Placebo-кнопки в повседневности и в веб-дизайне

в 18:34, , рубрики: usability, Блог компании Paysto

imageГде-то полгода назад под знаками пешеходного перехода появились яркие желтые сенсорные кнопки с индикатором активации (когда нажимаешь на кнопку загорается красная лампочка, расположенная непосредственно над ней, такая же лампочка загорается на кнопке, расположенной на противоположной стороне). Логичный вывод о том, что эти кнопки как-то управляют светофором, не получил достаточного практического подтверждения. Те редкие случаи, когда после нажатия загорался зеленый свет, скорее были совпадением, чем результатом отлаженной работы системы управления.

Быстрый поиск на просторах интернета подсказал, что кнопки должны бы управлять светофорами, но еще не выполняют своих функций по тем или иным причинам. В комментариях на одном из форумов была приведена ссылка на статью BBC в которой описывался подобный опыт в других странах. Из статьи следовало, что либо эти кнопки должны работать в ночное время, либо они являются уловкой, которая называется «кнопки-плацебо».

Идея кнопок-плацебо заключается в том, чтобы использовать стремление человека постоянно контролировать все аспекты его жизни. В контексте светофора это выглядит следующим образом:

— Подходя к светофору, на котором горит красный сигнал, человек подсознательно не уверен, что зеленый свет когда-нибудь загорится. В связи с этой неуверенностью, время ожидания кажется ему бесконечно долгим и, вероятно, бессмысленным, что мотивирует его пренебречь правилами дорожного движения и перейти на красный свет;

— Если на светофоре расположен некий элемент управления, то после его активации пешеход обретает внутреннюю уверенность в том, что некто знает о его ожидании зеленого сигнала и обязательно его включит. При этом абсолютно не важно, что по сути, никакой взаимосвязи между нажатием кнопки и работой светофора нет.

Как выяснилось, все доходит до того, что

Во множестве офисов и небольших помещений термостат не подключен вообще ни к чему. Арендаторы, инженеры и специалисты по управлению микроклиматом устанавливают термостаты-пустышки, чтобы удержать людей от траты денег компании на постоянную настройку температуры. Согласно статье от 2003 года в «Wall Street Journal», специалисты по управлению микроклиматом подозревают, что около 90% термостатов в офисах являются подделками.

Оказалось, что эффект Плацебо прекрасно используется и в веб-дизайне

Смысл статьи заключается в том, что некоторые сайты используют элементы управления и дизайна, создающие видимость того, что пользователь управляет результатом. Истинная задача таких элементов состоит в создании положительного пользовательского опыта и усилении лояльности пользователя к конкретному сайту.

Вот несколько примеров из статьи:

Кнопка «Обновить»

Большинство современных сайтов обновляют предоставляемую информацию без дополнительных усилий со стороны пользователя. Яркий пример – это вКонтакте, Facebook, Twitter, в которых уведомления о событиях приходят по мере их поступления. Тем не менее, большинство из тех, кто застал необходимость обновления страницы, все еще продолжают нажимать F5, когда им кажется, что время ожидания желанного уведомления несколько затянулось. Перенос этой идеи, но уже в виде 100% плацебо, наблюдается в сфере мобильных приложений. Разработчики специально добавляют функционал, который «дает возможность» обновить приложение, или элементы дизайна, сообщающие о том, что «идет» процесс обновления информации.

image

Зачем это делается? Ваше приложение предоставляет всю новую информацию по мере получения, но как донести это до пользователя, который может абсолютно ничего не понимать в возможностях современных приложений и начинает волноваться, что пропал интернет, приложение не работает, «тупит» телефон и прочее. Плацебо-обновление убирает все эти страхи, сообщая пользователю, что мы все проверили, но никакой новой информации действительно не поступило, никаких событий не произошло.

Персонализация

Использование этого приема было замечено за Netflix и Quora. После регистрации Quora предлагает на выбор темы для персонализации вашей подписки. Механизм действительно работает, мало того, что вы будете получать информацию о статьях, которые относятся к выбранной вами тематике, еще и список тем подписки автоматически сортируется в зависимости от тематики, выбранной вами ранее. Но чуть позже Quora использует хитрость, которая в некоторой степени даже противоречит некоторым базовым стандартам UX. После выбора всех тем и нажатия кнопки о подтверждении, вы можете несколько мгновений созерцать информацию о том, что идет настройка вашего персонального профиля со шкалой загрузки.

image

Давайте будем откровенны: реализация этого алгоритма не должна занимать и секунды времени. Но при этом создается впечатление, что множество мощнейших алгоритмов работает для вас и только для вас. Пользователь с восторгом смотрит на индикатор загрузки, который ненавистен ему в большинстве случаев и проникается мощью современных технологий, которые вовсю трудятся на его благо.

Вывод:

— Грамотное использование эффекта Плацебо позволяет искусственно создать позитивный пользовательский опыт, не изменяя функционала вашего сайта (приложения);

— Вы должны убедиться в том, что ваш пользователь находится под контролем интерфейса, который предупреждает возникновение негативного опыта основанного на страхах и непонимании ситуации.

Статья подготовлена по материалам:
blog.usabilla.com/
www.bbc.com/
youarenotsosmart.ru

Автор: Irina_Ua

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля