замечать на улицах разного рода проблемы, и на ходу придумывал, как бы можно было улучшить тот или иной бизнес. Но той, которая бы зацепила, так и не появлялась.
И вот однажды, мой брат забронировал столик в баре. Ему пришлось днем отпрашиваться с работы, и ехать в бар, отдавать депозит. Когда он приехал злой домой, то спросил, «Черт, почему нельзя оплатить этот депозит карточкой?». На что я ответил, "- А давай сделаем, чтобы можно было!". Так началась история нашего первого стартапа.

Подготовка

Начали мониторить рынок. Все предлагали либо позвонить, либо оставить заявку на бронирование столика, и в основном все касалось ресторанов. Для клубов и баров практически ничего не было. Мы решили сделать без звонков и заявок. По задумке, человек должен был выбрать столик на план- схеме заведения и оплатить через электронные деньги. Подтверждение должно прийти по СМС, и у менеджера на планшетнике отобразилось бы время брони конкретного столика. Где-то месяц мы обдумывали идею, обсуждали трудности, с которыми можем столкнуться.
Прочитали пару книг:

  1. Сергей Миронов «Как вывести ресторан из Жесткого кризиса»;
  2. Дмитрий Лазарев «Продающая презентация»;
  3. Николай Рысев «Активные продажи».

В общем подготавливались предлагать покупателю продукт, которого еще нет, чтобы выявить его потенциальные потребности. Прошел месяц, а идея все еще захватывала, тогда решили, а давайте приступим.
В это время я работал в одном стартапе, копирующим зарубежный, очень успешный аналог, и вел еще пару старых заказчиков. Словом времени не было совсем. Поэтому за основу сайта взял битрикс. От него использую админку и API к базе данных. Для домашнего стартапа с минимальным бюджетом и с временем 1-2 часа в день после работы, самое то. Я просто знаю битрикс, знал бы другую систему, была бы она(хотя знаю еще UMI, но для портала это вообще не вариант). От фреймворка отказался, так как на нем все-таки дольше писать бы пришлось.

Началось движение.

Написал практически весь функционал, и тут Forbes объявляет конкурс стартапов. Условием была зарегистрированная фирма. Что ж поучаствовать хотелось, поэтому пошли и зарегистрировали фирму. Я уже давно являюсь ИП, поэтому с этим трудностей не возникло. Но я понимаю, что до начала конкурса не успеваю доделать сайт, чтобы он полностью нормально функционировал. Да и выглядел он фигово. До голосования еще 4 недели и я решаюсь поговорить со своим Ген директором по поводу 2х недель за свой счет, ну или увольнения.
Он же тоже стартапер, должен понять. Рассказал ему идею, он к ней отнесся скептически. Сказал, что у него был стартап связанный с клубами, и объяснил, что есть очень много подводных камней при взаимодействии с ними. 2 недели не дал, сказал «Увольняться я тебе не советую. Если хочешь что-то сделать, подготовься по полной, напиши бизнес план, поговори хотя бы с 50 клубами. И если пойдет движение, и ты уже совсем не сможешь совмещать работу со своим проектом, тогда можно увольняться.» Спасибо ему за совет, увольняться я не стал. Вроде он сказал банальные вещи, которые пишут в любых книгах по стартапам, но когда читаешь это одно, когда дело касается лично тебя, то зрение сужается, как на большой скорости. Идея захватывает и готов все бросить, чтобы ей заниматься. Да, если есть на что жить, это бесспорно классно, но необдуманный фанатизм может довести до такого состояния, что потом больше не захочется заниматься ни одним стартапом.
Итак, я остался на работе, к конкурсу сделал все, что смог, выслали видео и презентацию. На сайте форбс наша заявка все не появлялась и не появлялась. В последний день, методом дедукции я вычислил, что появились заявки, которые были присланы в форбс после моей. Естественно пишу туда, а они в ответ «Вашей заявки нет, высылайте скорей». Вот блин, теперь, даже если придет подтверждение, то обязательно буду переспрашивать дополнительно.

Все вроде обошлось, заявку разместили. Было больше 200, победили 11 команд. Помимо нас в конкурсе было около 6 сайтов такой же тематики. Об этом мы узнали в последний день, когда выложили всех участников. Вот облом. Видео презентация не была рассчитана на такое, в ней мы рассказали основную идею, и очень мало рассказали о том, чем мы отличаемся от всех остальных, в чем наше конкурентное преимущество.
Но на самом деле все это, все равно было бесполезно, потому что мы уже совершили самую большую ошибку.
Мы плохо промониторили конкурентов. Такую фишку, как хотели мы, сделали z-o-n.ru. Кстати на хабре они анонсировали себя. После детального его изучения, мы поняли, что с нашим трафиком мы не сможет конкурировать с ними. Поэтому решили развивать одну из наших вспомогательных идей. Теперь мы не сервис бронирования столиков, а сервис подписки на акции и события в ночных клубах, барах и ресторанах.

Идея этого направления возникла, на основе интервью в передаче «Бизнес секреты с Олегом Тиньковым». В гостях у него был основатель купонгид, Ромил Чумаков. Передачу смотрел давно, но тут всплыла в голове, и подумал, даже его сервис не дает необходимой простоты нахождения акции в конкретном заведении. А у нас есть база заведений, почему бы не прикреплять акции к заведениям? А брать их оттуда же, с купонных сервисов. А так как акция в каждом отдельном заведении не так много, и они не так часто появляются, то можно еще и по СМС людей информировать. Раз есть купонгид, значит у купонных сервисов уже написан API. Написал почти 150 купонным сервисам, откликнулись только 11 (с ними и работаем. Один правда закрылся.) Был очень удивлен, что у самых больших игроков нет такого API, или разрабатывается. Формат XML у них у всех примерно одинаков, написал 1 класс, и подключение любого сервиса теперь занимает не более 5 минут. Поставил на cron и каждый день начали появляться новые акции. Прикрутил СМС сервисы, все вроде готово для запуска. СМС-ки оплачиваю сам, в дальнейшем, думаю переложить это на плечи заведений, если у них много подписчиков будет.

Раскрутка проекта.

Денег особых нет, опыта тоже особого нет, так что если будут какие-то советы, о том, как продвигать наш сервис, то с радостью выслушаю.
Как мы эксперементировали:

  1. Для теста потратили немного денег в контексте, эффекта не было, но тогда был еще старый дизайн, нужно пробовать еще.
  2. Начали SEO, на пару низкочастотных запросов.
  3. Поучаствовали в конкурсе Forbes, в Премии Рунета и в Рейтинге Рунета.
  4. Заказали обзор нашего сервиса на новостных сайтах и форумах.
  5. Разослали Email рассылку по заведениям, в которой предложили им с нами сотрудничать. Они заполняют информацию о своих акциях и событиях, мы отсылаем их подписчикам СМС и Email с уведомлениями. Для заведений все тоже бесплатно. Разослали по 1107 адресам, ответили, к сожалению, очень мало заведений. Поэтому такую рассылку вам не рекомендую. В ручную отправил 230 писем, ответило гораздо больше чем с 1000 базы.
  6. Создали группу в Вконтакте, и каждый день выкладываем там смешные картинки, интересные истории и забавные факты по тематике.

По раскрутке проекта, это скорей всего напоминает неуверенные попытки все попробовать. Но мы стараемся и экспериментируем. Ведь так и появляется опыт.

Вообще идей по проекту очень много. Хочется создать сервис, в котором будет объединено все, что связано с клубами, барами и ресторанами: от акций, событий, обзоров, рейтингов до бронирования столиков, описания разных коктейлей, истории диджеев, новости музыки, и все в этом духе, а еще хочется добавить элементы соцсети, с друзьями, фотками и видео.
Сложностей тоже возникает много. Вот сначала думали «Появляется акция, отправляем людям СМС». Но это подходит только для краткосрочных акций. А если акция действует все время, но только по четвергам? Когда отправлять СМС?

Новшества и планы.

Особо хочу отметить карту заведений у которых есть акции.
Я недавно искал скидку в каком-нибудь баре по близости. Но почему то все купонные сервисы не дают возможность дифференцировать нужный тип заведения на карте. Мы исправили эту оплошность. Дальше будем расширять список типов заведений.

Еще много чего, над чем стоит подумать.
Надеюсь вам понравилась наша идея, и в комментариях вы дадите нам много полезных советов.

P.S. Статья была написана месяца 3 назад, но вот только сегодня получилось выложить.

Автор: nProfessor

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля