Как я искал идеальный инструмент для проектирования разговорных интерфейсов, или В поиске священного Грааля

в 8:51, , рубрики: Actions on Google, google assistant, UX, Voice UI, VUI, Блог компании REDMADROBOT, интерфейсы, пользовательские интерфейсы, разговорные интерфейсы, разработка мобильных приложений, разработка приложений, чатботы

image

Как я искал идеальный инструмент для проектирования разговорных интерфейсов, или В поиске священного Грааля - 2 Павел Гвай, android-разработчик KODE

Привет, меня зовут Павел pavelgvay, я работаю в калининградской студии разработки мобильных приложений KODE и около года назад активно погрузился в процесс разработки приложений для Google Assistant и просто-таки залип над этапом проектирования интерфейса, который стал настоящей творческой отдушиной после строчек кода.

Разработав с десяток проектов, выступив на нескольких конференциях, познакомившись с разработчиками Google Assistant, который, кстати, совсем скоро заговорит по-русски, обменявшись опытом с разработчиками, студиями и даже автором книги, я серьезно задумался об оптимизации процесса проектирования и тестирования голосовых приложений, которые уже можно делать даже для Алисы.

Именно эта мысль дала мне мотивационного пинка, отправила в длительное путешествие по существующим инструментам и анализу их недостатков, ну и привела к ожидаемому выводу — о нем в конце статьи, а пока о настоящем.

Теория

Для тех, кто еще не щупал изнутри разговорные интерфейсы, поясню, что вообще из себя представляет дизайн такого приложения.

Хорошее разговорное приложение отличается от чатботов отсутствием принуждения к использованию конкретных команд — здесь у пользователя выстраивается свободный диалог с сервисом, похожий на общение с реальным человеком. Основное — это голос и текст, но в случае, если у устройства есть экран, приложение может подключать визуальное сопровождение в виде карточек, каруселей, списков для лучшего донесения информации.

Возьмем хотя бы “заказ пиццы”: Представьте, сколько различных вариантов фраз можно использовать, чтобы сказать приложению, что вы хотите пиццу. Пользователь может назвать конкретное название, а может попросить посоветовать ему варианты с грибами и ветчиной или попросить прочитать весь доступный список и выбрать из него, а может и просто сообщить, что голоден.

Все это варианты развития сюжета. Вот что мы должны предусмотреть: каждый отдельный шаг в каждом возможном пути каждого из сценариев приложения. Непаханое поле! А мы все еще пиццу не заказали!

Методика проектирования

Проектирование (или дизайн, как вам удобней) разговорного интерфейса вне зависимости от платформы проходит через стандартный набор шагов. Подробные гайдлайны можно найти у самих разработчиков Google Assistant, Amazon Alexa, Microsoft Cortana, я же свел это в короткий чек-лист:

  1. Выявляем персон — каждая персона — это собирательный образ представителя какой-либо группы аудитории приложения, за которым стоит определенный набор фраз, основанных на стереотипах его поведения.
  2. Фильтруем сценарии — сортируем возможные варианты разговора по их применимости к реальному диалогу с человеку. Звучит странно? Тогда отбрасываем. Пишем на эти сценарии примеры диалогов.
  3. Создаем персонажа — раз уж мы за натуральность диалога, то у собеседника нашего приложения должен сформироваться образ человека, с которым он общается. Добавляем имя, прорисовываем внешность, умения, краткую биографию, характер и, конечно голос (SSML — язык разметки для речи).
  4. Строим дерево диалога — чтобы учесть все варианты хода событий, все шаги, которые приведут пользователя к гипотетическому “заказу пиццы”, стоит визуализировать все действия.
    Как я искал идеальный инструмент для проектирования разговорных интерфейсов, или В поиске священного Грааля - 3

  5. Работа с фразами — каждый шаг предполагает не менее 5-10 вариаций как реплик со стороны интерфейса, что делает разговор живым, так и пользователя, что поможет в распознавании речи.
  6. Тестирование — все ли ветки диалога учтены, нет ли логических тупиков, рубленых фраз — для этого необходимо проверить все сценарии, проговорив их с кем-нибудь.

Хьюстон, у нас проблема

Корень всех проблем проектировщика разговорных интерфейсов — это огромная масса информации. Сценарии, варианты их прохождения, деревья диалогов, шаги, которых на небольшое приложение может набраться штук сто. Всю эту массу информации надо где-то хранить, как-то синтезировать, сверять, тестировать, передавать в разработку, давать посмотреть заказчику, а рекомендаций по выбору инструмента от разработчиков голосовых помощников в гайдлайнах просто нет.

Спроектировав первые приложения, я свел все свои боли в основной набор проблем:

  • Огромная карта диалога — подробный и наглядный путь от точки А до точки В, весь лабиринт запутанного движения пользователя к цели — для такой задачи мало подходит обычная белая доска (только представьте, каким кеглем нужно писать слова, а потом перетаскивать этот талмуд разработчикам), а ведь еще надо договориться с командой об условных обозначениях, которые мы используем на карте. Мрак!
  • Ручной рабский труд — кучу времени надо тратить не только на размещение информации, но и на синхронизацию правок и изменений. Все варианты фраз на карту не поместить, поэтому приходится держать их в таблице. Кучу времени приходится тратить на ручную синхронизацию всей информации, что у нас есть. Так как все действия выполняются вручную и ничем не застрахованы от обычных ошибок и опечаток, то приходится перепроверять себя по сто раз.
  • Знак качества — каждый раз для проверки качества выполненной работы, приходится вручную собирать транскрипт диалога, постоянно переключаясь между документом с транскриптом, картой диалога и таблицей с фразами. Это ужасно нудный и долгий процесс, который отбивает желание контролировать качество своей работы напрочь.

Итогом этой постоянной борьбы с болями становится не только растягивающиеся сроки разработки, но и потеря качества из-за невнимательности, усталости и, конечно, потери мотивации.

В сети уже появился ряд инструментов, который должен облегчить процесс, но функционал их достаточно ограничен.

Критерии оценки

Чтобы не быть голословным в своем анализе и субъективной критике, я, в лучших традициях научного исследования, взял одну и ту же часть реального приложения, над которым работал и попробовал ее реализовать с помощью предложенного инструментария.

Все результаты я сводил в таблицу и оценивал каждый набор сервисов по трем основным критериям, выставляя им оценку по 5-ти бальной шкале:

  • наглядность карты диалогов;
  • легкость и качество тестирования;
  • простота внесения правок и синхронизации.

Белая доска (Realtimeboard)

Как я искал идеальный инструмент для проектирования разговорных интерфейсов, или В поиске священного Грааля - 4

Начнем с “классического” подхода: карту диалогов строим на белой доске, а точнее в ее цифровом аналоге — Realtimeboard. Описание персонажа и фраз будет храниться в Google Docs.

Карта

Как я искал идеальный инструмент для проектирования разговорных интерфейсов, или В поиске священного Грааля - 5
Перед построением карты придется выработать свои условные обозначения — снова затраты времени, а при построении карты каждый шаг прорисовывается и выравнивается вручную — выходит медленно, зато зрительно карта становится понятнее.

Тестирование

Процесс сбора материалов для тестирования занимает уйму времени. Выглядит это примерно так: заглянули в карту, затем взяли из таблицы фразу и вписали ее в документ. Никакой гибкости, сплошная рутина и постоянное переключение между инструментами.

Внесение правок и синхронизация

Править карту легко: шаги можно менять местами, перемещать целые ветки и выделять отдельные элементы в группы. А вот синхронизировать карту с таблицей фраз приходится вручную — вновь скребущее чувство потерянных данных.

Итог

Ставим “хорошо” Realtimeboard за наглядность и гибкое подстраивание методологии работы под проектировщика. Грозим пальцем за затянутый процесс тестирования и ручную синхронизацию таблицы фраз с картой.

  • Карта — 5/5
  • Внесение правок и синхронизация — 0/5
  • Тестирование — 0/5

Sayspring

Карта и фразы находятся внутри Sayspring, информация о персонаже и персонах останется в Google Docs.

Карта

Как я искал идеальный инструмент для проектирования разговорных интерфейсов, или В поиске священного Грааля - 6
Карта формируется пошагово: есть обозначения для пользователя и интерфейса, ее можно делить на сценарии. В процессе построения ловишь мелкие неудобства, например, необходимость постоянно сохранять изменения. При этом карта абсолютно линейна: переходы никак не отображаются (связи и развилки на скрине добавлены уже самостоятельно).

Тестирование

Как я искал идеальный инструмент для проектирования разговорных интерфейсов, или В поиске священного Грааля - 7
Сервис позволяет протестировать сценарии голосом, но при этом недоступен текстовый аналог фраз, отсутствует возможность возврата на пару шагов назад (придется начать заново), распознавание речи доступно лишь для трех языков и работает плохо. Для тестирования этот режим бесполезен, ибо нет возможности смотреть историю диалога, всё равно придётся собирать диалоги в файл.
Как я искал идеальный инструмент для проектирования разговорных интерфейсов, или В поиске священного Грааля - 8
К счастью, сбор диалогов здесь облегчен. По нажатию на кнопку инструмент сам покажет вам возможные диалоги. Там много проблем и неудобств (например нельзя собрать два сценария в один файл; нельзя скачать файл, только просмотреть в инструменте), но это уже экономит нам время на тестировании.

Внесение правок и синхронизация

Как я искал идеальный инструмент для проектирования разговорных интерфейсов, или В поиске священного Грааля - 9
Все реплики закреплены за конкретным логическим шагом в карте, что избавляет от необходимости переключаться между инструментами и синхронизировать их состояние.

Вносить правки в карту неудобно: перетаскивание элементов возможно лишь внутри одного сценария, группировки недоступны.

Итог

Sayspring избавляет от рутинной работы по сбору материалов для тестирования и синхронизации таблицы фраз с картой, так как реплики закреплены за шагами. Это единственные плюсы.

Карта ненаглядна, работать с ней трудно и неудобно. Тестирование голосом работает, но бесполезно, так как нет возможности вчитаться в реплики, посмотреть историю, а выгрузка диалогов ограничена.

  • Карта — 0/5
  • Внесение правок и синхронизация — 3/5
  • Тестирование — 3/5

Botsociety

Как я искал идеальный инструмент для проектирования разговорных интерфейсов, или В поиске священного Грааля - 10

Инструмент отличается форматом основного экрана: первоначально выстраивается диалог, а карта рисуется автоматически. Фразы и персонажа будем хранить в Google Docs.

Карта

Как я искал идеальный инструмент для проектирования разговорных интерфейсов, или В поиске священного Грааля - 11

На карте хорошо видны развилки и связи между шагами. Она интерактивна: по клику на шаг открывается редактирование элемента.

Разделения на сценарии нет, что приведёт к большому числу повторений и огромной запутанной блок-схеме.

Тестирование

Как я искал идеальный инструмент для проектирования разговорных интерфейсов, или В поиске священного Грааля - 12
Тестирование выполнено в виде переписки, что позволяет вчитаться в реплики, посмотреть историю.

Однако, нет возможности выбрать шаги: по сути мы не управляем процессом, а смотрим видео, что делает режим бесполезным.

Внесение правок и синхронизация

Поскольку фразы и карта хранятся отдельно, то проблема с синхронизацией остаётся. Вносить правки в карту довольно удобно, есть drag-and-drop, а вот выделить несколько элементов и сделать общее действие над ними нельзя.

Кстати, в сервисе реализован так называемый build-mode: в фразы можно встраивать переменные и получать к ним доступ через API. Таким образом инструмент может стать хранителем контента. Какого конкретно — непонятно, ведь можно указывать только один вариант фразы.

Итог

Инструмент скорее создан для быстрого прототипирования простых приложений, а не для полноценного проектирования. Тестирование не работает, оставляя проблему со сбором материалов открытой. Выгрузка диалогов доступна только в формате MP4, GIF или AVI.

  • Карта — 2/5
  • Внесение правок и синхронизация — 1/5
  • Тестирование — 1/5

Xmind

Инструмент позволяет строить карты, но не специализируется на дизайне разговорных интерфейсов. Персонажа и фразы будем хранить в Google Docs.

Карта

Как я искал идеальный инструмент для проектирования разговорных интерфейсов, или В поиске священного Грааля - 13
Карту можно разделить на сценарии. Строится удобно и быстро благодаря удобным хоткеям, снимая с нас необходимость выравнивания.

Плохо реализованы связи между шагами, невозможно менять кривые, и они строятся поверх всего, сильно уменьшая читабельность карты.

Как и в realtimeboard, перед построением карты придется выработать условные обозначения.

Тестирование

Для сбора материалов в инструменте нет ничего, проблема не решена совсем.

Внесение правок и синхронизация

Работать с картой удобно: доступно выделение и перетаскивание элементов. Поскольку фразы хранятся отдельно, то проблема с синхронизацией остается.

Итог

Процесс построения карты очень удобный, сама карта достаточно наглядная, но есть проблема со связями между шагами. Проблемы с тестированием и синхронизацией таблицы фраз и карты не решены.

  • Карта — 3/5
  • Внесение правок и синхронизация — 0/5
  • Тестирование — 0/5

Пожаловался, а что дальше

Понятно, что в исследовании были рассмотрены не все доступные варианты (буду рад вашим советам в комментариях), но по проанализированным сервисам можно сделать четкий вывод — ни один инструмент не похож на Священный Грааль. Временным решением лично для меня служит комбо из Realtimeboard + Google Sheets + Google Docs.

Однако, мириться с потерей времени и сил на проектирование я не стал и задался целью разработать собственный инструмент — Tortu.

Разработка функционала напрямую зависит от мнения заинтересованных разработчиков. Специально для этого подготовил несколько вопросов, которые помогут мне сориентироваться. Буду благодарен, если Вы поможете мне и заполните форму. Заполнение займет не больше 5-7 минут.

Послесловие

Если Вам интересна тема разговорных интерфейсов, и Вы хотите узнать больше про дизайн, разработку, либо у Вас появились какие-либо вопросы, то велком в мой telegram-чат, посвященный разговорным интерфейсам, где уже собралось небольшое комьюнити разработчиков и дизайнеров.

Автор: APPKODE

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля