- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Этапы работы стартап-акселератора: Подбор команд

Этапы работы стартап-акселератора: Подбор команд - 1 [1]

Самые успешные акселераторы в мире выполняют шесть основных функций, как то: Привлечение, «Охота», Отбор, Обучение, Поддержка, Инвестирование. Выглядит просто, однако многие могут неверно понять это утверждение. Вся ваша работа, как акселератора, заключается в том, чтобы в конечном счете вы получили долю в успешных компаниях.

У государственных институтов, учебных и других заведений та же цель – «вырастить» как можно больше крупных успешных предприятий, делающих всех богаче, что, в свою очередь, является основой воспроизводства бизнеса. Вы [как акселератор] просто рассматриваете ту же цель с другой точки зрения.

За пределами Сан-Франциско это утверждение означает, что вы должны развить сообщество, чтобы привлекать новые талантливые команды, не переставая работать с уже найденными. Научите их быть лучше, а затем помогите стать успешными.

Как насчет вертикально-ориентированных акселераторов, специализирующихся на hardware-тематике или медицине? Честно говоря, мне сложно посоветовать что-то определенное. Из-за других актуальных на сегодняшний день проблем акселераторов мне было трудно сформулировать сложности, характерные именно для этой ниши.

Вам [как акселератору] определенно понадобятся менторы-специалисты в своей области, вы должны сходу определять нереализуемые или просто фантастичные проекты (например, крем против рака или нечто подобное) и поддерживать дух товарищества среди основателей. Но с другой стороны, принципы предпринимательства в стартапах из разных областей примерно одинаковы (будь то приложения, интернет-проекты, b2b и т.д.).

Так что абсолютно нормально формировать акселераторы вокруг узкоспециальных вертикально-ориентированных отраслей вроде медицины или освоения космоса, но совершенно нелепо концентрироваться только на мобильных приложениях или веб-проектах.

Комментарий Дмитрия Калаева, директора по образовательным и акселерационным [2] программам ФРИИ:

Акселератор очень сильно зависит от экспертизы своей команды, менторов и партнеров. Эффективно отбирать, обучать и помогать в развитии невозможно в абстрактных сферах. Фактически акселератор может быть успешным только если он умеет что-то делать лучше других. Быть лучше других во всех направлениях невозможно, поэтому, действительно, приходится фокусироваться.

Например, мы фокусируемся на стадиях и на сферах. Несмотря на то, что в общем смысле ФРИИ поддерживает любые интернет-проекты и мобильные приложения, у нас есть сильная экспертиза по выращиванию определенного типа компаний: это компании с оборотом от 100 тыс. руб. до 1 млн. руб. в месяц в сферах b2c, b2b, маркетплейсов.

Это тоже достаточно широко. Поэтому у нас возникают еще и отраслевые направления: медицина, информационная безопасность… часть направлений мы еще формулируем и пересматриваем, так как рынок меняется. Одновременно с этим четко для себя определяем, какого типа проекты мы не берем: игры, в том числе азартные, чисто медийные проекты и типовой e-commerce. Картина может поменяться, но фокусирование – важная часть успеха акселератора.

Этапы работы стартап-акселератора: Подбор команд - 2

Привлечение

Сделайте все возможное для объединения людей. Обучайте сообщество, чтобы оно работало эффективнее (от экономического подъема выиграют все, и богатые, и бедные). Научите других любить предпринимательство.

Мне нравятся мероприятия (или веб-материалы), в рамках которых опытные предприниматели делятся подлинными историями создания своего бизнеса, рассказывают о тактических приемах работы в юридической сфере или в теме SEO-оптимизации. Еще мне нравятся мероприятия, на которых проходят питчи стартапов. Или просто встречи образованных людей в местах с большим количеством алкогольных напитков. Приобретите какую-нибудь классную вещь, например, шлем виртуальной реальности (Oculus), и дайте людям повертеть его в руках (я видел, как ему радовались в странах третьего мира, где технари знали об этом шлеме, но не имели возможности достать хотя бы один).

Хакатоны [3] здорово помогают в создании продукта и в обучении и практике подходов к ведению предпринимательской активности. Однако на азиатском Startup Weekend, где я был ментором, почти каждая команда львиную долю времени потратила на то, чтобы сделать шикарную презентацию. При этом, они [команды] и понятия не имели, как подтвердить ценность своих бизнес-идей. Такой подход к проведению мероприятия делает его совершенно бесполезным и даже вредным.

Будет лучше привлекать предпринимателей на бесплатной основе или по себестоимости мероприятия. Никогда не берите деньги за возможность выступить с презентацией. Привлекайте спонсоров. Считайте, что хакатон – ваш способ «раскрутить» тему предпринимательства и поощрить сообщество. Вкладывайтесь, но не ждите мгновенного возврата вложенного.

Этапы работы стартап-акселератора: Подбор команд - 3

Очевидно, что брендинг играет большую роль в работе акселератора. Смогут ли люди вас найти? Оптимизирован ли ваш сайт под соответствующие поисковые запросы? Вам нужно заслужить признание, чтобы образованные люди, задумавшись о предпринимательстве, приходили именно к вам.

Некоторые из выполняемых акселератором задач работают на благо всего общества, так почему же именно акселератор должен оплачивать все расходы, если общество тоже получает выгоду от его работы? Привлеките к своей работе государственный ресурс и заручитесь общественной поддержкой: деньгами, налоговыми льготами, встречным финансированием, бесплатными или дешевыми площадками для проведения мероприятий, возможностью быстрого получения виз, службами поддержки, помогающими быстро разбираться в бюрократических вопросах, бесплатным выходом в интернет, бесплатными авиабилетами, и т.д.

Например, французское и голландское правительства владеют частью компании Air France KLM. Благодаря этому они предоставляют акселераторам бесплатные авиабилеты для привлечения к их мероприятиям зарубежных менторов! А Turkish Airlines показывает короткие видео о стартапах на экранах, встроенных в спинки сидений.

Важнее всего установить прозрачность в отношениях с правительством, но при этом не позволять ему контролировать вашу работу. Иначе оно загубит ваш бизнес. Закрепите документально тот факт, что вашему бизнесу требуется много времени, чтобы встать на ноги. Я видел политиков, которые после всего лишь пары лет совместной работы прекращают поддержку акселераторов, потому что не понимают, что даже Кремниевой долине понадобилось 150 лет на развитие.

Этапы работы стартап-акселератора: Подбор команд - 4

Охота

Одно из самых проблемных мест в работе акселераторов. Даже профессиональный бейсбольный клуб New York Yankees отправляет своих людей на поиски перспективных ребят и команд низшей лиги. Затем специальные тренеры и психологи работают над развитием способностей подающих надежды игроков. Вы должны поступать точно так же.

Ищите людей с учеными степенями, не «нашедших себя» в университетской работе. Найдите успешную оффлайн-компанию, которой стоит развиваться в Сети (я видел подобную ситуацию в России – девушка пыталась вывести на Интернет-рынок свое оффлайновое турагентство – теперь её проект попал в калифорнийскую программу 500 Startups). Найдите успешный стартап на этапе посева или проект, который еще не стал бизнесом в полной мере, и объясните им (надеюсь, реальную) ценность в работе именно с вами. Найдите зарубежную компанию, и дайте ей возможность переехать к вам. Найдите интроверта, которому нравится писать код для разных сторонних проектов, но который не любит посещать шумные мероприятия и искать там потенциальных бизнес-партнеров и работодателей.

Да, это трудно и требует больше усилий. Ищите проекты и людей или уходите из этого бизнеса. Если бы мне пришлось выбирать между активным и пассивным привлечением проектов, я бы однозначно выбрал первый вариант. Но обычно 99% своего времени акселераторы привлекают стартапы пассивно.

Комментарий Дмитрия Калаева:

«Охота» или как мы называем это в нашем акселераторе «скаутинг» – очень важная часть работы. По-настоящему сильные предприниматели уверены в себе, и у них практически не возникает мысли попросить помощи у акселератора. Поэтому самые перспективные команды появляются именно через активный поиск и консультирование. Только найдя слабое место в плане сильного стартапа, показав свою экспертизу и предложив работающее решение для конкретного бизнеса, можно создать потребность в партнерстве с акселератором у таких команд.

Лично у меня более 50 перелетов в год по стране, часть сотрудников ФРИИ практически живет в самолетах, помогая командам в регионах России и знакомясь через личные связи и рекомендации многих предпринимателей с интересными растущими бизнесами.

Действительно, это очень трудоемкий и долгий процесс. Кроме поиска компаний на поздней стадии мы начинаем работать с предпринимателями от стадии «у меня есть идея» – до момента, когда мы готовы в них инвестировать, может пройти год-два, и все это время мы остаемся на связи и помогаем различными форматами и экспертизами.

Для понимания масштаба: в год через организованные ФРИИ форматы проходит более 20 тыс. человек, ежедневно в городах России проходит одно-два мероприятия, в которых ФРИИ выступает организатором или со-организатором.

Отбор

Меня не волнует, что вы сказали своим инвесторам или правительству, что профинансируете 10 стартапов за квартал. Если вы найдете только четыре перспективных команды, то и финансируйте только их. Если у вас с этим проблема, пересмотрите стратегии привлечения и активного поиска команд и/или лучше контролируйте своих инвесторов.

Комментарий Дмитрия Калаева:

В данном случае у акселератора все как у любого стартапа. План должен быть, но ничего не пойдет по плану. На старте мы планировали проинвестировать 400 команд предпосевной стадии за 4 года. Для этого мы должны были в каждый акселератор брать в среднем 40 стартапов.

Действительно, реальность вносит свои коррективы. 40 стартапов у нас было только один раз в четвертом акселераторе. В остальных количество команд колеблется от 25 до 35.

Это именно потому, что инвестировать в команду, когда она еще находится на ранней стадии, вредно – и инвестиции «сгорят», и сама команда не сможет перейти на следующий этап развития, а кредит доверия инвесторов и предел собственной веры уже будет выбран.

Мы регулярно пересматриваем стратегию как с точки зрения приоритетных направлений и требований к стадии стартапа, так и с точки зрения количественных показателей. Например, сейчас у нас в планах проинвестировать даже больше чем 400 стартапов, но среднее количество команд в акселераторе мы ожидаем около 30. Причем, если на рынке нет зрелых компаний в таком количестве, то мы не занимаемся искусственным добором для получения круглой цифры.

Обычно я против того, чтобы в акселераторах решения принимались «коллективно». Для профессиональных венчурных фирм это необходимо, потому что прежде, чем вложить в проект 10 миллионов долларов, требуется согласие всех партнеров. Но на ранних этапах существования проекта, как мне кажется, абсолютно нормально высказывать разные мнения по поводу его [проекта] перспектив.

Избавьтесь от «шаманских практик» на этапе отбора. И от найма сотрудников «наудачу». Определите критерии, необходимые вам для оценки проектов, и четко объясните их всем принимающим решения экспертам. Установить критерии оценки очень трудно. Вы инвестируете только в бизнес, готовый [потенциально] выходить на мировые рынки? Или только в программное обеспечение, которое сокращает затраты клиентов проекта? Или только в компании с очевидными перспективами монетизации? Готовы ли вы взять команду основателей без технических навыков?

Признайте, что люди несовершенны (даже если основатель должен быть «сверхчеловеком») и оптимизируйте отбор в соответствии с самыми важными на ваш взгляд условиями.

Если вы собираетесь пригласить специалистов извне (например, местных бизнесменов), чтобы помочь вам в оценке стартапов, то они должны идти в ногу со временем. Построивший 20 лет назад текстильную фабрику предприниматель не должен оценивать стартап уровня Instagram без ваших четких указаний и знания критериев оценки.

Будьте гибкими в отношении своих финансовых предложений. Не пытайтесь, например, предлагать всем без исключения 50 тысяч долларов в обмен на долю в компании в 8%. Y Combinator может позволить себе это, а вы нет. Нужно быть гибче, особенно если вы собираетесь переманить к себе уже вставшие на ноги компании с опытными основателями. Основатели жалуются, что их проект по оценкам экспертов стоит меньше, чем стартап конкурентов? Жестко, но это и есть бизнес.

Этапы работы стартап-акселератора: Подбор команд - 5

Комментарий Дмитрия Калаева, директора по образовательным и акселерационным [2] программам ФРИИ:

Сегодня большинство сделок в акселераторе мы проводим на стадии, когда торг со стороны основателей – вопрос амбиций, а не объективной реальности. И компании с 50 тыс. месячного оборота, и компании с 200 тыс. месячного оборота мы дадим наше стандартное предложение 7% за 1,4 млн. рублей. Если же компания перешагнула 500 тыс. месячного оборота, а таких компаний на входе в акселератор у нас стало появляться 1-2 в каждом наборе, то мы готовы дополнительно обсудить условия финансирования – такой бизнес практически вплотную подошел к следующему раунду инвестиций.

На самом деле, тут главное – даже не вопрос суммы и не вопрос оценки компании, а вопрос, какую поддержку мы можем оказать в росте бизнеса сейчас и как повлияем в качестве партнера в дальнейшем. И в этом контексте наше предложение по акселерации за 7% для компаний «постарше» даже более полезно, чем для стартапов, делающий первые шаги.

При инвестировании в компании на раунде seed с объемом инвестиций до 15 млн. рублей цена компании определяется как по результатам полученных экономических параметров, так и путем переговоров.

Стоит отметить, что вопрос торга зависит от позиции акселератора. У Акселератора ФРИИ на российском рынке позиция достаточно похожа на YCombinator на американском рынке. Для акселераторов без такого веса, набирающих по 3-5 команд раз в полгода-год, ведение торга с основателями – обязательное условие выживания.


Этапы работы стартап-акселератора: Подбор команд - 6 [4]Анонс:

7 октября с 18:00 до 21:30 пройдёт День Открытых Дверей для желающих узнать больше о поддержке предпринимателей от ФРИИ и партнёров.

Приходите [4] и пообщайтесь с командой ФРИИ, трекерами, экспертами, а также с выпускниками Акселератора.


Автор: Фонд развития интернет-инициатив

Источник [5]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-proektami/99326

Ссылки в тексте:

[1] Image: http://megamozg.ru/company/friifond/blog/19632/

[2] акселерационным: http://www.iidf.ru/startups/accel/

[3] Хакатоны: http://habrahabr.ru/company/friifond/blog/265271/

[4] Image: https://iidf-pr.timepad.ru/event/246631/

[5] Источник: http://megamozg.ru/post/19632/