БЭМ одержимость. Последствие параметрического дизайна

в 6:25, , рубрики: БЭМ, веб-дизайн, дизайн, дизайн в браузере

Тысячи часов было инвестировано мной вхолостую. Если верить правилу 10 000 часов, то еще не много и я мог бы стать сносным скрипачем, ремесленником, спортсменом или еще кем-то. Но в разработке и дизайне это не работает. Весь шлак удаляется и часы обнуляются. А число ошибок и скорость изменения настолько велика, что мысли о приобретенном опыте можно отбросить.

Порог входа в формирование экосистемы для своего проекта или семейства проектов не должен быть таким сумасшедшим и к нему не надо относиться как глобальному наследию. Нужна система, использующая коллективный опыт, позволяющая массово себя улучшать, при этом модифицирую точечно под себя.

Мне, как дизайнеру, не хочется тратить 90% времени на формирование окружения (структуру, сборщики и другие подобные вещи). А писать HTML и CSS по старинке, я позволить себе не могу. Таким образом, появляется необходимость в среде для «умного» дизайна.

Анти-кастомщина

Какое-то время я был горд проделанной работой. То, тем как поменялись процессы в нашей команде, как мы выходили из полного дизайн хаоса. Я описывал это в статье «Дизайн масштабируемых проектов». Но меня беспокоило несколько моментов. И ощущение того, что мы написали свою кастомщину (хоть и достойно справляющуюся со своими задачами) все чаще напрягало.

Все начало меняться, когда на одном из @cssunderhood, появился Виталий Харисов. Своими твитами он все сильней давил на те зудящие проблемы, имеющиеся в текущем процессе. И к концу недели я был совершенно обескуражен и не видел причин не попробовать БЭМ более основательно.

БЭМ как методология или что-то большее

К методологии БЭМ я пришел прогрессивным путем через МCSS. И вопрос об ее использовании, уже не стоял. Но «Дизайн в браузере» и так жутко пугающая вещь для многих дизайнеров, а реализация его по БЭМ методологии ручными способами просто обескураживает.

БЭМ больше чем просто методология

Вся проблема в том, что вы пытаетесь писать результирующий код. Но все резко меняется, когда вы ставите project-stub, пробуете описать ваш интерфейс на BEMJSON. Я бы сказал, что это своего рода точка невозврата, когда мышление, восприятие интерфейса, его конструкций и способ реализации, меняется бесповоротно. Вот для примера карта коммитов на githab-е. Тут можно увидеть тот момент, когда я познакомился с project-stub
image

Bem-components

БЭМ компоненты были одной из основных причин, чтоб начать использовать БЭМ. Они были идеальны для прототипирования. Хотя и конструкции компонентов, мягко говоря, не предсказуемые. Я думаю об этом можно догадаться по докладам из жанра — «Как сверстать кнопку». Но именно эти конструкции перекрывали все спорные моменты, с которыми раньше приходилось мириться или решать костылями.

Для меня была важна закономерность параметров. Зная, склонность к порядку БЭМ команды, я рассчитывал найти закономерность в Яндексовских интерфейсах. Посмотрев большинство Яндекс сервисов, я обнаружил большую разношерстность, не смотря на внешнее сходство всех проектов. И я решил, заточить дизайн среду под себя.

Распотрошил bem-components

  1. Мой старт начинался с прототипирования на BEMJSON, c использованием bem-components. Для прототипов нужно было составить небольшие гайды. Так как я прошерстил несколько Яндексовых сервисов, у меня уже сложилось общее понимание, как устроен их UI, хотя общего между сервисами, за исключением веб компонентов, было не так уж и много. Я раздробил каждый сервис по нескольким составляющим: типографика, цвета, отступы, размеры контролов, конструкции и т.д. Найдя закономерности, опираясь на накопленный опыт в формировании живых стаил гайдов, я составил вот такой гайд для прототипов + заиспользовал bem-grid для конструкций каркаса страниц.
  2. Второй глобальной задачей для меня было — внести кастомность. Чтоб формировать проектный UI на базе сверстанного прототипа. И я начал с цветов. Оптимизировал bem-components, для удобной кастомизации их цветов.
    1. Вытащил все цвета, которые были в файлах common.blocks/компонент/_theme/компонент_theme_island.styl. Получился 31 цвет (вместе с оттенками, прозрачностями и тд).
    2. Привел все к hsla, чтоб были наглядно видно основные цвета.
    3. Разбил цвета(оттенки) на группы, по основным цветам.
    4. Вытащил в переменные основные цвета:
      • $base = #000
      • $active = #070
      • $link = #44b
      • $project = #fc0
      • $alert = #e00
      • $normal = #f6f5f3

    5. Задал hue, saturation, lightness, opacity через Stylus.
    6. Создал файлик design/colors.styl и импортировал его в стили компонентов
    7. Процесс оптимизации — codepen.io/koloskof/full/gaNGgB

    Что получилось — github.com/bemcustom/bemcustom-components/tree/cosmetic

    Это было хорошее начало, но хотелось более гибкой настройки.

  3. Проанализировал все параметры, которые нужно менять при формировании своей «темы», в соответствии со стилем проекта. Таким образом, их получилось 200 штук. Все они были вынесены в отдельный файл. Многие из них были неочевидны, так как отражали особенность конструкций БЭМ компонентов. Поэтому рядом с каждой переменной указано, что она меняет (сейчас процесс оптимизации продолжается)
  4. Когда у вас есть большинство зависимостей для того, чтоб заниматься «Параметрическим дизайном», трудно остановиться. И захотелось сфокусироваться на типографике. По статистике Джефри Зельдмана, 90% составляющих интерфейса это типографика. И она заслуживала отдельного внимания, поэтому ее я вынес в отдельный компонент, с несколькими группами модификаторов. Что позволяет гибко, но достаточно дисциплинированно использовать ее в компонентах. (Пару значений размеров пересекаются с компонентами, на это стоит обратить внимание при кастомизации)
  5. Стартонул базовый Kit, импортировав в блоки переменные отступов и цветов. Это сыроватый набросок открытого прототипа Kit-а с которым я буду довольно много экспериментировать, дошлифовывая БЭМ для своих дизайнерских нужд.

Самая ценная дизайнерская инвестиция

Хотя я проникся только начальной часть этой большой методологии, БЭМ стал для меня самой ценной дизайнерской инвестицией. Зная свою «симпатию» к «Дизайну в Браузере», могу сказать, что БЭМ делает его логичным, мощнейшим и самым естественным способом реализации качественного UI-я.

P.S. Если вы не сделали первые шаги в БЭМ, как дизайнер, то у вас есть отличная возможность. Не стесняйтесь постучаться в БЭМ сообщество, которое довольно активное и в моменты ступора, направит вас в нужное направление.

Stay BEMed!

Автор: mkoloskov

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля