- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
В век информационных технологий, когда потоки информации, дезинформации и просто информационного шума захлестывают даже видавших виды, особенно важным качеством становится способность человека (а тем более финансового руководителя) точно формулировать смыслы вещей, понятий и явлений. Если сказанное показалось банальностью или чем-то мало относящимся к названию статьи, то смею заверить уважаемого читателя, что это не так. Так, например, руководитель одной из довольно немаленькой ИТ-компании, проработав на рынке ИТ-услуг более 12 лет, имея опыт стажировки в США, трактовал понятие выручки предприятия исключительно как объем денежных средств поступивших на расчетный счет (в кассу).
Большой практический опыт авторов говорит о том, что прежде чем приступить к решению любой задачи, а в особенности сложной, требующей проектного подхода, необходимо разобраться, а что, собственно, является предметом изучения, внедрения, результатом работы? И после того, как ответы на эти вопросы получены, необходимо убедиться, что все остальные участники процесса понимают все эти вещи единообразно. А если это не так, то нужно добиться такого единообразия, например, введением в действие корпоративного глоссария с обязательным коллективным обсуждением того, кто что и как понял.
После того, как посыл авторов разъяснен, переходим к выяснению смыслов понятий «казначейство» и «казначей». Исконный смысл слова «казначей» — лицо хранившее казну. Казна, в свою очередь, происходит арабского «хазне» — хранилище, сокровищница. И создал, по историческим сведениям, первую казну, как это не удивительно, Хоттабыч! Но не всем известный Гасан Абдурахман, а халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 635 г. На Руси же казначеи были не только у князей, но и у частных лиц, бояр. По Далю: «Казначей-чиновник, служитель, заведующий деньгами, приходом и расходом, наличностью, истиником (т.е. истинным богатством). Причем, к истинному богатству не относился оборотный капитал и долговые обязательства.
Изучив первоначальный смысл слова «казначей», мы можем обратить внимание, на то, что обладание казной не было прерогативой князя (царя). Таким образом, еще со времен древней Руси, существовали разные виды казны, которые были предназначены для решения различных задач. По мере усложнения товарно-денежных отношений, усложнялась и организационная структура по управлению казной. Организация казначеев, обслуживающих казну, стала называться казначейством. Следовательно, казначейство – это не процесс, как колдовство, это организационная структура, причем, строго регламентированная.
В реалиях сегодняшнего дня нашей страны, Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета. Очевидно, что казна Государева не является предметом нашей статьи, хотя о её существовании необходимо помнить при организации казны «боярской» и даже «простолюдинской».
Сегодня мы поговорим, о том, как нам реорганизовать Рабкрин, или точнее, словами Классика, как «добиться безусловной осведомленности и строжайшей правильности дел» в вопросе организации казначейства и автоматизации его деятельности на современном российском предприятии.
Надеемся на интерес со стороны широкого круга финансистов, как уровня топ-менеджмента, так и тех, кто собирается перейти на этот уровень.
Способы организации казначейства в компании напрямую зависят от размеров компании и стадии её жизненного цикла. Неверно думать, что если речь идет о микропредприятии, то и о казначействе в рамках такого предприятия говорить не приходится. Как мы выяснили ранее, если на предприятии есть человек, заведующий деньгами, приходом и расходом, наличностью, то можно смело утверждать, что имеется казна, казначей и соответственно, казначейство, которое может состоять из одного человека – директора компании, к тому же исполняющего обязанности главного бухгалтера. А если в компании появляется еще и отдельный главный бухгалтер, то размер казначейства моментально увеличивается вдвое! По мере роста компании усложняется и организационная структура казначейства. На предприятиях малых и средних, зачастую, функции казначейства выполняет бухгалтерия. При создании специализированного финансового отдела часть функционала может перейти к нему. А если мы говорим о крупном предприятии, то в его составе может функционировать казначейство, как самостоятельное подразделение с подчинением, например, финансовому директору. Способы организации казначейства могут варьироваться, делегирование полномочий также может осуществляться самым различным образом. Чтобы определиться с инструментами автоматизации казначейства, главное — это определить бизнес-процессы, осуществляемого казначейством, их участников и их роли.
Начнем по порядку.
Предметом, т.е. тем, с чем работает казначейство являются денежные средства предприятия в наличной и безналичной форме на счетах предприятия.
С точки зрения информационных потоков.
На входе казначейства:
На выходе:
Рассмотрим в упрощенном виде основные бизнес-процессы в казначействе. В качестве допущения подразумеваем, что система планирования на предприятии существует.
Примечание. Хотя это и умозрительное допущение, из опыта можно утверждать, что многие предприятия в нашей стране с тысячами работников и многомиллиардными оборотами управляются во многом ситуативно, а глубина планирования не превышает одного месяца.
Плюс бизнес-процессы в которых казначейство не выступает владельцем, но активно принимает участие:
В каждом из вышеперечисленных процессов можно выделить следующие роли участников:
Альтернативный подход для описания основных бизнес-процессов в казначействе – использование классического цикла Деминга: планирование-действие-проверка-корректировка.
С планированием мы разобрались выше. Действие в нашем случае – это исполнение БДДС. И если говорить об операционной деятельности (мы не рассматриваем случай, когда финансовая деятельность и есть операционная), то функции казначейства в части поступлений сугубо учетно-отчетные: получить информацию из банка (учетной системы предприятия), учесть (обработать) её регламентированным способом, предоставить информацию внутренним и внешним потребителям. В части расходования денежных средств цепочка такая:
Примечание. Некоторыми доходами и расходами казначейство не управляет напрямую, а использует поступившую информацию пост-фактум, Например, списание со счета по инкассовому поручению ФНС, поступление пени по решению суда и т. п.
В отдельных случаях, необходимо принятие управленческих решений руководителем казначейства или уполномоченным на то лицом об оперативном управлении ликвидностью в рамках предприятия. Например, при наличии нескольких расчетных счетов, решение о перенаправлении инкассируемой выручки на определенный счет в целях недопущения кассового разрыва.
Финансовая деятельность, по сути — это операционная деятельность казначейства и здесь для принятия управленческого решения необходимо сопоставление информации внутренней (от учетной системы) и внешней (например, изменение ставок по кредитам).
Проверка — это сопоставление фактического исполнения БДДС с запланированными показателями, анализ отклонений, прогнозирование.
Корректировка — это направление соответствующей информации (возможно с конкретными предложениями и аналитическими выводами) руководству предприятия. В части полномочий самого казначейства – принятие конкретных управленческих решений в части управления денежными средствами: пересмотр кредитного портфеля, диверсификация валютных рисков и т.п. в целях достижения запланированных показателей.
Теперь у нас на руках практически все, что необходимо для формулировки требований к автоматизации работы казначейства. Последовательно раскрывая действия тех или иных ролей в каждом из бизнес-процессов мы получить детальные функциональные требования для составления технического задания на информационную систему для казначейства. Существующие или вновь разрабатываемые регламенты (упомянутые выше) определят требования к составу полей документов и выходных форм.
Для начала рассмотрим какие средства автоматизации уже применяются в вышеперечисленных бизнес-процессах.
Теперь самое время сформулировать требования к средствам автоматизации. Для сравнительной оценки удобно использовать сводную таблицу, в которой по одному измерению перечислены требования (возможно с их весом для бизнеса компании), а по другому приведен перечень сравниваемых продуктов. Например, как показано в ниже:
Требование | Вес | Продукт1 | … | ПродуктN |
---|---|---|---|---|
Экспорт данных в систем клиент-банк | ||||
Импорт данных из систем клиент-банк | ||||
Создание/редактирование заявок на расходование средств согласно кассового плана | ||||
Составление кассового плана расходования средств | ||||
Создание/редактирование заявок на расходование средств для планирования БДДС | ||||
Создание/редактирование форм о поступлении средств для планирование БДДС | ||||
Формирование БДДС по статьям и в разрезах в соответствии с установленными на предприятии правилами | ||||
Разнесение фактических поступлений по соответствующим статьям БДДС | ||||
Разнесение фактических расходов по соответствующим статьям БДДС | ||||
Формирование отчетности в разрезах и объеме установленном регламентными документами по планирования и исполнению БДДС | ||||
Отражение поступлений и расходов на соответствующих счетах учётной системы предприятия | ||||
Выделение ролей пользователей системы (как минимум) на «заявитель», «распорядитель», «исполнитель» и «аналитик» | ||||
Выделение состояний документов планирования и заявок (как минимум) — «создан», «утвержден», «исполнен» | ||||
Общий балл: |
Заполняем таблицу проставляя балл для каждого из требований, для каждой выбранной системы. В конце рассчитываем общий балл для каждого из приложений. Следует отметить что в таблице перечислены только важные с точки зрения работы казначейства требования. Данный список следует расширить требованиями к быстродействию, пользовательскому интерфейсу и пр. (как описано в см. статью по ТЗ [1]).
Внедрение ПО это в любом случае проект, а результаты проекта принято оценивать. Мы далеки от мысли что мы можем предложить универсальную экономическую модель оценки результатов проекта. Однако, есть несколько моментов, которые стоит принять во внимание при расчёте ROI для проекта автоматизации казначейства:
На наш взгляд прежде чем задумываться об автоматизации казачества стоит разработать пакет регламентных документов начиная со статей БДДС, до требований к аналитической отчетности. Имея на руках такие документы, формирование требований к программному обеспечению во многом будет механической работой.
Примечание. Мы понимаем, что средства автоматизации могут наложить свой отпечаток на регламентные документы, но кто сказал что эти регламенты «священная корова»?
Какой бы инструмент автоматизации вы бы не выбрали, помните — не бывает «волшебных» программ, внедрив которые ваше казначейство вдруг заработает «как нужно»; ПО всего лишь инструмент, который может быть удобным или не совсем, а работают люди.
Породько Алексей Андреевич
Породько Андрей Андреевич
Автор: AxianLTD
Источник [2]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-proektami/94598
Ссылки в тексте:
[1] см. статью по ТЗ: http://megamozg.ru/post/16930/
[2] Источник: http://megamozg.ru/post/17812/
Нажмите здесь для печати.