Как теряют бизнес. Реальные истории от бизнес-консультанта

в 10:27, , рубрики: бизнес-консультант, кризис, управление проектами, фриланс, метки:

Поговорить о том, какие причины способствуют гибели существующего и часто даже успешного на определенном этапе бизнеса, я планировал давно, но все не доходили руки. Но недавно я услышал о банкротстве моего, теперь уже, клиента. Именно этот факт стал для меня неким толчком. Я осознал, что именно сейчас, в условиях кризиса очень важно понимать, почему бизнес может окончиться крахом и учиться избегать подобных ситуаций.

Как известно, когда в экономике кризис, любой бизнес ослаблен. Если сравнивать с человеческим организмом, то кризис для экономики – как ослабление иммунитета. Когда человек здоров, то мелкие болезни проходят незамеченными. Организм сам справляется с проблемами, а в случае ослабления иммунитета, любая инфекция может привести к серьезным заболеваниям или даже стать фатальной.

Так происходит и в бизнесе. Если в период подъема экономики какие-то недостатки конкретного бизнеса сглаживаются, остаются незамеченными и даже не слишком мешают работать, то в периоды экономического спада они становятся теми самыми «тонкими местами», которые приводят к снижению прибыли, к определенным проблемам, а иногда даже к полному краху всего бизнеса.

Как бизнес-консультант, я общаюсь с клиентами достаточно много и подолгу, при этом я очень глубоко изучаю работу компании, становлюсь часто доверенным лицом, которое занимается не просто внедрением программного продукта или какого-то оборудования, но активно изучает бизнес в поисках возможных недочетов, предлагает решение проблем, после чего занимается внедрением этих решений.

С кем-то мы работаем год или даже дольше над крупным проектом, кто-то обращается много раз, и практически все время от времени звонят или пишут, задают какие-то вопросы. Кроме того, я сам стараюсь поддерживать связь после окончания проекта, узнаю об успехах и проблемах, сопровождаю какие-то решения, помогаю решать какие-то текущие вопросы и т.д.

В результате я наблюдаю за успехами и неудачами самых разных компаний, вижу в течении длительного времени, какие перемены там происходят и к чему они приводят, в результате количества материала для анализа у меня достаточно велико.

На основе накопленного материала, я хотел бы рассказать о самых распространенных «болезнях» отечественного бизнеса, которые ведут к проблемам. О зарубежных компаниях я говорить не буду, так как у меня нет опыта работы с ними, хотя я и подозреваю, что многие из выявленных мною проблем присущи и бизнесу за рубежом. Также я не буду говорить о крупных корпорациях, так как я специализируюсь на работе с малым и средним бизнесом. О нем предлагаю и поговорить.

Важно: Все истории, которые я привожу в качестве примеров, реальные. При этом сами истории использованы в качестве примеров, а потому все совпадения с реальными людьми являются случайными.

Сын за отца

Что сказал? Да нет, так пойдет

Но вернемся к моему бывшему клиенту. Позвонил мне сотрудник компании, с которой мы работали 4 года назад, и попросил о помощи. Я спросил, почему не звонит сам владелец? На что получил ответ, что бизнес практически разорился, его продали, и теперь он вместе со всем штатом сотрудников работает на нового владельца.

Когда-то этот клиент нашел меня через интернет, и от меня требовалось создать интернет-магазин, автоматизировать склад и перевести работу компании на новую систему учета. Торговала компания одеждой, производство которой выполнялось под заказ.

Руководитель в компании был прекрасным представителем бизнеса: он точно знал, что ему нужно, умел конкретно и четко поставить задачу, умел считать деньги, но при этом был не жадный. Именно он создал этот бизнес с нуля, и умело им руководил. Мы с ним прекрасно сработались, сделали сайт, выполнили другие задачи, после чего много раз с удовольствием общались как по рабочим вопросам, так и просто как хорошие знакомые.

Где-то через год после того, как мы с ним окончили проект, этот бизнесмен решил отойти от дел и поставил вместо себя руководить компанией сына. На тот момент молодому человеку был 21 год, он уже тогда ездил на очень дорогом автомобиле. А вот работа с ним у нас не задалась. Он просто не понимал, что я делаю в компании, да и что делают его собственные сотрудники, понимал очень мало.

Единственное, чем он был озабочен, это чтобы его никто не обманул и не обокрал. В общем, настоящим бизнесменом молодой человек не был. Он понимал бизнес крайне своеобразно: главное, это хорошо торговаться и следить, чтобы никто его не обманывал.

А потому, если появлялись какие-то предложения по улучшению работы, например, в отличии от отца, который размышлял, интересовался, сколько это будет стоить и как это реализовать, молодой человек отвечал одной и той же фразой:

«Что сказал? А? Да нет, и так пойдет».

В результате молодой руководитель сделал такие спорные шаги, направленные, как ему казалось, на экономию и повышение эффективности:

  1. Он прекратил вкладывать средства в рекламу.
  2. Он прекратил вкладывать деньги в SEO.
  3. Прекратил развивать бизнес.

Главная цель молодого руководителя была – найти, где и на чем еще можно сэкономить. Но, как известно, без вложений развития также не бывает. И бизнес начал «топтаться на месте». А в это время шли 2011-2012 гг., и конкуренты начали очень активно продвигать свою продукцию на рынке. Более того, число конкурентов также росло с каждым днем.

Кроме того, уже по объективным причинам компания лишилась сео-специалиста (он просто умер), который занимался их сайтом, нового искать «рачительный руководитель» не стал, сэкономил на оплате труда и вложениях на продвижение в поисковых системах. Итог понятен, сайт начал терять свои, когда-то очень выигрышные, позиции в поисковой выдаче.

Что в итоге? Владелец бизнеса отстранил сына от руководства компанией, но, к сожалению поздно. Бизнес пришлось продать. И сейчас компанией владеют совсем другие люди.

Кумовство

Избавьте меня от родственников, и я вас озолочу!

Что такое кумовство? Это работа с родственниками, друзьями, знакомыми, это назначение их нам ответственные должности, даже если эти люди не имеют нужной квалификации.

Итак, я работал с крупной компанией-франчайзером по автоматизации их розничной сети. Компания была действительно крупной, имела несколько направлений: девелоперский бизнес, сеть розничных магазинов, а также сеть ресторанов и некоторые другие направления. Все это вместе называлось холдингом. Но все же основным направлением была как раз сеть розничных магазинов.

Меня привлекли для работы с этим холдингом по проекту перехода с одной системы на другую. Я был руководителем этого проекта со стороны исполнителя. И вначале я общался преимущественно с руководителем IT-отдела, должность которого звучала так: IT-директор. К сожалению, этот IT-директор был недостаточно компетентным, это бросалось в глаза сразу, и впоследствии подтвердилось и не один раз. Представьте себе, в течении нескольких месяцев мы не могли приступить к работе, так как IT-директор не мог решить вопросы с заключением договоров и предоставлением мне необходимых доступов!

Вопросы, которые должны решаться в течении 1-2 дней, с этим человеком затягивались на недели. В результате, мне это все надоело, и я решил выйти напрямую на генерального директора компании (владельца бизнеса). От этого решения меня очень активно отговаривали сотрудники компании, рассказывая о деспотичности директора, о том, насколько сложный у него характер. Но ситуация была уже до такой степени печальной, что я решил, хуже не будет. Либо я договорюсь с генеральным директором, либо проект рискует затянуться еще на полгода, и все это время будет оставаться на стадии подписания договоров.

Генеральный директор, Виталий Иванович, оказался действительно очень жестким человеком, здесь меня его подчиненные не обманули. Но при этом он очень хорошо знал свой бизнес и достаточно внятно сумел пояснить свои проблемы.

При этом буквально в моем присутствии раздался звонок от поставщика, который отказывался отгружать продукцию, так как сумма задолженности и просрочка по срокам оплаты превышали все допустимые показатели. И компания попала в стоп-лист поставщика.
При этом главный бухгалтер утверждал, что по его данным поставщику было все давно оплачено и даже переплачено. И называл достаточно солидную сумму.

К слову, обратите внимание – здесь перед генеральным директором почему-то отчитывался не финансовый директор, в ведение которого взаиморасчеты должны входить, и даже не закупщики, которые тем более должны быть в курсе всех нюансов, а главный бухгалтер.

Позже я узнал, что к моменту нашего с ним разговора в компании сменился уже 10-й финансовый директор. И это только за один год!

Таким образом, у компании не сходятся взаиморасчеты с поставщиками на солидную сумму, и никто не решил этот вопрос, пока ситуация не дошла до остановки поставок и звонка представителя поставщика генеральному директору.

Прошел месяц….

После моей первой встречи с Виталием Ивановичем наш проект сдвинулся с мертвой точки, мы достаточно плодотворно работали. Я еще не один раз общался с гендиректором по самым разным поводам. Виталий Иванович убедился в моей компетентности и в том, что под моим руководством проект активно и успешно развивается. И тогда уже в неформальной обстановке он мне сказал такую вещь:

«Рамиль! Я вижу, что ты умеешь работать. И если сможешь избавить меня от всех этих родственников, я тебя озолочу".

Как я узнал из дальнейшей беседы, он был буквально обложен огромным количеством родственников. Главный бухгалтер, IT-директор, начальник безопасности, другие руководители и даже секретарь – все оказались его родственниками. Зато финансовых директоров Виталий Иванович нанимал со стороны. Но они долго не удерживались.

Шло время. Проект наш успешно развивался, мы двигались вперед. Но однажды, когда я пришел на прием к генеральному директору, меня туда просто не пустили. Как я узнал чуть позже, IT-директор вместе с главным бухгалтером компании попросили моего непосредственного начальника (напоминаю, я работал руководителем проекта со стороны исполнителя) снять меня с этого проекта, хотя проект я уже почти завершил. Не понравился я им за то что на нескольких совещаниях задавал не удобные вопросы, которые выставляли их некомпетентность на показ. На этом сотрудничество завершилось.

А еще через некоторое время я узнал, что в 2008 году эта компания разорилась и была продана за долги. Конечно, здесь явно присутствует еще одна проблема – перекредитованность. Но о ней я говорить не буду, так как это из области финансов, а не бизнес-консалтинга, о котором я веду речь. Но, как я понял, без проблемы кумовства и перекредитованности не возникло бы.

Генеральный директор видел проблему, пытался ее решить при помощи наемных финансовых директоров, но родственники «дружным фронтом» просто выживали из компании неугодного специалиста, и проблема так и не решалась, пока не стала критичной для существования бизнеса в целом.

Родственники директора были некомпетентны, создавали больше проблем компании, чем приносили пользы. Но даже такой сильный человек, как Виталий Иванович, сделать с ними ничего не сумел. В этом и заключается главная проблема кумовства, нельзя смешивать родственные (дружеские) связи и бизнес, особенно, если родные и близкие люди не умеют оставлять ваши личные отношения «за порогом офиса», а рабочие – «за порогом дома».

Вообще родственники в компании это не так уж и плохо, но уж очень они влиятельны. Как правило влиятельность эта не пропорциална их компетентности. То есть для них ваша лояльность будет важнее ваших навыков, и если вы им не понравитесь вас просто уберут вне зависимости от ваших заслуг.

Распыление усилий

Мало запчастей, хочу продавать автомобили!

Был у меня когда-то клиент, который занимался автозапчастями. Это был очень успешный бизнес, который начал развиваться в начале 2000-х, когда спрос на автомобильные запчасти явно превышал предложение. Со временем компания разрасталась, я также провел для этого клиента несколько проектов и поддерживал с ним в дальнейшем постоянную связь.

А потом, как я узнал, владелец бизнеса, Олег, решил заняться продажей автомобилей. Он захотел продавать небольшие грузовики. Он начал изымать средства из оборота успешного бизнеса, взял кредит, открыл автосалон, но возникла проблема: на эти грузовики никак не удавалось получить лицензию на продажу, их просто не сертифицировали в России. В результате вложения не окупились. Более того, ему пришлось продать значительную часть своего основного бизнеса и вместо солидной и успешной торговли автозапчастями, Олег открыл небольшой автосервис.

Он был вынужден продать и частично сдать в аренду свои торговые помещения, причем, там обосновались конкуренты, что также не способствовало восстановлению былого успеха на рынке автозапчастей.

В принципе, тот успешный бизнес, который был у Олега, перестал существовать. Если до попытки вложить средства в автомобили, у него было несколько торговых точек и 16 продавцов, то после всех потерь остался небольшой магазинчик с двумя продавцами и небольшой автосервис. Естественно, оборот также сократился в разы.

Причина неудачи в том, что автомобили и автозапчасти – это близкие, похожие бизнесы, но, тем не менее, очень разные. И попытка охватить новое направление, в котором вы не разбираетесь или разбираетесь слабо, может окончиться печально. Лучше заниматься тем, что вы знаете и умеете, и не распыляться на начинания, где вы не являетесь специалистом.

Воровство

Оставь это, тебя лишат здоровья.

Воровство – это очень серьезная проблема, которая может привести к полному краху, если не будет выявлена своевременно. Естественно, что в таких серьезных случаях мало выявить существующие проблемы, нужно заниматься их профилактикой. И один из методов, которые прекрасно работают в этом случае – это автоматизация.

Как раз благодаря проекту по автоматизации работы склада я и познакомился с владельцем бизнеса по оптовой продаже текстильной продукции Игорем. Я был нанят для того, чтобы оптимизировать работу склада. Естественно, что одним из этапов стала обязательная автоматизация учета, которой сопутствуют инвентаризации и большие перемены в схеме самой работы.

И как только мы начали работу над проектом, часть персонала просто уволилась. Представьте себе: через 2 недели после начала работы по проекту, перед самым Новым годом уволилось 5 из 18 продавцов!

Они пытались бойкотировать нововведения, но из этого ничего не вышло, мы продолжили работу над проектом, провели инвентаризацию и получили вот такое количество увольнений. При этом трое из уволившихся продавцов сумели открыть точно такую же точку с аналогичным товаром на другом конце города. Они понемногу развивались и даже начали переманивать клиентов.

В этой ситуации возникают резонные вопросы. Откуда у них товар, у простых продавцов? Откуда у них средства на бизнес?

Почему в данном случае присутствовало воровство? Причины очевидны:

  1. Массовый бойкот нововведений.
  2. Крупная недостача при инвентаризации.
  3. Увольнения сотрудников в процессе инвентаризации.
  4. Угрозы физической расправы в мой адрес, т.е. обращенные к «виновнику» инвентаризации и других нововведений.

О последнем случае расскажу немного подробнее. Здание было двухэтажным и как-то на лестнице один из продавцов, будучи в состоянии легкого опьянения, предложил мне поговорить. В разговоре он мне кинул такую фразу “ Зачем тебе это нужно? Здоворье не дорого?" Как я понял он намекал на неких заинтересованных людей, а точнее, на себя и своих коллег. Я эту беседу передал руководителю, но тот не стал ничего делать. В результате эти сотрудники просто уволились, я довел работу до конца без каких-то проблем, но выявленные факты воровства не радовали.

В принципе, можно и даже нужно было ситуацию решать жестко, еще на этапе выявленных фактов воровства. Можно было бы компенсировать убытки через суд или найти другое решение проблемы. Но Игорь поступил иначе. Бизнес в то время активно развивался, экономика была на подъеме, казалось, что все это – мелочи. В результате его благодушие стало причиной проблем в его собственном бизнесе.

Со временем эти бывшие продавцы сумели увести достаточно большую часть клиентов. Из-за финансовых сложностей Игорю пришлось продать часть склада, и покупателями стали – его собственные бывшие продавцы. И теперь они уже в роли хозяев, а не наемного персонала, занимались тем же самым текстилем, в том же самом помещении, с теми же самыми клиентами.

Естественно, что люди, которые проработали в компании более 3 лет, знали все: и базу клиентов, и поставщиков, и особенности сотрудничества с разными людьми, и сам бизнес изучили неплохо. В результате этими сведениями они и воспользовались. Новые конкуренты сумели использовать слабости бизнеса Игоря себе во благо, и, в результате, когда ситуация в экономике ухудшилась, пострадал, в первую очередь, Игорь. К тому же они просто были сильными продавцами и уйдя из компании столь неожиданно, они ослабили бизнес Игоря.

Вложение средств в незнакомое дело (Непрофессионализм)

Кого бить по шапке?

На заре своей работы еще в 2000-е годы я познакомился с достаточно интересной компанией. У меня был клиент – небольшая сеть магазинов, которая на тот момент состояла из 4 магазинов и 1 распределительного центра.

Проблем там было очень много, начиная с ужасной пересортицы, когда одеколоны пробивались на кассе как «носки», носки могли быть пробиты как «шампунь» и т.д. Очень многие другие процессы также проводились неверно, не было продуманной системы учета и т.д. и т.п. Тогда я не понимал, что это не просто отсутствие автоматизации или недоработки, это все – признаки общего непрофессионализма. В принципе, в тот период мне и задумываться об этом не было нужно. У меня была четкая задача: организовать взаимодействие на информационном уровне между распределительным центром и магазинами. Задача была интересная, в принципе, я ее решил.

И на финальном этапе я познакомился с руководителями, точнее даже, учредителями компании. Мой руководитель мне тогда сказал:

«Сейчас приедут заказчики, ты, Рамиль, работаешь над их проектом, ты с ними и поговори».

Когда я только увидел этих учредителей, сразу заподозрил, что они не бизнесмены, и даже не инженеры или учителя. Это были сильные здоровые мужики (вот здесь правильным будет именно это слово, чтобы обрисовать портрет бизнесменов), как выяснилось, нефтяники, которые сумели заработать шальные деньги и решили их вложить в дело.

В процессе разговора я окончательно убедился, что в бизнесе, который они открыли, эти люди не понимают совсем ничего. Они просто думали, что вложат деньги и все, дальше их финансы будут приносить доход самостоятельно. Единственный вопрос, который они мне задали, я запомнил надолго. Звучал он так: «Кого бить по шапке?»

Конечно, моя история могла кому-то показаться преувеличением, а кому-то напомнить о «шальных 90-х». Да, люди и времена меняются, но суть проблемы остается:

Если вложить деньги в незнакомое дело и ждать, что деньги сами сделают деньги, скорей всего, бизнес прогорит.

Фраза, которая повествует о том, что «деньги делают деньги» в бизнесе не верна. Это люди делают деньги. А сами деньги являются не более чем инструментом.

Самоуверенность

Я здесь посреди зала поставлю корову, и в течении часа ее продам

Был у меня клиент, который также занимался торговлей. Это была непродовольственная оптово-розничная база, на которой были явные неполадки в работе. Владелец бизнеса уже что-то и сам подозревал, потому и обратился ко мне за помощью. Суть проблемы была в том, что товара на складе было очень много. Но остатки время от времени не совпадали. Казалось бы, мелочи. Время от времени товара, который в системе учета числился, как имеющийся на складе, на самом деле не оказывалось. Я тогда ему сказал, что он правильно забеспокоился, потому что это означает какие-то проблемы в системе учета, либо в программе, либо в управлении и системе контроля работы сотрудников.

Я ему попытался объяснить, что такие «звоночки» — это очень серьезно. И не важно, где именно в системе учета происходит сбой, важно, что он есть. Сейчас, когда рынок растет, это не так страшно, но ситуация может измениться в любой момент, бывают также периоды спадов, да и число конкурентов постоянно увеличивается. На что он мне сказал:

«Рамиль! Смотри, не важно, что я торгую хоз. товарами, я здесь посреди зала поставлю корову, и также в течение часа ее продам».

Представляете, до какой степени он был уверен в себе? Но жизнь все расставляет по своим местам. И сейчас его бизнес очень сильно уменьшился, практически, бизнес можно считать потерянным. А ведь тогда, когда он со мной общался, компания развивалась, бизнес набирал обороты.

Что случилось? Проблемы со складом и учетом он так и не удосужился решить. При этом появились новые конкуренты, появилась онлайн-торговля, клиентов начали сманивать. А он остался на том же уровне развития бизнеса, как когда-то. В итоге, практически остался не у дел.

И главной причиной его бед стала самоуверенность, которая помешала развиваться, помешала своевременно решать проблемы со складом, проводить реорганизацию в соответствии с изменившимися условиями на рынке.

Как не оказаться в одной из ловушек для бизнеса?

Сразу хочу сказать, что во всех перечисленных мною случаях, меня нанимали как IT-консультанта. Все предприниматели искали проблему не в себе или своем окружении, не в ошибках построения бизнеса, а в IT-сфере. Каждый раз от них исходили пожелания установить новую, более совершенную систему, купить новое оборудование и организовать работу склада с помощью средств автоматизации работы, сделать интернет-магазин и т.д.

Но на самом деле эти решения либо не помогали вообще, либо помогали незначительно, так как проблема во всех перечисленных случаях лежала не в плоскости IT, а в самой системе построения бизнеса. Программное обеспечение само по себе – это всего лишь инструмент, который создали люди. Программа – это не серебряная пуля, которая чудодейственным образом «убьет» все проблемы бизнеса.

В том, что бизнес до такой степени полагается на автоматизацию в вопросах решения проблем, частично виноваты также и продавцы программного обеспечения. Но это отдельная тема, и здесь я ее раскрывать не буду.

А суть всех проблем на самом деле заключается в человеческом факторе. Ведь бизнесмены – они такие же люди, как и все. Им присущи все те же слабости, что и остальным людям. Как видите, здесь я не стал раскрывать тему бизнесменов-алкоголиков или бизнесменов, подверженных другим порокам или увлечениям, которые становятся роковыми. Все мы и без подробного рассказа понимаем, что это такое и чем оканчивается.

Был у меня клиент-алкоголик, который сумел построить прекрасный бизнес, но в итоге спился и пропил все. И все знают, что такие случаи не единичные. Сейчас я вспомнил о таких человеческих слабостях просто чтобы напомнить: бизнесмен – точно такой же человек, со своими слабостями, особенностями характера и недостатками.

А как же бороться с этими слабостями и ошибками в бизнесе? Что делать, если вы – бизнесмен или бизнес-консультант, который столкнулся с подобной ситуацией?

Пример успеха.

В ответ на эти вопросы я расскажу историю с хорошим финалом. До этого я вспоминал только те случаи, когда по разным причинам я уходил, и проблемы начинались уже после того, как я уходил. Я никогда не уходил из падающего бизнеса. А в нескольких случаях мне приходилось помогать компаниям выходить из «ямы».

Одна из таких компаний, которая обратилась ко мне в проблемной ситуации, занималась оптово-розничной торговлей одеждой. Пришел я к ним для того, чтобы по их просьбе рассказать о системе автоматизации учета, созданной на базе 1С, т.е. они, так же как и многие, искали решение своих бизнес-проблем в IT-сфере.

Было это в 2008-2009 гг., т.е. в разгар кризиса, и компания переживала не лучшие времена. Встретили меня двое учредителей (как я потом узнал), первый представился генеральным директором, второй – финансовым директором. Но то, что оба они – учредители, узнал я позже. Финансовый директор свой настоящий статус скрывал, и говорить об этом отказывался.

Ситуация была действительно критической. Компания уже начала брать кредиты для того, чтобы выплатить зарплату сотрудникам. К тому времени я уже имел опыт работы бизнес-консультантом, а потому предложил сразу не слишком полагаться на программу, а для начала разобраться, что у них происходит в компании. В результате обнаружилась проблема кумовства. В данном случае точнее будет даже сказать, что проблема заключалась в дружбе.

Компанию создали двое друзей, т.е. вложили в нее средства. Дружили они со студенческой скамьи, доверяли друг другу. При этом один стал генеральным директором, а второй занялся сбытом. По сути же, оказалось, что один – производственник, и занимается только этим направлением. Второй полностью забрал на себя сбыт, и целенаправленно вел компанию к тому, чтобы ее разорить. В качестве финансового директора, которым он даже не числился на самом деле, он при продаже занижал цены, и продавал продукцию часто даже немного ниже себестоимости. А его друг, производственник, был слишком интеллигентен (в данном случае правильно сказать – слаб), чтобы изменить эту ситуацию.

И в разгар этой ситуации я пришел к ним. Первое, что мы сделали, это проанализировали диаграмму сбыта, тот самый «пирог». И там мы увидели, что 92% сбыта было связано с компанией, которая напрямую была аффилирована с этим человеком. Далее попробовали разобраться, что происходит вообще с учредителем-продажником, и выяснили, что он занимается поиском помещения для новой, своей собственной компании.

Конечно, все было не так просто. Естественно, что мне о том, как производственник узнал о махинациях своего друга, никто не рассказывал. Но мои цифры и его желание разобраться в ситуации помогли понять, что компанию целенаправленно губили изнутри.

За 2,5 года с моей помощью эта компания была выведена из кризиса, бизнес восстановился и начал развиваться. Как только компания стала снова приносить прибыль, они купили грузовик для развоза товара, и всей семьей (вместе с главным бухгалтером, которая была женой производственника) поехали в Турцию. До этого, в течении 2,5 лет вывода компании из кризиса, генеральный директор не уезжал в отпуск вообще, как, впрочем, и я. Потому что кризис в бизнесе – это всегда очень серьезно и требует огромного количества времени и сил, если, конечно, вы не хотите потерять компанию.

Как это было сделано:

  1. Была выявлена проблема – компаньон пытался разорить компанию.
  2. Была проведена операция по «разбитию пирога» — сбыт разделили на несколько разных частей, чтобы он не принадлежал какой-то одной компании.
  3. Был этап «вытеснения» — из компании вытеснялись сотрудники, которые принадлежали старой системе сбыта и были подконтрольны финансовому директору.
  4. Выход на новые рынки. После года, который потребовался для предыдущих этапов, компания начала завоевывать новые рынки, открыли интернет магазин, разработали новую упаковку, продукция стала более конкурентоспособной и т.д. В итоге компания вышла из кризиса.

Таким образом, если вы оказались в такой ситуации:

  1. Анализируйте причины
  2. Разработайте план действий, который поможет нейтрализовать проблему.
  3. Четко действуйте согласно этому плану.

Конечно, процесс вывода компании из кризисной ситуации может занять годы, в моем случае – чуть больше 2 лет. Но это возможно.

В моем случае очень помогло то, что генеральный директор сам по себе был интеллигентным и мягким человеком, способным спокойно выслушать даже неприятные вещи, а также то, что компания уже была в кризисе, а потому владельцы готовы были принять помощь извне.

Надеюсь, что вы не узнали себя в моих примерах, а если узнали, то мой метод решения проблем вам поможет. И не забывайте о том, что почти всегда есть выход из любой ситуации. Удачи вам и вашим клиентам!

С уважением, Кинзябулатов Рамиль.

Автор: JustRamil

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля