Как привлекать инвестиции в стартап. Часть 1

в 10:09, , рубрики: деньги, инвестиции в стартапы, поиск инвесторов, развитие проекта, Развитие стартапа, управление проектами

Привлечение инвестиций можно сравнить, с одной стороны, с поднятием тяжелого груза и, с другой стороны, с составлением пазла. Чем больше сумма, тем тяжелее убедить инвесторов вложиться в проект. Большинство стартаперов не имеют достаточного опыта в привлечении инвестиций и не видят общей картины. Они вынуждены действовать вслепую, постепенно обнаруживая скрытую связь между разрозненными фрагментами информации.

Так что, и поведение инвесторов порой им кажутся непонятными и непредсказуемыми. Между тем, сами инвесторы часто делают не всегда логичный выбор, руководствуясь не только положительной мотивацией, но и мотивацией негативной. Это страх неизвестности: страх вложиться в провальный стартап или не сделать вложение в проект, который потом неожиданно взлетает.

Получается, что у стартаперов есть два варианта: довериться своей интуиции и воспользоваться советами более опытных людей. Под катом мы собрали несколько советов, которые проверены на реальном опыте.

Не в деньгах счастье

На каждом шагу нам рассказывают о том, сколько денег было вложено в тот или иной стартап, чтобы он стал успешным. Но не думаете ли вы, что здесь причина и следствие поменялись местами? Стремительный рост – вот, что делает бедную компанию успешным стартапом.
Безусловно, бывают ситуации, когда деньги играют решающую роль, но не стоит слепо верить в их всемогущество. Поэтому прямой причинно-следственной связи здесь нет.

Не пытайтесь усидеть на двух стульях

Не все стартаперы задумываются о том, насколько поиск инвестиций может отвлекать их от непосредственной работы над проектом. Для поиска средств есть свой период, для работы – свой. Если в критический момент, когда требуется принять, например, судьбоносное технологическое решение, руководство проекта рыщет в поисках сумм с большим числом нулей, то стартап сам может превратиться в полный нуль, не дождавшись ни хозяина, ни денег.

Поэтому выделите для себя время, когда вы находитесь в режиме сбора средств, а когда в рабочем режиме.
Если инвесторы забрасывают вас письмами и приглашают на встречи, когда вы находитесь в рабочем режиме – отказывайтесь, переносите общение на более поздний срок. Не поддавайтесь на провокации, потому что всё может закончиться на стадии переговоров, а время будет потеряно. Однако ничто не мешает параллельно принять вложение от заслужившего доверие инвестора, который предлагает перевести деньги без лишних обсуждений. Здравый смысл никто не отменял.

Устанавливайте новые контакты по рекомендации

Существуют инвесторы, у которых не принято, чтобы стартаперы знакомились с ними напрямую. Поэтому не стоит обнадеживать себя и надеяться на контакт, если вы отправили кому-то email, чтобы приобрести новые связи. Вполне возможно, что вам не ответят. В таком случае, очень важно, чтобы вы могли быть представлены и отрекомендованы через общих знакомых.

Наиболее удачный вариант, когда вас представляет известный инвестор, который с вами работал. Кроме того, это могут быть и другие люди, известные в стартап-сообществе: юристы, аналитики, обозреватели.
Также существуют специальные сайты, с помощью которых вы можете быть представлены инвесторам, например, AngelList, FundersClub, и WeFunder.

Считайте, что вам сказали «нет», пока не услышите «да»

Многие инвесторы долго медлят с ответом по тем или иным причинам. Они могут говорить намеками, абстрактными фразами, которые будут звучать обнадеживающе. Но это только на первый взгляд. Через некоторое время они могут резко отказать вам.
Другой распространенный прием – перестать отвечать на письма. Они не готовы дать ответ сейчас, и более того, они просто держат вас в резерве. Но если у них что-то изменится, вам неожиданно ответят, объясняя всё тем, что были очень заняты.
Такое поведение можно объяснить тем, что в любой момент ситуация на рынках может измениться, что безусловно влияет на решение инвесторов.
Единственная возможность подстраховаться на финальной стадии переговоров – попросить письменное подтверждение о том, что инвестор согласен на сделку.

Рассматривайте варианты параллельно, но в соответствии с их ценностью

Ведите переговоры сразу с несколькими инвесторами. Это экономит время и позволяет осознать, что эти несколько вариантов могут иметь не равнозначную ценность. Не зацикливайтесь на каком-то одном варианте. Подумайте, какой вклад в ваш проект сможет сделать каждый из этих инвесторов, и соответственно распределите свои усилия в работе с ними.

Если это крупный инвестор, который может много вложить, но затягивает переговоры, то его ценность не самая высокая. Есть и обратный вариант – бизнес-ангел, который даст немного, но в самое ближайшее время. А если этот бизнес-ангел ещё будет колебаться, то его ценность упадет ещё ниже.

Не скрывайте, что вы ведете переговоры параллельно. Дайте инвестору понять, что он не ваш спасательный круг, а просто потенциальный партнер – один из многих.

Выясняйте, где вы находитесь и куда вас ведут

Инвестор при встрече может говорить много, но не сказать самого главного: какой у него план.
Поэтому никогда не упускайте возможности при встрече задать инвестору важные вопросы:

• Что ещё нужно, чтобы принять окончательное решение?
• Нужна ли ещё одна встреча?
• О чем именно мы будем говорить на ней?
• Как скоро она состоится?
• Нужно ли им обсудить всё это с партнерами?
• Может, у них какие-то проблемы?

Чтобы не казаться чересчур дотошным, задавайте вопросы под видом человека неопытного, который просто хочет разобраться в ситуации. Но если вы видите, что вам отвечают неохотно и уклончиво, значит, инвестор пока не особо заинтересован в сотрудничестве с вами.

Не жалейте сил на свою первую сделку

Немаловажный фактор для многих инвесторов – мнение других инвесторов о вашем проекте. Если в него вложил деньги хотя один инвестор, то кредит доверия от последующих вам будет обеспечен.
Безусловно, первую сделку заключить труднее всего. Но чем быстрее вы этого добьетесь, тем легче будет вам в дальнейшем. Поэтому не жалейте сил. Оно того стоит.

Избегайте инвесторов, которые не хотят быть «первыми»

Иногда складывается впечатление, что некоторых инвесторов больше интересует не ваш проект, не ваш бизнес-план, а то, насколько вы интересны другим инвесторам. Когда начинаешь копать глубже, то выясняется, что они просто не хотят быть «первыми». Бывает, они прямым текстом говорят, что могут изменить своё мнение, если увидят, что другие инвесторы уже вложили в ваш проект не менее определенной суммы. И если у вас пока нет хоть сколько-нибудь крупных вложений, то сотрудничество с этими «скромными» инвесторами не имеет никаких перспектив.

Составляйте несколько вариантов бизнес-плана

Как вы думаете, почему многие инвесторы иногда задают вопрос о том, сколько всего денег вы планируете привлечь? Ведь такое почти невозможно спланировать – рыночная ситуация постоянно меняется.

Чтобы это понять, на время перенесемся в обычный магазин. К вам подойдет продавец и спросит: «Сколько вы планируете потратить?» Если вы идете за подарком другу, то вы точно не знаете, сколько планируете потратить. Конечно, лучше, если подарок будет недорогой, не дороже примерно такой-то суммы. Исходя из этого продавец будет подбирать вам что-то.

Так и инвесторы. Они просто пытаются определить, смогут ли они вас «потянуть».
Поэтому если у вас есть план на любой случай, то вы можете ответить на вопрос инвесторов, просто предлагая им несколько вариантов развития событий и вашу предполагаемую реакцию на них.

Но часто возникает обратная задача – изложить инвестору только тот план, который подходит именно для его уровня. Например, представителям венчурного фонда вы будете излагать свой самый «дорогой» план. А бизнес-ангелу – план поскромнее.

Лучшее – враг хорошего

Какие бы ни были ваши планы, они не должны быть слишком смелыми.
Например, вам хотелось бы привлечь $500 000. Это идеальный вариант. Однако вы озвучиваете инвесторам сумму $250 000. И если случится так, что вы соберете только $150 000, это будет неплохой и реалистичный результат. Но только в сравнении с заявленными $250 000. Если бы вы заявили сумму, которую хотели первоначально, это могло бы не в лучшую сторону сказаться на вашей репутации.

Начните с малого, и при благоприятных обстоятельствах вы всегда сможете привлечь новые вложения, так как произведете впечатление человека осмотрительного и продемонстрируете положительную динамику развития своего проекта.

Автор: semen_grinshtein

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля