И еще раз о мотивации

в 19:57, , рубрики: human resources, геймификация, мотивация, мысли вслух, управление проектами, метки: , ,

За сотни лет человечество придумало всего два мотиватора — морковка спереди и морковка сзади. Но реализации могут отличаться.

Когда хобби совпадает с работой

Меня часто спрашивают, как заставить себя учиться — будь то программированию или изучению иностранных языков. За несколько лет мой ответ не изменился. Нужно взять свое хобби (ну есть же у вас какое-то хобби?) и придумать для него сервис, приложение или сайт.

В студенческие годы я очень сильно увлекся MathCAD, часами просиживая на exponenta.ru (позже увлёкся Wolphram Alpha). Поэтому когда пришло желание изучить на досуге PHP (в то время все писали на PHP), то, о чём будет сайт, выбор даже не стоял.

За полгода разработки сайта на PHP о MathCAD «с нуля» были достигнуты такие цели:

  1. Выучен PHP на уровне, достаточном для разработки веб-сайтов.
  2. Уровень владения MathCAD был поднят на неописуемый уровень.
  3. Были получены знания по HTML/CSS/JavaScript, SEO, хостингу и работе DNS.
  4. В день ходило стабильно 200-300 человек, что было, на мой взгляд, успехом.
  5. Позже приобретенные знания были применены для разработки своего математического софта для Windows Phone, написания кандидатской и написания практикума по MathCAD для студентов.


На каких технологиях делать свой pet project? Отвечаю: нужно делать проект по очереди на разных технологиях, пока не поймете, что конкретная платформа или технология вам подходит, и вы хотите её выбрать в качестве основной на определенный период.

На мой взгляд, ситуация, когда хобби совпадает с работой, является просто идеальной. Вопрос в том, что нужно найти такую область или занятие.

Сделаю еще одну ремарку: вы никогда не знаете, какие знания и в какой момент времени вам пригодятся (и пригодятся ли вообще), но лучше страдать от переизбытка решений и знаний, чем от их отсутствия в нужный момент.

Челленджи! И только челленджи!

Какой бы классной ни была работа, сколько бы вам за неё ни платили, в какой-то момент она вам надоест, если не будет челленджа — некой надзадачи, которую, как кажется вначале, просто невозможно выполнить. Именно наличие надзадачи является вот тем «интересным проектов», о котором часто говорят на собеседованиях.

Если надзадачи нет, то ее можно придумать. Да, начальство не всегда разделяет рвения своих сотрудников сделать лучше, быстрее, качественней. А инициатива, как вы знаете, часто наказуема. Но что мешает в свободное время (если скучно, то оно наверняка есть) заняться своим проектом, самообучением, углублением в свою или смежную предметную область? Самомотивация в наше время — не менее ценное качество, чем ум или нестандартное мышление.

Я знаю, что я ничего не знаю

Известная фраза, суть которой в том, что чем больше вы знаете, тем больше открываете новых знаний, в результате чего приходит понимание, что на самом деле вы ничего не знаете. Парадокс состоит в том, что умнейшие представители человечества, как правило, очень критично относятся к своим умственным способностям. А вот люди, не обремененные интеллектом, склонны быть «экспертами» во всем. Знакомо?

Эффект Даннинга — Крюгера — когнитивное искажение, которое заключается в том, что «люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, и не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации». Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать свои способности и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным, которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами.

Как начитанность влияет на мотивацию? Очень просто. Чем более начитанным является человек, тем меньше материальных выгод он ищет в своей работе. Пирамида Маслоу в действии.

Когда начальник — муд... редиска

Очень сильный мотиватор. Более того, считаю, что must have в современном мире. Чувства разные: сильнейшая злоба вперемешку с желанием вырваться из этого омута, балансировка на грани приличия (а иногда и за её рамками), невосприятие всего происходящего и хорошая школа жизни. Такое себе реалити-шоу с вашим главным участием. Желательно где-то в начале карьеры, чтобы потом любой другой начальник и задача казались вам задачей, а не проблемой (кстати, в английском языке эти два понятия обозначаются одним словом — problem).

Хотя здесь главное — не переусердствовать. Ведь можно и перенять неMBAмовские методы управления и самому стать очередным «злобным мотиватором».

Геймификация

Довольно таки новое слово старого как свет понятия, смысл геймификации в том, чтобы интегрировать игровые механики в бизнес процессы (главная цель этого, как вы уже догадались, — повышение мотивации сотрудников). Ну там соревнования внутри коллектива, выезды на природу ака тим(де)билдинг и т.д.

Хотя главное — не перестараться. Вот я пишу хорошо статьи (как многие считают), но вполне посредственно сбиваю небольшие объекты с головы соседа с помощью привязанной между ног бутылкой (геймификация в процессе тимбилдинга). И вроде как бы этот навык и не очень нужен в повседневной жизни, но всё равно обидно, что кто-то делает это лучше меня. Второй пример плохой геймификации — лучший сотрудник месяца в каком-то ОАО «Солнышко». На доске почета на нас с болью смотрят лица лучших сотрудников, а на них с не меньшей болью те, кто не удостоился этого почетного звания!

В целом, нужно очень осторожно подходить к вопросу геймификации.

Я специально не говорил о материальных благах, об этом писал в одной из предыдущих заметок. Но главное, что хотел донести этой статьей, — каждый должен сам понять для себя, что для него является реальным мотиватором. И тогда работать станет веселей и приятней!

Автор: sashaeve

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля