Управление компаниями на основе творческого энтузиазма. Исторический опыт

в 8:34, , рубрики: история, управление проектами, управление проектами и командой

Тема сочетания трудового энтузиазма и успехов компании в целом — не редкость на Мегамозг'е. Но, к сожалению, практика нашей страны показывает, что по большей части примеры удачного сочетания интересов сотрудников и интересов компаний — удел относительно небольших компаний. Причин тому много и причины грустные…

А ведь в истории страны был период, когда одной из основ экономики был энтузиазм сотрудников! Посмотрим как это было и сделаем выводы?

Итак. Чуть менее, чем сто лет назад. После десятилетия войны экономика в развалинах. Торговое эмбарго. Огромное количество незаконных вооруженных формирований самого пестрого состава — от имеющих принципиальные разногласия с победившей властью, до уголовников. Зампред ГПУ Уншлихт доносит:

Политэкономическое состояние Республики за апрель-май характеризуется следующими основными моментами:
1) ухудшением хозяйственного состояния Республики;
2) тревожным настроением под впечатлением тяжелой болезни тов. Ленина, а затем английским ультиматумом и возможностью близкой войны; наконец,
3) характерным для весеннего периода развитием бандитизма.

Ухудшение хозяйственного состояния. Важнейшим вопросом момента является резкое ухудшение в состоянии нашей промышленности, выразившееся в свертывании предприятий по многим ее отраслям как результат отсутствия сбыта и сырья, создавшегося финансового кризиса. Особенно сильно кризис отразился на состоянии предприятий, питающихся ввозным сырьем (текстильные), и в предприятиях мелкой промышленности, зависящих непосредственно от рынка.

Свертывание промышленности ухудшило материальное положение рабочих, вызвав, с одной стороны, приостановку роста зарплаты, а с другой, усилив безработицу.

Повсюду политический бандитизм питается из-за границы как пополнениями, так и организаторами. На Украине бандитизм носит преимущественно уголовный характер, однако и здесь чувствуется руководство контрреволюционных организаций из-за границы.
Бесхозяйственность администрации. Часто предприятия переживают финансовый кризис вследствие бесхозяйственности администрации.

Бесхозяйственность чаще всего вызывается неопытностью управляющих предприятиями.

Закрытие предприятий нередко вызывается также саботажем администрации и определенным стремлением ее привести предприятие в состояние убыточности с целью сдачи его в аренду. В ряде губерний зарегистрированы растраты и хищения заводского имущества.

Наметившееся до мая улучшение материального положения рабочих в конце мая приостанавливается и даже местами намечается определенное ухудшение его. Причина — недостаточность ставок, отмечаемая всеми промышленными губерниями, и задолженность предприятий рабочим.

Рост материальной необеспеченности рабочих вызывает также увеличение числа забастовок.

Казалось бы как далеко от нас, но стоит только чуть перефразировать:

Экономическое состояние Российской Федерации характеризуется следующими основными моментами:
1) ухудшением показателей макроэкономического развития основных отраслей экономики;
2) спекуляциями на основе слухов о болезни Путина
3) вводом в действие очередных антироссийских санкций и постоянными слухами о возможности войны;
3) постоянным ростом ИТ угроз.

Ухудшение хозяйственного состояния. Важнейшим вопросом момента является резкое ухудшение в состоянии нашей промышленности, выразившееся в свертывании предприятий по многим ее отраслям как результат финансового кризиса. Особенно сильно кризис отразился на состоянии предприятий, зависящих о поставок комплектующих из-за рубежа, а также предприятий мелкого и среднего бизнеса, зависящих от уровня платежеспособного спроса населения.

Но не будем о грустном. С другой стороны — двадцатые годы — это все еще сохраняющийся идеализм тех, кто верит в светлое будущее — до всесилия бюрократии и тотальной системы планирования еще ох как далеко.

— В Америке — лучше организация труда, лучше оборудование и лучше рабочие.
Если у нас наступит мир, у нас будет так, как в Америке.
— А сколько времени потребуется, чтобы добиться американских стандартов?
— Может быть, двадцать лет, может быть – десять…Откуда мне знать…Думаю, французы и поляки нам этого не позволят.
— А сколько времени понадобится добиться американских стандартов на этом заводе?
«Три- четыре года» — сказал он более оптимистично

Завод работал в половину мощности по сравнению с довоенным временем и производил лишь половину довоенных объемов продукции.

Управление компаниями на основе творческого энтузиазма. Исторический опыт - 1

Но перейдем к теме статьи. Какова была организация труда?

Директору завода отведено решение технических вопросов, проблемы сырья, финансов, оборудования, рынков сбыта, организации технологических процессов.

Человеческая часть работы, внутренняя жизнь завода, управляется Рабочим комитетом, служащими, находящимися на зарплате, но выбираемыми рабочими.

Они также решают разного рода конфликты, иногда –отдельно, иногда – на совещаниях с руководством завода.

«Какого рода конфликты? Оплата труда? Время работы?» — спросила я.

«Нет»- ответили мне.

«Длительность работы определяется законом, зарплаты – коллективным договором.

Но представьте, что существует соглашение, по которому руководство обязано предоставить спецодежду для горячих цехов и грязной работы, обеспечить дополнительное питание для тяжелых работ.

Некоторые рабочие считают, что им следует это получить, а руководство считает, что эти рабочие не подпадают под указанные в соглашении условия.

Существуют споры между рабочими.

Все это решается нами без обращения к руководству.»

Я сказала им, что я и сама должна была понять, что эффективная работа комитета спасает руководство от решения многих проблем. Он, видимо удивился, что я говорю о таких очевидных вещах.

«Конечно»-сказал он.

«Мы для того и существуем, чтобы помочь промышленности хорошо работать»

«Ну, а кто же, в конечном счете, отвечает за эффективность работы предприятия? Когда вы мне говорите, что производительность на одного человека даже выше, чем была перед войной, чья это заслуга?» — спросила я.

«Общая заслуга»-ответил он.

«Это в наших общих интересах, чтобы завод стал работать лучше. Только так мы можем добиться повышения оплаты труда и улучшить жизнь вокруг нас. Директор отвечает за улучшение технических условий, а мы заботимся о людях.»

Со стороны сотрудников управление осуществлялось рабочими комитетами:

Управление компаниями на основе творческого энтузиазма. Исторический опыт - 2

Они выбираются рабочими завода, эти представители похожи на наших профсоюзных деятелей, однако, здесь каждый концерн заключает с профсоюзом соглашение, а представители профсоюза имеют свой кабинет прямо на заводе, решая возникающие проблемы.

Наверно можно сказать, что в тот период — период жестокого экономического кризиса — без опоры на вовлечение в систему управления широких масс населения вывод страны из экономического кризиса был не возможен. К сожалению этот эксперимент был свернут и выхолощен. Те же профсоюзы существуют и сегодня — но видел ли кто либо их реальное участие в экономическом управлении?

Чему нас должен научить этот опыт? Мало создать компанию или команду, сочетающие интересы ее членов и интересы компании. Нужно создать самоподдерживающуюся систему с тем, чтобы через несколько лет компания не превратилась в очередную иерархическую структуру — с сохранением восторженных описаний в прессе и ностальгическими воспоминаниями немногих оставшихся стариков в курилке

Все цитаты взяты тут.

Автор: teecat

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля