- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
«Миссию» обычно продают компании в рекламном агентстве вместе с ещё тёплым брендбуком. Ну, то есть если это реально был брендбук, а не мануал по тому, как нельзя рисовать логотип на заборах. Миссия входит в ритуал обмена бабок учредителя на чужой базар.
Дальше на миссию забивают болт и работают как раньше. Точнее, про неё иногда вспоминают пиарщики и рассказывают после пресс-релизов про благотворительность. Честных миссий я видел всего несколько, в одной у крупной компании третьим пунктом даже шло «обогащение инвесторов».
Но, тем не менее, если вы используете распределённое управление, эта вот самая непонятная фигня вам жизненно необходима.
В России – скорее всего, чтобы была, потому что не положено большой компании жить без миссии. Есть и исключения, конечно. В других странах люди куда чаще создают бизнес не ради кучи бабок, джипа и ящика водки, а чтобы что-то поменять. В этом случае миссия описывает конечную цель или основной способ её достижения.
Дедушка Котлер как-то написал, что если объединить в любом порядке фразы про важность людей, стать лучшими в своей сфере и организовать мир во всём мире – получится вполне себе подходящая миссия для корпорации. Для любой.
Так вот, в классической теории, миссия – это описание смысла существования компании и средство мотивации персонала. Вопрос в том, сколько выпускников по специальности «маркетинг» смогут перевести это на простой русский язык и дать простой русский пример.
Отложим пока на минуту миссию и перейдём к кибернетике – науке о контроле.
При малых размерах иерархическая сеть управления с корневым центром принятия решений вполне справляется. При росте компании на уровне дальнего узла не всегда получатся взять и уточнить у руководителя, зачем мы вообще туда копаем. Если бегать с каждым решением от точки применения до верха (точки принятия окончательного решения), то сразу наступит stack overflow, коллапс и ад.
Поэтому с какого-то момента вам нужны центры решений уровнями ниже. Параллельно вводятся прямые линки (ближайшая аналогия – работа рефлекторной дуги вместо сознательной реакции через
Итак, в вашей структуре появляются люди, которые должны принимать решения, опираясь на своё жопное чувство. В целом, если они «свои в доску», все и так всё понимают. Но это, понятное дело, не всегда так.
Итак, нужно средство, чтобы человек мог проверить, насколько его решение (принятое самостоятельно без советов уровнем выше) правильное. Нужен инструмент. Это и есть миссия плюс ценности.
Хорошие миссии легко проверяются. Ставите перед собой любую задачу, и смотрите, какой из вариантов решения наиболее соответствует.
Например, если у вас есть выбор:
Вариант может быть не очень очевиден. При этом если вы из Cisco – в миссии есть про то, что компания создаёт надёжные сети. При колебаниях есть к чему обратиться. Проверяем (1) – не соответствует. Проверяем (2) – соответствует. Решение принято.
Или вот представьте, что вы работаете в Amazon, и вам нужно за 5 минут принять решение, ставить ли новый странный товар в продажу. А это совершенно непонятные подарочные сертификаты на CTF-квесты по информационной безопасности. Отказать хочется, но в миссии было что-то про пространство, где каждый может купить что пожелает. Наверное, стоит попробовать продать их, да?
Угадаете, чьё?
Мы сами пока не заморачивались на вот эти выточенные формулировки, но точно знаем две вещи:
Сразу скажу про Магеллан. Учитывая, что окружающая реальность – штука достаточно сложная, заявить в миссии про лучшие в мире игры и делать их на практике – это две большие разницы. Причём сильно. Но стараться надо.
Когда мы выпускаем новый тираж игры, как правило, он почти всегда улучшен: где-то помогает обратная связь по отзывам, где-то – рассказы игроков в соцсетях, где-то – анализ брака, иногда – рассказы аниматоров и так далее. Если косячим — такое случается — стараемся поправить. Буквально на днях (по закону подлости — сразу после топика про брак), Магеллан сдал партию игры «Агенты» со слегка отличающимися рубашками карт миссий по цвету. Как прошло контроль – загадка, скорее всего, брак касался не всей партии. В общем, мы успели продать штук 20, пока не написал darthslider [2] с указанием проблемы. С кем могли – связались. Собрали весь тираж из магазинов и отправили на переделку. С другой стороны, если бы в таком случае в магазины пришла бы игра с опечаткой – тираж бы не возвращали, но поправили бы в следующем.
Или вот недавно было два момента с локализацией игры: на финальной коробке неправильный кернинг в одной из надписей (не названии), плюс слоган издателя на английском. Казалось бы, нафига нам трогать кернинг, если он никак не влияет на продажи? А коробку надо печатать завтра, уже станок простаивает, магазины ждут. Так нет, мы её вынули из процесса, поправили и подготовили заново. И слоган перевели, да не просто перевели, а перевели в нескольких вариантах — и ещё раз на английский, чтобы авторы выбрали наиболее правильный оттенок смысла.
Всё это если и добавляет коммерческой ценности игры, то несопоставимо с затраченным временем. Но это подход – если можешь, делай хорошо. Я увидел такой в ремесленных мастерских Самарканда: там мастер просто не может отдать плохую или некрасивую вещь — ему будет банально стыдно. Потому что там была кастовая система профессий, и когда ты становишься мастером – ты даёшь конкретное обещание своим предкам. Контракт, если угодно. А для нас так делать — просто человеческий кайф.
А ещё производственники ковыряют оборудование и проходят целые инженерные квесты по его улучшению. К слову, одну из важнейших технических проблем в 2012-м решил инженер старой советской школы, который с помощью паяльника, плоскогубцев и какой-то матери собрал устройство, стоящее пару миллионов на западном рынке.
Ценности и миссия дают подсказки в том, что и как делать. Например, неразрешимая проблема – что должно быть на наружной рекламе, какой макет выбрать. Что мы делаем? Правильно, опять возвращаемся к миссии. Если бы она у нас была в формулировке как выше, то, как видите, ей явно не хватало бы конкретики в том, что именно есть позитив. Вроде как не массовые расстрелы, но всё равно вариантов рекламы остаётся ещё несколько штук. Ценности – это детализация миссии (грубо говоря). Они точно так же сообщают, на что ориентироваться.
Так вот, миссия – это инструмент проверки решений. Если решение приближает нас к исполнению миссии – оно правильное. Если отдаляет – неправильное.
А ещё можно строить миссию по поступкам компании, делая своего рода реверс-инжиниринг. Попробуйте, это интересно. Часто в момент понимания этого факта приходит другое ужасающее понимание, что, в общем-то, у большинства бизнесов нет иной цели, кроме как заработать любыми доступными средствами в кратчайший возможный срок.
Автор: Milfgard
Источник [3]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-proektami/70576
Ссылки в тексте:
[1] мозг: http://www.braintools.ru
[2] darthslider: http://habrahabr.ru/users/darthslider/
[3] Источник: http://habrahabr.ru/post/238461/
Нажмите здесь для печати.